Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Краткое описание
Представлено исследование истории агрокультуры, ее распространения и использование путем анализа изображения, иконографии. В качестве объекта исследования взят образ пшеницы, древней культуры мира среди сельскохозяйственных растений. По пришествии многих лет иллюстративный ряд приобретает совершенно иное значение, а именно становиться самостоятельным ресурсом информации. В анализ вошли образы пшеницы в живописи, скульптуре, мозаике, гобеленах, фресках, ботанической иллюстрации, марках, фарфоре и научных рисунках. В работе предпринята попытка провести анализ образов пшеницы в произведениях искусства с целью поиска видового разнообразия, направлений селекционно-генетических исследований, а также представить морфологические характеристики культуры. Метод анализа – метод визуальных заметок или скетчей, состоящий в сравнении и поиска информации по образу. Приводится анализ по признакам: высокорослые пшеницы, многоцветковые формы пшеницы, неполегание, толщина соломины. Проведенный визуальный анализ образов пшеницы в произведениях искусства методом скетчей позволил выявить видовое разнообразие культуры по колосу, увидеть стародавние формы, которые возделывались в мире до «зеленой революции». В анализ вошли произведения искусства с 14 по 21 века, мастеров живописи Италии, Германии, России, Нидерландов, Франции, США и др.
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматривается влияние дополнительного колоска у сорта Безостая 1 на реализацию продуктивности у изучаемых растений. Прослежена частота появления многоколосковых колосьев, а также изучено влияние этого явления на продуктивность и основные количественные характеристики изучаемых растений. Показано отличие структуры продуктивности аномальных и нормальных колосьев. Опыт однофакторный вегетационный, заложен в трех повторностях, время проведения - 2013 ‒ 2015 годы. В результате проведенного исследования В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее частым было появление 1-4 дополнительных колосков в колосе. Некоторые количественные признаки имели незначительное отклонение, в их число входят количество уступов на колосовом стержне, длина колоса и высота растения. В значительной мере увеличились значения таких признаков как количество зерен в колосе, количество колосков в колосе, число зерен на уступ, вес колоса и вес зерен с колоса. Достоверно снизилась масса 1000 зерен. Выявлено, что локализовались дополнительные колоски в большей степени в средней, наиболее продуктивной части колоса. В итоге изменения затронули не только количественные характеристики, связанные с продуктивностью колоса, но и его архитектонику в целом
-
Изучение продуктивности главного колоса стародавних сортов озимой мягкой пшеницы
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье приводятся результаты изучения репродуктивного потенциала стародавних сортов озимой мягкой пшеницы на примере главного колоса. Анализ реализованной продуктивности проведен по методике Ф.М. Куперман. Рассмотрена, также, теснота связи фактической продуктивности с количеством заложившихся цветков на VI этапе онтогенеза
-
Гигантские плоды – иконография, история вопроса
Краткое описаниеРассмотрено явление формирования гигантских плодов у высших растений. В отношении размера у растений выделяют несколько позиций: гигантские плоды, по общему габитуса, т.е. размеру всего растения; по урожаю. Приведены примеры различных типов гигантизма у растений. Показано, что явление гигантизма широко распространено с древних времен. Рассмотрены различные причины появления аномально больших растений и плодов, приведены гены роста, регулирующие процесс деления и формирования клеток. Изучение связей между органами растений, проводящими и потребляющими ассимилянт, перераспределение и использование углерода – легко в понятие донорно-акцепторных отношений. В качестве модельного объекта для изучения роста гигантских плодов рассмотрены сорта тыквы Cucurbita maxima. Таким образом, за короткий период произошла смена парадигмы. От удивления и восторга гигантизмом у растений, стал вопрос о клеточном регулировании роста, критериям оценки репродукционного процесс, поиска связей с размером, числом клеток и их свойствами. Появились новые модельные объекты, анализ образов растительных гигантов показал уникальный визуальный ресурс на различных объектах. Новые знания о росте растений и возможности регулировать процесс легли в основы селекционных программ по получения овощей с заданными параметрами плодов, что делает их конкурентно-способными на рынке на сегодняшний день
-
Гигантские плоды растений как модельные объекты в селекционных исследованиях
Краткое описаниеРассмотрено явление формирования гигантских плодов у высших растений. В отношении размера, у растений выделяют несколько позиций: гигантский плоды, по общему габитуса, т.е. размеру всего растения; по урожаю. Приведены примеры различных типов гигантизма у растений. Показано, что явление гигантизма широко распространено с древних времен. Рассмотрены различные причины появления аномально больших растений и плодов, приведены гены роста, регулирующие процесс деления и формирования клеток. Изучение связей между органами растений, проводящими и потребляющими ассимилянт, перераспределение и использование углерода – легко в понятие донорно-акцепторных отношений. В качестве модельного объекта для изучения роста гигантских плодов рассмотрены сорта тыквы Cucurbita maxima. Таким образом, за короткий период произошла смена парадигмы. От удивления и восторга гигантизмом у растений, стал вопрос о клеточном регулировании роста, критериям оценки репродукционного процесс, поиска связей с размером, числом клеток и их свойствами. Появились новые модельные объекты, анализ образов растительных гигантов показал уникальный визуальный ресурс на различных объектах. Новые знания о росте растений и возможности регулировать процесс легли в основы селекционных программ по получения овощей с заданными параметрами плодов, что делает их конкурентно-способными на рынке в сегодняшнем дне
-
Визуальное фенотипирование в селекции растений
Краткое описаниеСтатья посвящена визуальному анализу и его применению в селекционном процессе. Рассмотрены новые возможности применения визуального отображения информации в исследовательском процессе. Приведены примеры использования визуального фенотипирования в селекции, оценены его преимущества и недостатки в этой области. В частности описан алгоритм программы LHDetect для оценки опушения листовых пластин пшеницы, основанный на анализе цифровых изображений сгиба листа. Так же рассмотрена платформа Phenotiki, использующая цифровые снимки профиля растений для визуального фенотипирования с целью оценки роста растений. На основе анализа множества исследований было отмечено, что применение визуального анализа для одних целей крайне эффективно, а для других, напротив, непригодно. Освещены наиболее актуальные проблемы правильного представления и конвертации информации. Показаны различные причины потери и искажения данных, а так же возможные пути решения этих проблем. Рассмотрено применение АСК-анализа в селекционном процессе. В качестве примера описаны работы по оценке полиморфизма сортогрупп винограда. Представлены, найденные авторами этих работ, интересные решения и пути для минимизации искажения и потерь информации в процессе ее преобразования. Раскрыто понятие «компьютерной биологии» и описаны принципиальные отличия от других направлений. Определены задачи, проблемы, возможные области исследований, а так же перспективные направления развития компьютерной биологии
-
Видовое разнообразие длинноплодной лагенарии lagenaria siceraria (molina) standl
Краткое описаниеВ статье рассмотрены вопросы распространения по миру плодов длинноплодной бутылочной лагенарии, введения ее в культуру. Показано использование как овощной культуры, рассмотрено сортовое разнообразия данного вида. Отмечены биологические характеристики возделывания как овощного растения, в том числе и особенностей репродуктивной системы. Рассмотрены вопросы выращивания и распространения длинноплодной лагенарии – зукка в пищевых целях