07.00.00 Исторические науки
-
Топонимика Кубани в системе историко-культурного наследия Великой Отечественной войны
Краткое описаниеВ статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью Великой Отечественной войны в географических и административно-территориальных переименова ниях на Кубани. Указывается, что топонимы являются ценным научным материалом для наиболее полного изучения проблемы историко-культурного наследия Великой Отечественной войны. Отмечается, что после Великой Отечественной войны продолжилась ситуация, когда многие новые наименования географических и административно-территориальных объектов пошли вразрез с традиционной основной функцией топонима − адресной и его назначением − помогать ориентации в пространстве. Показывается, что политически окрашенные «военные» топонимы, будучи важным элементом советской пропаганды и агитации, были необходимы для идеологической поддержки власти, но, в то же время, позволяли сохранять память о Великой Победе. «Военная» топонимика, получившая широкое распростране ние уже после окончания Великой Отечественной войны, осуществляла живую связь прошлого с настоящим и будущим. Новые послевоенные названия улиц, площадей, скверов, переулков Кубанских городов и станиц, посвященные героям и событиям Великой Отечественной войны способствовали сохранению чувства патриотизма и сопричастности к победе над фашизмом. Делается вывод о том, что после Великой Отечественной войны центральная власть продолжала использовать топонимы как один из новых жанров пропагандистской деятельности и сформировала новую концепцию «военного» топонима, одним из обязательных компонентов которого являлась моральная нагрузка, которая должна была иметь политическое звучание
-
Краткое описание
Цель данной статьи – изучение роли и места фамилии темиргоевских князей Болотоковых в военно-политических событиях, происходивших на Кубани в конце XVIII – начале XIX вв. Рассмотрен вопрос происхождения и статуса княжеской фамилии Болотоковых, к которой принадлежал легендарный князь Джамбулат Болотоков, «последний представитель рыцарского поколения прежних черкесских князей». Кроме него, в статье отмечены наиболее известные темиргоевские князья, в том числе его двоюродный брат – «старший темиргоевский князь» Мишеост Болотоков. Важное место отведено их предшественнику – князю Безруко Болотокову, пытавшемуся создать мощное военно-политическое объединение, соединив все «аристократические» черкесские племена «в одно целое для защищения своих земель и прав против внешних врагов: абадзехов, шапсугов и натухайцев, но с сохранением внутреннего управления каждого племени на прежних основаниях». Определены причины того, что, несмотря на периодическое участие в боевых действиях против России, основная часть темиргоевцев, подвластная князю Мишеосту Болотокову, придерживалась твердой пророссийской ориентации, которую отмечал главнокомандующий российскими войсками на Кавказе генерал А. П. Ермолов, называвший Мишеоста Болотокова «наиболее всех приверженного России»
-
Военное духовенство кубанского казачества: специфика становления и развития
Краткое описаниеВ современных условиях формирования в России института военного духовенства особенно актуально изучение истории его становления и развития. В данной работе впервые уделяется внимание освещению деятельности казачьего православного духовенства и его участия в военных баталиях. В статье подробно рассматривается деятельность первых войсковых протоиереев Черноморского казачьего войска: И.Л. Ковалевского, А. Донашевского и Р. Порохня. На основе анализа архивных документов в статье выделяется специфика формирования военного духовенства у казаков, обозначается его роль в истории Кубани. Много места занимает изучение подвигов полковых священников. Не остается без внимания и проблема терминологии. В статье убедительно доказывается, что до образование единого Кубанского казачьего войска, термин «полковые священники» применим лишь к Линейному казачества, у черноморского же священники прикреплялись ко всему войску, поэтому и носили статус войсковых; этот термин встречается здесь вплоть до 1920 г. Именно особое положение кубанского войскового духовенства, которое одновременно относилось и к духовному и к казачьему сословию стало главной причиной репрессий против него в 20-30 –е гг. ХХ в. На протяжении всей истории своего существования военное духовенство Кубани играло важную роль в жизни казачества, именно оно отвечало за религиозное образование и патриотическое воспитание. Благодаря своему авторитету и многочисленным трудам, священники сумели сохранить боевой настрой казачества даже в годы февральской революции. В то время, когда русская армия страдала от дезертирства, кубанские полки практически не были подвержены этому, что в очередной раз показывает важную роль священников в кубанской истории
-
Просветительская деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика
Краткое описаниеИстория Кубани неразрывно связана с деятельностью Русской Православной Церкви. Популяризации местной истории актуализирует проблему данной статьи. Основное внимание уделяется изучению вклада православного духовенства Кубани в развитие просвещения и краеведения. В данном исследовании автор опровергает тезис советских авторов, о том, что православие было противником просвещения и развития образования. На основе анализа различных источников всесторонне рассматривается просветительская деятельность православного духовенства Кубани. Огромный вклад в развитие образования на Кубани внес К. В. Россинского. Благодаря его усилиям к 1825 году здесь было 10 приходских школ, одно приходское духовное училище и гимназия. Под просветительством подразумевается комплексная система мер, направленных на развитие как умственных, так и духовных начал общества. Впервые дается периодизация просветительской деятельности РПЦ, по мнению автора, было три этапа: 1794-1842гг.; 1842-1860гг.;1860-1920гг. В исследовании также указывается специфика каждого из периодов, обозначаются факторы, влияющие на развитие кубанского просвещения. Наиболее интенсивным школьное строительство было на третьем этапе, что связано с окончанием Кавказской войны и укреплением позиций РПЦ в данном регионе. Много места в статье занимает анализ трудов РПЦ на поприще воспитания и развития патриотизма, также освещается роль православного духовенства Кубани в развитии краеведения. В заключение делается вывод о важной роли РПЦ в кубанской истории. Именно православное духовенство стояло у истоков кубанского просвещения и краеведения. Оно внесло огромный вклад в распространении грамотности, в укрепление духовных начал общества, в сохранении для потомков уникальных сведений о прошлом
-
Краткое описание
В статье рассмотрены виды и формы деятельности поискового движения Краснодарского края в формировании, сохранении и воссоздании историко-культурного наследия периода Великой Отечественной войны. Поисковое движение России - уникальное социокультурное явление. В Краснодарском крае данное движение зародилось в 80-х годах. Сегодня это 16 специализированных общественных поисковых организаций. Кубанскими поисковиками найдены останки более 10 000 советских воинов, установлены имена 220 из них, проведено более 700 экспедиций. К основным видам деятельности поисковых организаций Кубани в направлении историко-культурного наследия периода Великой отечественной войны относятся: проведение полевых поисковых работ; установление имен погибших, найденных в ходе проведения поисковых работ и поиск их родственников; перезахоронение останков воинов; содействие в ликвидации взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны; патриотическое воспитание; военно-историческая реконструкция; популяризация воинской истории региона. Основная цель поисковых организаций - является воссоздание и увековечение памяти погибших при защите Отечества. Через формы деятельности, практикуемые поисковыми организациями Краснодарского края, формируется ценностное отношение к историческому прошлому, осуществляется патриотическое воспитание, готовность к вооруженной защите Родины
-
Дворянское депутатское собрание на Северном Кавказе в 1905-1917 гг.
Краткое описаниеВ статье на основе архивных источников проведено исследование деятельности дворянского депутатского собрания на Северном Кавказе в 1905 – 1917 гг. Автор всесторонне рассматривает роль дворянской организации в решении сословных вопросов в России в начале XX столетия. Он отмечает заметный рост активности Ставропольского дворянского собрания, вызванный событиями революции 1905 – 1907 гг. При этом автор обращает внимание на то, что в этот период самодержавие строго ограничивало объем властных полномочий дворянских собраний, а кроме того дворянской организации категорически запрещалось обсуждать политическое проблемы. Отмечено, что, несмотря на то что некоторые представители регионального дворянства (в частности К.И. Белецкий) приняли участие в деятельности первого дворянского съезда в 1906 г., в целом местные дворяне оказались довольно пассивны в общественно-политическом плане и долго не включались в работу создаваемых в то время объединенных дворянских обществ. В статье также была исследована благотворительная деятельность дворянского собрания в годы Первой мировой войны. Была создана касса из дворянских пожертвований для оказания помощи семьям убитых и раненых воинов и содержания госпиталей. Помимо этого, дворянское собрание предоставило верхний этаж дворянского дома для госпиталя, а нижний – для Дамского комитета. В статье показано, что в начале XX в., несмотря на все сложности, происходило постепенное оформление политических позиций дворянства Северного Кавказа. Автор обращает внимание на то, что дворянская организация предлагала различные меры, направленные на усиление экономического и политического влияния данного сословия. Он приходит к выводам, что роль дворянства в социальной структуре российского общества этого времени претерпевает существенную трансформацию, а значение дворянства в системе социально-экономических связей и системе управления Российской Империи существенно снижается
-
Национальный состав дворянского сословия Северного Кавказа по материалам переписи населения 1897 г.
