13.00.00 Педагогические науки
-
Технологии организации математических интернет-олимпиад школьников
Краткое описаниеВ статье рассмотрен один из подходов в организации и проведении дистанционных интернет-олимпиад школьников с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведено подробное описание сетевого ресурса муниципальной интернет-олимпиады школьников, проводимой среди учащихся общеобразовательных школ города Краснодара, показана структура основное содержание, схема взаимодействия с пользователем, а также описаны созданные инструменты интернет-конструктора олимпиад. В статье описаны итоги реализации данного проекта в системе образования города Краснодара, приведен количественный анализ.
-
Методики оценки качества знаний и трудового потенциала выпускников вуза
Краткое описаниеОсновными показателями для работодателей являются качество знаний выпускников вуза и их готовность к практической деятельности. В статье предложены методики оценки качества знаний и трудового потенциала выпускников. Поскольку качество подготовки специалистов в основном зависит от квалификации профессорско- преподавательского состава, то качество знаний студентов предлагается определять с учётом результатов их обучения и квалификации преподавателей, проводивших у них занятия и руководивших выпускными квалификационными работами. Предложенные автором аналитические выражения для определения качества знаний и трудового потенциала выпускников, позволят работодателям определяться с выбором необходимых для их отрасли специалистов. Однако для работодателей коэффициенты качества знаний и трудового потенциала выпускников вуза являются ориентировочными показателями. Для того чтобы определиться с выбором конкретных выпускников, на сайте вуза начиная с 3-го курса бакалавриата должна быть размещена информация об индивидуальном рейтинге студентов по учебной и трудовой активности. Значение коэффициентов определяющих качество знаний выпускников вуза и их трудового потенциала, а также отзывы работодателей должны являться основными показателями для Министерства образования и науки РФ, на основании которых осуществляется оценка эффективности деятельности вузов, определяется их рейтинг и формируется государственный заказ на подготовку специалистов в соответствующих вузах
-
Проблемы преподавания информационных технологий в аграрном вузе и подходы к их решению
Краткое описаниеОдной из главных составляющих качественной подготовки современных квалифицированных кадров является высокий уровень преподавания дисциплин в вузах. В статье анализируются проблемы преподавания информационных технологий, препятствующие формированию у выпускников аграрных вузов высокого уровня информационной компетентности. Исследуются причины появления проблемных ситуаций в преподавании предмета: низкий уровень подготовки абитуриентов по информатике и слабая мотивация первокурсников к ее изучению; организационные и содержательные ошибки школьного и вузовского обучения; низкая мотивация педагогов к повышению профессионального уровня, к изданию учебной литературы и созданию электронных материалов; недофинансирование кадрового и программно-аппаратного обеспечения учебного процесса; увеличение объема учебной аудиторной нагрузки преподавателей и количества преподаваемых дисциплин. Автором предлагаются подходы общего характера к решению рассматриваемых проблем: перераспределение курса обучения на этапы; согласование требований к школьным и вузовским учебным программам; повышение престижа получения аграрного образования и введение вступительного испытания для абитуриентов; внедрение в процесс обучения современных аппаратно-программных технологий и новых форм обучения; реформирование системы повышения квалификации педагогов; снижение объема аудиторной нагрузки преподавателей; совершенствование системы материального стимулирования преподавателей к обновлению учебной литературы и подготовки электронных материалов; модернизация системы подготовки рукописей к изданию в типографии; повышение заработной платы и введение системы доплат преподавателям; совершенствование системы оценки результативности деятельности преподавателей. Выполнение предлагаемого комплекса мер приведет, по мнению автора, к повышению престижа профессии педагога в обществе и качества преподавания, тем самым улучшит степень подготовки выпускников аграрных вузов
-
Краткое описание
В современных условиях в соответствии с решением ООН боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно-педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море
-
Педагогическая модель как средство повышения качества подготовки студентов-дизайнеров
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема повышения качества профессионального образования. В качестве средства эффективной подготовки специалистов в области дизайна предлагается педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов- дизайнеров. Базой формирования модели служит принцип композита, механизмом реализации модульная программа. Структура модели включает смысловой, содержательно-организационный, оценочно-результативный блоки. Результатом применения модели является сформированность профессиональных компетенций будущих дизайнеров в области проектной и художественной деятельности, что соотносится с компетентностным контекстом в системе высшего образования
