12.00.00 Юридические науки
-
Основные направления социальной деятельности государства в первые годы советской власти
Краткое описаниеПредставленная статья посвящена изучению и рассмотрению основных направлений в реализации социальной функции в конкретный исторический период развития Российского государства. Проведенный анализ государственной политики Советской власти раскрывает особенности формирования правовых основ социального государства в советский период. Стоящие перед государством цели и задачи по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию, определяли приоритетное положение социальной деятельности в государственной политической системе. Последствия военных и революционных событий породили сложную социальную обстановку в стране: низкий уровень жизни граждан, массовая бедность и голод, отсутствие необходимой медицинской помощи и нехватку медикаментов, распространение беспризорности и рост смертности среди населения. Все эти социально-экономические проблемы требовали от государства проведения действенных мероприятий по изменению общественной жизни и налаживанию социальной обстановки в стране. Важнейшими направлениями осуществления социальной политики в первые годы образования Советского государства являлись организация и развитие социального страхования и социального обеспечения; регулирование трудовых отношений и ликвидация безработицы; организация и развитие системы здравоохранения; организация и развитие образования; ликвидация детской безнадзорности и беспризорности
-
К вопросу о понятии, особенностях и классификации финансово-правовых норм
Краткое описаниеВ статье рассматривается понятие, сущность, значение и классификация финансово-правовых норм. Особое внимание уделяется выявлению особенностей данных норм, позволяющих отграничивать их от норм иных отраслей права. Делается акцент на то, что непосредственное целевое назначение норм финансового права определяется предметом финансово-правового регулирования, то есть отношениями, возникающими в процессе публичной финансовой деятельности по регулированию образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств. Аргументируется мнение авторов по поводу того, что финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, так как в общественной жизни правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы, складываются крайне редко. Данное обстоятельство обусловлено тем, что финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, эти отношения проявляются в формах, определенных государством (муниципальными образованиями) и зависят, прежде всего, от общественных потребностей, которые в свою очередь детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами и так далее. Кроме этого, авторы исследуют причины нестабильности норм финансового права. Помимо прочего, в рамках данной статьи, аргументируется собственное мнение авторов по поводу механизма действия норм финансового права как весьма актуального явления в современной России. В связи с тем, что под воздействием финансово-правовых норм находится бюджетная система страны, с их помощью формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды, осуществляется кредитно-денежная и валютная политика потребность в глубоком изучении данных норм, а также понимании механизма их действия является весьма актуальным явлением в современной России
-
Органы сыскной полиции Российской империи в трудах отечественных исследователей
Краткое описаниеВ статье анализируются наиболее значимые труды по истории, нормативной и организационно-правовой регламентации деятельности сыскной полиции Российской империи, осуществлявшей борьбу с уголовными преступлениями, а также дается краткий анализ и комментарии их содержания. Отмечается, что в дореволюционной историографии специальных исследований, посвященных историко-правовому анализу органов уголовного сыска не выявлено, поскольку общегосударственная система органов сыскной полиции была сформирована только в 1908 г. Во всей советской историографии сыскная полиция, ровно как и все государственные институты самодержавной России в целом, рассматривалась с крайне негативной стороны, с акцентом на ее «классовый, антинародный характер» и «реакционную сущность», в рамках установленных идеологических догм, что, в конечном счете, выразилось в утрате объективности и искажении истины. Постсоветский период историографии характеризуется практически полным отказом от жестко установленных идеологических установок, что позитивно повлекло за собой как новый вектор в развитии исторической и историко-правовой наук в целом, так и объективное освещение рассматриваемой проблемы в частности. В этот период публикуются работы, в которых хотя и фрагментарно, но затрагиваются проблемы сыскной полиции России в историческом и историко-правовом аспектах, с учетом нового концептуального подхода
-
Краткое описание