Краткое описаниеВ статье на основе статистических источников проведено исследование национального состава дворянства Северного Кавказа. Автором подсчитаны результаты Первой Всеобщей переписи населения Российской империи по Кубанской области, Ставропольской губернии и Терской области 1897 г. Показано, что национальный состав высшего сословия был различным в регионах. Анализ результатов переписи 1897 года показывает, что в Кубанской области из языковых групп наиболее многочисленными были русская (77%), польская (7,1%), черкесская (5,8%). В городах и селениях соотношение языковых групп было неодинаковым. Отмечено, что в Ставропольской губернии по сравнению с Кубанской областью преобладание русских было значительным. Среди потомственного дворянства губернии они составляли 86,8%, среди личного – 94%. Второе место среди дворянства губернии занимали поляки: потомственных дворян – 7,7%, личных – 2,1%. Причем значительная их часть проживала в городах. Рассмотрен национальный состав дворянского сословия в Терской области, показано, что русские дворяне преобладали во всех административных единицах: среди потомственных – 73,1%, среди личных – 77,7%. Второе место по численности принадлежало полякам (9,25%). Произведенные подсчеты показывают, что из других языковых групп потомственных дворян наиболее многочисленными были осетинская (3,76%), армянская (2,54%), грузинская (2,87%), кумыкская (2,01%), чеченская (0,92%), немецкая (1,57%), черкесская (0,92%). Дворянство Северного Кавказа было многонациональным, что объясняется историческим условием формирования коренного населения, а также усиленным притоком переселенцев в пореформенный период из различных губерний России
-
Мусульманские праздники в политике Третьего рейха среди горцев Северного Кавказа в 1942-1944 гг.
Краткое описаниеВ статье рассматривается место мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в политике фашистской Германии среди горцев Северного Кавказа. Реализуя «северокавказский эксперимент», основанный на спекуляции издержками довоенной политики советской власти, оккупационный режим определил исламским праздникам особую роль в демонстрации своих «благих намерений» и пропаганде среди горцев. Авторская концепция основывается на тезисе о том, в условиях немецко-фашистской оккупации горских областей мусульманские праздники, отличавшиеся сильным внешним содержанием, стали частью не только религиозной, но и этнополитической, социальной и экономической политики Третьего рейха и служили средством «политического обеспечения» фашистского господства в регионе. На основе архивных документов и материалов берлинской газеты «Газават» автор раскрывает предпосылки, ход и последствия празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам на оккупированном Северном Кавказе в октябре и декабре 1942 г., а также место исламских праздников в антисоветской пропаганде среди горцев в частях вермахта. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что именно в 1942-1944 гг. мусульманские праздники входили в арсенал политики Третьего рейха среди мусульман Европы, Северной Африки и Ближнего Востока
-
Деятельность на Кубани первого войскового протоиерея черноморского казачества р. Порохни
Краткое описаниеВ современных условиях персонификации истории становится особенно актуальным изучение трудов известных деятелей черноморского духовенства. Одним из таких священников был Роман Порохня. Его личность никогда не становилась объектом специального исследования, что было связано со скудностью источников. В данной статье впервые предпринимается попытка освещение жизни и деятельности первого воскового протоиерея черноморского казачества на Кубанской земле, в научный оборот вводятся архивные документы, неизученные раннее. Много места в статье отводится реконструкции исторического прошлого черноморского казачества конца ХVIII – начала ХIХ века. В работе на основе анализа трудов Р. Порохня показывается особое место роли священника в жизни Черноморского казачества. В статье подробно рассматривается его просветительская деятельность, труды, связанные с началом церковного строительства в необжитых кубанских землях. Много места занимает и освещение истории церковных реликвий черноморских казаков, показывается важная роль о. Романа Порохни в их сохранении. Не остается без внимания и проблема, связанная с формированием местного духовенства. В статье показываются основные трудности на пути этого, освещается местная специфика. На фоне описания социально-экономического и политического развития Кубани представлен исторический портрет Р. Порохни и показана роль известной личности в кубанской истории
-
Деятельность православного духовенство Кубанского Казачества в начале ХХ века
Краткое описаниеВ современных условиях политической нестабильности особенно важно обращение к историческому опыту. Рассмотрение деятельности православного духовенства в начале двадцатого века, с одной стороны, позволяет оценить его роль в жизни русского общества, с другой проследить взаимосвязь между духовным кризисов и усилением революционных настроений в России. В данной работе впервые дается комплексный анализ взаимоотношения кубанского общества и духовенства в начале двадцатого века, особо обращается внимание на факторы, сыгравшие важную роль в росте антицерковных настроений. В статье рассматривается вклад священников в культуру Кубани, особое место занимает освещение просветительской деятельности и благотворительности. В исследование акцентируется внимание на разнородном составе кубанского духовенства, что нашло отражение в их разном социальном и в материальном статусе. Все это стало одной из причин наличия трех течений в рядах кубанского священства. Незадолго до революции часть кубанского церковного клира выступала за кардинальные перемены в жизни Церкви, другие были сторонниками умеренных реформ, третьи были противниками всяческих перемен. На основе анализа архивных документов в статье выделяется специфика в положение православного духовенства Кубани от других регионов России. В статье убедительно доказывается, что авторитет РПЦ здесь был значительно выше, что нашло отражение уровни нравственного развития общества. В отличие от центральных губерний духовный кризис был здесь значительно слабее, менее всего его влиянию были подвержены казаки. Все это способствовало сохранению монархических настроений и среди большей части жителей Кубани. Поэтому весть о свержение монарха, установление Советской власти здесь была воспринята большинством крайне негативно