-
Краткое описание
В статье рассмотрены некоторые психолого-педагогические условия, необходимые для реализации образовательных программ с использованием информационных и компьютерных технологий в инклюзивном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на примере НОЦ “Корифей”. Приведены первые результаты работы НОЦ и произведен их первичный анализ
-
Оценка качества образования студентов и эффективности деятельности преподавателей
Краткое описаниеСовременные университеты не располагают эффективными технологиями оценки качества образования студентов и учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры, позволяющими контролировать и направлять её деятельность. Предлагается оценку качества подготовки студентов осуществлять с учетом результатов промежуточных аттестаций, экзаменационных сессий, а также результатов тестирования преподавателей, которые проводили у них занятия. Приводятся аналитические выражения для расчета качества текущей подготовки студентов и качества образования выпускников вуза, эффективности работы преподавателей по основным видам деятельности (учебная, методическая и научная работа). При оценке качества образования выпускников учитываются результаты обучения и трудовой потенциал – учебная и трудовая активность. Предложенные технологии повысят объективность оценки качества образования выпускников вузов и эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Это позволит оперативно вносить изменения в организацию учебного процесса и содержание рабочих программ обучения, а также учебно-методического и материально- технического обеспечения, изменять содержание и технологии повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, что в комплексе будет способствовать повышению уровня востребованности выпускников вуза на рынке труда
-
Экспериментальное исследование художественно-эстетических потребностей младших школьников
Краткое описаниеВ начале статьи дается характеристика современного состояния проблемы воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важность формирования высших потребностей, конкретно художественно-эстетических, в становлении и развитии личности. В то же время теоретический анализ данной проблемы показал недостаточную разработанность методики формирования художественно-эстетических потребностей, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. Далее статья посвящена экспериментальному исследованию на конкретном примере. Автором была создана и экспериментально проверена теоретическая модель формирования художественно- эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки. Экспериментальная работа содержала 3 этапа: констатирующий (диагностический), формирующий (основной) и контрольный (заключительный). В структуре художественно-эстетических потребностей автором было выделено 4 компонента: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивно-операциональный, рефлексивный. На первом этапе проводилась диагностика по данным компонентам. Второй этап был посвящен опытно- экспериментальной работе, которая содержала разработанные и специально адаптированные методы, способствующие формированию художественно-эстетических потребностей у детей младшего школьного возраста. На третьем этапе проводилась повторная диагностика и сравнительный анализ результатов исследования, который подтвердил эффективность разработанной модели и методов формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников
-
Краткое описание
Одной из важнейших проблем педагогики является вопрос о готовности специалиста к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Автор статьи рассматривает вопрос готовности специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях
-
Научно-исследовательские коллективы кафедры
Краткое описаниеПерспективы науки в высших школах всегда определялись перспективами развития научных коллективов. Автором предлагается разделить в зависимости от содержания решаемых научных задач, единства процесса исследований и результатов работы научно-исследовательские коллективы кафедры на три категории: научная группа, научная школа и ведущая научная школа. Научные коллективы характеризуются не только количественным и качественным составом, но и ежегодными результатами работы. Раскрываются функциональные обязанности руководителей научных коллективов и заведующего кафедрой по их эффективному управлению. Одной из основных задач кафедры является создание условий для раскрытия научно-творческих способностей студентов. Раскрываются общие понятия и содержание научных исследований, включающие формулирование темы, целей и задач исследований, а также основы методологии исследований, необходимые для студентов при проведении научно-исследовательской работы. Рассмотренные в статье структура научно- исследовательских коллективов кафедры, содержание их работы, основные функциональные обязанности руководителей научных направлений и заведующего кафедрой, основы методологии научных исследований, повысят эффективность организации и результативности НИР кафедры