В статье показывается, что в конце XIX – начале ХХ в. в России началось обострение криминальной обстановки. Поэтому 12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи. 20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части». 6 июля 1908 г., одобренный Государственным Советом и Государственною Думою, закон «Об организации сыскной части» был Высочайше утвержден императором Николаем II. В соответствии с законом были утверждены органы уголовного сыска в крупнейших городах России. В статье указывается, что общее количество органов сыскной полиции было доведено до 96 единиц. Анализируя рассматриваемый закон, следует указать на ряд его недостатков, связанных с его материальной составляющей. Во-первых, это незначительные штаты сыскных отделений даже по 1-му разряду, что существенно снижало результативность оперативно-розыскной деятельности, помимо этого, отсутствие в штатах сыскных отделений 3-го и 4-го разрядов должности помощника начальника сыскного отделения доставляло проблемы в случаях отпуска, командировки или болезни руководителя. Но в статье отличаются и положительные моменты данного закона. С принятием закона стало возможным создание всероссийской системы сыскной полиции
-
Полиция Кубанской области в конце XIX-начале ХХвв.: структура, функции, штаты и содержание
Краткое описаниеВ статье отмечается, что в XIX веке по Именному указу императора Александра II была образована Кубанская область, включившая в себя территории Черномории, Северо-Восточной части Прикубанья и Закубанье. На основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета «О дозволении Русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» от 29 апреля 1868 г. как Кубань в целом, так и Екатеринодар, в частности, получили значительный прирост численности населения, что означало перспективу быстрого экономического развития. В статье указывается, что в период с 1869 по 1871 гг. на территории Кубанской области была проведе¬на судебная реформа, в результате которой с 1 января 1871 г. вместе с образованием новых судебных органов были учреждены органы проку¬рорского надзора Екатеринодарского окружного суда. Наряду с этим большие преобразования происходят в полиции. Александр II, в целях изменений и улучшений в устройстве полиции, утвердил «Временные Правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых», которые предусматривали сохранение городской полиции исключительно в губернских и крупных уездных городах, оставив ее в подчинении полицмейстерам. Остальные же городские и уездные органы полиции подчинялись уездным полицейским управлениям во главе с уездными исправниками
-
Земельно-кадастровые отношения в период Российской империи (1721 – 1825 года)
Краткое описаниеКаждый этап развития общества сопровождается развитием государства. Земля имеет неразрывную связь с развитием общества, поскольку является основой отношений по владению, пользованию и распоряжению ею. Проводя анализ рассматриваемого периода, мы видим, какое развитие получило землемерие. Так же, мы видим важность этих мероприятий, прочно проходящих сквозь века. За описываемый период государство перешло от государственной собственности к возможности принятия наделов в частные руки. Что касаемо землемерия, то перенимаемый западный опыт и свои собственные наблюдения привели его на новый уровень. Важно отметить, что дороговизна и сложности проведения учета и оценки земли были всегда и по сей день мы с ними сталкиваемся. Большое нежелание людей вести учет земли, а как следствие уплачивать налог, идет красной нитью за государством. Исторически возникновение земельного кадастра характеризуется в силу объективной необходимости в получении сведений о земле, поскольку земля являлась и является первоисточником получения материальных благ и объектом налогообложения. Представлен переход землемерия от простого учета земли к качественному учету земли и плавной смены к землеустройству территории. Тем самым отчетливо просматривается рывок в развитии земельно – кадастровых отношений в период Российской империи
-
Краткое описание
В настоящей статье рассматриваются проблемы института третейского разбирательства и предлагаются пути их решения. Раскрываются особенности третейского разрешения споров, позволяющие приблизиться к пониманию сущности и правовой природы третейского суда. Анализируется статус третейских судей в условиях реформирования законодательства, делается вывод об отсутствии единых требований, которые предъявляются к данной должности. Акцентируется внимание на отсутствии ответственности за нарушение третейскими судьями порядка третейского разбирательства и необходимости ее введения. Освещаются изменения в области права юридических лиц создавать постоянно действующие третейские суды, и анализируется целесообразность таких ограничений. Отдельное внимание уделяется проблеме создания "карманных" судов, создаваемых и финансируемых одной из сторон, которые тормозят развитие механизмов альтернативных способов разрешения гражданских споров. Проводится сравнительный анализ сформировавшейся практики деятельности третейских судов в таких странах, как Бразилия, Канада и США. Предлагается ввести в российское законодательство некоторые положения из законодательства этих стран в целях совершенствования института третейского разбирательства. Авторами выделены некоторые тенденции развития действующего законодательства, регламентирующего деятельность третейских судов, представляющие актуальность в современных экономических условиях
-
Лицензирование деятельности управляющих организаций
Краткое описаниеВ научной статье авторами анализируется вопрос о лицензировании деятельности управляющих организаций в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс РФ посредством принятия ФЗ от 21.07.2014г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и принятием Постановления Правительства от 28.10.2014г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Актуальность вопроса о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами связана с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства и правового регулирования в этой сфере. Введение лицензирования деятельности управляющих организаций без закрепления на законодательном уровне понятия «управляющих организаций» является существенной недоработкой законодателя. Вследствие этого, в статье приводится авторское понятие управляющих организаций на основе анализа научных работ и действующего законодательства. Кроме того, в статье анализируется введение лицензионного контроля, дается оценка установленному порядку ведения трёх реестров относительно деятельности управляющих организаций. Также в научной статье рассматривается опыт зарубежных стран, связанный с деятельностью по управлению общим имуществом многоквартирного дома, а также государственный контроль за такой деятельностью. Авторами рассматривается, за какие нарушения жилищного законодательства может наступить административная ответственность для управляющих организаций и их должностных лиц
-
Краткое описание
Конституционные акты всех стран мира гарантируют свои гражданам право на образование. В Республике Южная Осетия в последние годы наблюдается процесс модернизации государства. В частности, развивается законодательство об образовании, направленное на гарантирование права граждан на образование. Государством определены основные направления развития образования, материальные и кадровые ресурсы, а также выявлены проблемы в этой сфере. Одной из ключевых проблем является недостаточность финансирования системы образования, которая не позволяет на необходимом уровне гарантировать право на образование. Доступность образовательных организаций для учащихся является важным условием гарантирования права на образование. Современные государства устанавливают минимальные стандарты начального, среднего и высшего образования. Так, начальное образование должно быть всеобщим, обязательным и бесплатным, а в случае его отсутствия поощряется или интенсифицируется элементарное образование. В отношении среднего, в том числе профессионально-технического, образования гарантируется открытость и доступность для всех, в том числе путем "постепенного введения бесплатного образования". В Российской Федерации доступность образовательных организаций для учащихся была решена комплексно, но в основном за счет проведенной муниципальной реформы, согласно которой территория сельских и городских поселений формировалась с учетом пешей доступности административного центра. Автор предлагает учесть подобный опыт для Южной Осетии
-
Краткое описание
В данной статье авторами рассматриваются вопросы, касающиеся утраты права пользования жилым помещением вследствие постоянного отсутствия нанимателя и членов его семьи на занимаемой жилплощади по причине их выезда в другое место жительства, даются предложения по установлению предмета доказывания по делам данной категории. В настоящее время проблема регулирования отношений при выезде нанимателя и граждан, проживающих совместно с нанимателем, в другое постоянное место жительства является актуальной и требует возрождения института признания таких граждан в судебном порядке утратившими право пользования жилым помещением. Авторы указывают, что ни Жилищный Кодекс Российской Федерации, ни Гражданский Кодекс Российской Федерации не упоминают случаев утраты права пользования жилым помещением. Кроме того, в Жилищном Кодексе Российской Федерации существует презумпция временности отсутствия нанимателя и членов его семьи в жилом помещении. Данное обстоятельство породило большое количество негативных последствий, а также явилось предпосылкой к допущению ошибок при принятии судебных решений. В связи с этим авторы считают необходимым закрепить институт утраты права пользования жилыми помещениями. занимаемыми по договору социального найма, в Жилищном Кодексе Российской Федерации