09.00.00 Философские науки
-
Генезис доктрины «ученого незнания» и ее познавательное значение
Краткое описаниеПрояснение и истолкование философского смысла доктрины «ученого незнания» в историко- философском аспекте связано с необходимостью выявить генетическую и содержательную связь принципа «умудренного неведения» с апофатической традицией мысли. Сначала в статье исследуется генезис принципа «docta ignorantia»: он возникает в рамках богословия как способ богопознания. Одно это часто заставляет исследователей ограничивать гносеологический потенциал принципа «ученого незнания» сферой негативной теологии и мистики. Однако рассмотрев отличия между философским и конфессионально-богословским пониманием теологии, авторы трактуют парадигму «ученого незнания» как фундаментальный философский принцип мышления и познания. В настоящее время общепринятым является представление, что парадигма «ученого незнания» в своем классическом виде формируется в рамках апофатической традиции. В статье указывается на то, что эталонные образцы апофатики, представленные в христианском богословии, с одной стороны, опираются на солидную философскую (в основном, платоническую и неоплатоническую) традицию, а с другой, - не ограничивают сферу дальнейшего распространения определенной - апофатической - традиции мировой философской мысли, внутренне сопряженной с парадигмой «ученого незнания», главной интенцией которой выступает выглядящее парадоксальным постижение Абсолюта как абсолютно непостижимого начала. Результаты научного поиска в заданном направлении кратко представлены в данной статье
-
Педагогическая аксиология в образовательном пространстве Чувашской Республики
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретико- методологические основания педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики. Кратко изложены три этапа её формирования. С разных точек зрения обсуждается проблема вызовов времени по отношению к университетам. Уточнены представления о философии образования как теоретико-методологической основе мыслительного алгоритма обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Выявлены и сформулированы положения педагогической аксиологии в сфере высшего образования. Рассмотрены признаки элитного образования и установлено, что социокультурный потенциал, формируемый в университетском пространстве региона, служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры. Показано, что системная оценка динамики развития образования возможна в контексте анализа функций дисциплины философия в образовании. Приведены и систематизированы примеры практической реализации элементов педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики
-
Общее и особенное в менталитете курсантов
Краткое описаниеЦель статьи – выявить общее и особенное в менталитете курсантов разных народов. Автор приходит к выводу, что знания особенностей менталитета курсантов различных национальностей является непременным условием их успешного обучения в многонациональном коллективе военного вуза, эффективного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом
-
Идеология российской государственности и отечественная философская традиция
Краткое описаниеИдеология российской государственности имеет существенное значение как в связи с тенденциями глобализации, так и в связи с проблемами развития российской гражданской идентичности. В статье дается оценка недостатков идеологического процесса в СССР в связи с нигилистическим отношением к отечественной духовной традиции. Рассматриваются основные черты традиционной русской философии, существенные с точки зрения истории идеологического сознания в России
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описаниеВ статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»
-
Изоморфизм системных стадий эволюции
Краткое описаниеВ статье рассматривается и объясняется сходство организационных и структурно-функциональных «решений» на разных системных этапах эволюционного развития природы и общества. Показано, что как в микро-, так и макромире переход на новый этап эволюционного развития осуществляется не только посредством «классических» индивидуальных изменений (адаптаций) отдельного организма, но и посредством: 1) объединения организмов в системы «суперорганизмов», 2) дифференциации их функций и разделения труда и 3) развития внутренней и внешней коммуникации, интегрированной в общую систему коммуникации, начиная с клеточной и заканчивая экологической и социальной. В статье обосновывается идея, что отличительной характеристикой современного этапа эволюции является именно кумулятивная культурная эволюция социальный систем, которые поддерживают (scaffold) развитие отдельных индивидов того или иного сообщества, через процессы обучения. Показано, что в социальных системах сохраняется структурно-функциональный изоморфизм с биологическими системами, тем не менее, их воспроизведение и трансляция осуществляется преимущественным образом благодаря более развитым в человеческом сообществе негенетическим системам наследования, разделению труда и распределенному познанию (distributed cognition)
-
Краткое описание
В статье рассматривается проблема свободы человека как экзистенциальный феномен. Анализируется сложившаяся реальность, где среднестатистический человек с конформистской ориентацией оказался неспособен размышлять о подлинной свободе. Раскрывается практический смысл философствования, как необходимого процесса становления внутренней свободы личности
-
Краткое описание
В статье раскрывается мысль о герменевтичности философии по ее природе и методам изложения. Философия не технична, а персональна. Изучение персональной философии невозможно без изучения жизненного пути философа, рассмотрения склада его души и ума. Философия всегда содержит скрытый смысл, который нуждается в развертывании. Доказывается необходимость перехода в преподавании университетского курса философии на позиции герменевтики. Понимание философии должно стать искомым в образовании. Лишь в состоянии понимания человек находит ориентиры своей жизни, достигает полноты своего бытия. Искусство философствования, по мнению авторов, доступно лишь тому, кто умеет разговаривать вопросами. Смысл рождается в «живом» диалоге. Спрашивание об известном с целью обнаружения неизвестных сторон предмета - отличие философского мышления. Философская проблематика многообразна и противоречива, ввиду этого авторы полагают, что бытийным предназначением философии становится вопрошание. Философские вопросы не всегда требуют ответа. Философские вопросы никуда не исчезают, они «вечны» и оказываются царственнее ответов. Вопросы служат символами постоянного движения и изменчивости. Однотипность и однообразие не свойственно философии, философия личностна, своеобразна и импульсивна, не допускает инвариантных суждений. Философию, по мнению авторов, следует изучать только философским методом
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской
-
К вопросу о развитии микро-, макро- и мегамира в постнеклассическрой философии
Краткое описаниеВ статье обсуждается возможность конституирования постнеклассической онтологии. Показывается, что феномены нелинейности, детерминированной хаотичности, фрактальности меняют классические представления о возможных формах существования, характере развития. Автор считает, что новый взгляд на природу частиц, предлагаемый теорией струн, если рассматривать ее не как чисто математическую конструкцию, а как теоретическую гипотезу в физике, влечет радикальный пересмотр прежних онтологических оснований физики. В статье уточняется современная модель трехкомпонентной структуры Вселенной на основе постнеклассического её рассмотрения. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур