Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Сельскохозяйственный рынок в живописи как ресурс визуальной информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются сельскохозяйственные рынки через призму произведений искусства. В работе с помощью картин художников, как визуальной информации по истории агрономии, были исследованы вопросы интродукции агрокультур в России, достижения селекционных работ с сельскохозяйственными растениями, а также проанализировано видовое разнообразие длинноплодной лагенарии, бутылочной тыквы и чалмовидных форм тыквенных культур. Имеющийся опыт в этом направлении был положен в образовательную технологию, как метод скетчей или визуальных заметок. В таком подходе развивается познавательная функция обучающихся, т.к. происходит сбор информации об объекте, в данном случае агрокультуре, ее интродукции, распространению и изменениям, которые она претерпевает в результате селекции. Была создана электронная база данных, насчитывающая 50 художественных произведений различных периодов, выполненных художниками разных стран. Произведения искусства от древних времен до наших дней представляют собой альтернативный источник информации об истории агрономии, интродукции культур и их распространению. Систематический сбор образов (иконографии) будет служить бесценным ресурсом для дальнейших исследований, как в истории каждой сельскохозяйственной культуры, так и элементов технологий возделывания растений и сохранения видового разнообразия
-
Ряска – перспективное овощное растение
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы использования ряски как зеленного овоща. Показано строение видов рясок, их биологические особенности, распространение в мире и на территории Краснодарского края. Показана возможность их использования как биотестеров и биоиндикаторов водной среды, как аналитической системы для анализа. Рассмотрены вопросы использования ряски в искусственных условиях, требования к содержанию культуры
-
Роль научной иллюстрации в истории биологии
Краткое описаниеИллюстрации являются важной частью научной работы, а также и образовательного процесса. Они помогают понять изучаемый материал, увидеть различные связи между явлениями. В работе рассматриваются различные типы иллюстраций, а также представление иллюстраций в научной работе, обучающем материале и роль абстракции в научной иллюстрации
-
Реализация продуктивности колоса у коллекционных образцов озимой мягкой пшеницы
06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)
Краткое описаниеРабота посвящена изучению продуктивности колоса образцов озимой мягкой пшеницы коллекции Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР). В исследовании предпринята попытка провести предселекционное исследование коллекционного материала по элементам продуктивности колоса. В концепцию предселекционного исследования положено изучение исходного коллекционного материала по заданным характеристикам с целью выявления лучших генотипов для дальнейшего использования в селекционной практике. В анализ коллекционного материала в качестве показателей продуктивности колоса использовали следующие характеристики: длина главного колоса (см), количество колосков в главном колосе (шт.), количество зерен в главном колосе (шт.), масса зерна с главного колоса (г), масса 1000 зерен (г). Высота растений была один из базовых показателей исследуемого материала, т.к. ряд образцов различался аллелями генов короткостебельности. По результатам двух лет исследований, по показателю «масса 1000 зерен» выделился сортообразец Cologna lunga razza 188 (Италия) – 71,20 г. По показателю «количество зерен в колосе» сортообразец Fenotipo 1 (Италия) – 57,3 г. Так же по совокупности показателей выделен сортообразец Калоян (Болгария) со средней за два года исследования массой 1000 зерен – 51,77 г., количеством зерен в колосе – 51,6 шт. и массой зерен с колоса – 2,71 г.
-
Реализация потенциальной продуктивности стародавних сортов озимой мягкой пшеницы
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы морфофизиологического контроля за растениями озимой мягкой пшеницы. В качестве объекта исследования выбраны стародавние сорта – популяции озимой пшеницы, которые возделывались на территории Кубани в прошлом столетии. Целью работы являлось определение влияния на репродуктивную систему сортов озимой мягкой пшеницы таких факторов, как условия года выращивания и обработка посевов ретардантом «ЦеЦеЦе 750» в 1,5 л/га д. в. Для достижения поставленной цели был проведен морфологический анализ конуса нарастания на VI этапе органогенеза, позволяющий получить количественную оценку потенциальной семенной продуктивности будущего колоса озимой мягкой пшеницы. Для изучения влияния года выращивания на репродуктивную систему сортов озимой пшеницы дисперсионный анализ рассчитывался по схеме 3×7, где вариабельность факториального признака обусловлена влиянием генотипа (фактор В), годом выращивания (фактор А), то есть повторность во времени интерпретируется нами как влияние условий года выращивания. Влияние ретарданта на репродуктивную систему сортов озимой пшеницы проводился дисперсионный анализ по вышеописанной схеме 2×7, где фактор «А» представлен в двух градациях (варианты, обработанные ретардантом и не обработанные), в этом случае повторность по годам исключалась как фактор. Результаты исследований указывают, что показатель реализованная продуктивность сортоспецифичен и может служить мерой гибкости изучаемых сортов к различным экологическим условиям. Анализ дисперсий показал значительное влияет ретарданта на реализацию потенциальной продуктивности во всех вариантах посевах озимой мягкой пшеницы. Сравнение средних генеральных совокупностей указывает на то, что генетический потенциал высокорослых сортов может не проявится даже в благоприятные для возделывания культуры годы. Искусственное снижение высоты растений ингибирующим рост препаратом, является эффективным способом выявить высокую продуктивность таких генотипов, как с сорта Немерчанская и Старая озимая №346
-
Пыльцевой анализ в селекции растений
Краткое описаниеВ работе рассматриваются различные аспекты применения пыльцевого анализа в селекционной практике. В качестве базовых характеристик используются фертильность и жизнеспособность пыльцевых зерен, изменение морфологических характеристик пыльцы. Анализируется связь пыльцевого анализа с репродуктивным потенциалом растений
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описаниеВ работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную
-
Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются почтовые открытки с изображениями, относящимися к агроботаниче-ской иллюстрации, возможность их использования в качестве информационного ресурса в процессе изучения курса по истории агрономии. Дано обширное представление об агроботанической иллюстрации, рассмотрены цели и задачи данного типа изображения. История агрономии в почтовых открытках рассмотрена на трех типах изображения: художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). К каждому типу изображений приведены иллюстративные примеры с краткими комментариями. Обзор представлен по собранной коллекции, охватывающий разные страны мира. Статья снабжена примерами почтовых открыток с краткими комментариями. Представлен обзор коллекции почтовых открыток разных стран мира, а также анализ экземпляров из серий «Гигантские овощи на ферме» и «Яблочное семейство». Таким образом, изображения, представленные на почтовых открытках позволяют получить следующую информацию: направленность аграрного сектора местности (основные виды деятельности: растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т.п.); ботаническая характеристика агрокультур (агроботаническая иллюстрация); иллюстрация отдельных видов технологий возделывания агрокультур (уборка, уход за растениями, вспашка, орошение); документальное изображение отдельных рекордных урожаев; исторические и культурные традиции, связанные с аграрным сектором страны, или отдельной местности; популяризация новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур; информация о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в регионе, штате, конкретной местности; картины художников, освещающих аграрный труд конкретной страны; популяризация местной флоры; развивает наблюдательность; учит размышлять и анализировать
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований