13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье изложены процедуры построения теоретических моделей, иллюстрирующих процессы применения учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики в профессиональной деятельности педагогов, а также их создания на основе разработанных программных компонентов. Предложены три модели, дающие педагогам ориентиры для обоснованного выбора УВР ИКД, для создания электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями Государственного стандарта, для генерирования новых типов ресурсов
-
Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. В статье анализируется происхождение понятия «система», сущность и принципы системного подхода
-
Предметный электронный фонд инновационной компьютерной дидактики по математике – проблемы, структура
Краткое описаниеСтатья открывает цикл работ по обобщению и описанию ресурсов инновационной компьютерной дидактики с математическим содержанием, созданных кафедрами Кубанского государственного университета и редакцией журнала «Школьные годы» на протяжении последних десяти лет. Излагаются причины, обусловившие необходимость обобщения учебных материалов в едином Фонде, приводится типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, даются определения типов ресурсов ИКД. Приведён каталог ресурсов различных типов с математическим содержанием с указанием структуры их программных компонентов
-
Краткое описание
В статье рассматриваются такие педагогические условия формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности как организация художественно-творческой среды; овладение вокальным мастерством, освоение актерского мастерства, совершенствование музыкальных способностей, познавательных процессов, руководство специальными принципами и методами, овладение навыками саморегуляции, рефлексии; освоение звукоусиливающей аппаратуры
-
Аксиологическая модель педагогического дизайна
Краткое описаниеВ статье предлагается новый подход к развитию ценностной картины мира обучающегося с помощью педагогического дизайна. Научный поиск и анализ позволяют автору обобщить теоретические положения относительно педагогического дизайна, расширить определение педагогического дизайна и по-новому применить его к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Задача построить модель учения, направленную на развитие ценностной картины мира, потребовала изучения существующих моделей педагогического дизайна, анализа и обобщения монографий и статей, посвященных проблеме формирования ценностного отношения и ценностных ориентаций, исследования и применения имеющихся знаний на практике в форме эксперимента. Проведенная работа вывела автора на аксиологическую модель педагогического дизайна, состоящую из трех «измерений»: линейная последовательность событий от разработки материала до самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося, взаимодействие учителя и ученика, темп движения. В статье дается определение каждого «измерения», уровня и этапа новой модели, описываются процессы, происходящих на каждом этапе, а также предлагается вариант схематического изображения или визуализации модели. Автор также говорит о преимуществах использования педагогического дизайна как эффективном и успешном способе организовать обучение и обосновывает использование новой модели педагогического дизайна в XXI веке
-
Синергетический подход при создании образовательной среды довузовской подготовки будущих инженеров
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы организационных форм дополнительной подготовки будущих инженеров, в основу которой заложен синергетический подход. Затрагиваются проблемы мотивации к обучению в результате социальных последствий реформирования инженерного образования. Анализируется взаимодействие субъектов образовательного пространства и специфические вопросы обучения и воспитания, основанные на самоорганизации учащихся
-
Численные методы исследования магнитных полей, созданных индукционными токами в массивном проводнике
Краткое описаниеРассматривается технология применения численных методов в учебном процессе по физике, на примере изучения магнитного поля, наведенного индукционными токами в цилиндрическом проводнике, помещенном в квазистационарное магнитное поле. Проведено численное вычисление действительной и мнимой частей функции Бесселя от комплексного аргумента. Приведен листинг программы построения графиков радиальной зависимости амплитуды и фазового сдвига поля индукционных токов. Построены графики зависимости параметров поля от радиальной координаты при различных значениях управляющего параметра. Управляющий параметр z пропорционален частоте внешнего магнитного поля, проводимости материала и квадрату радиуса цилиндра. При z меньше 1 амплитуда поля токов растет пропорционально z и квадратично убывает с ростом радиальной координаты h. При больших z амплитуда и фазовый сдвиг относительно внешнего поля меняются нелинейно с ростом h. Сделан вывод о значительном отличии поля индукционных токов от суммарного поля в цилиндре, равного сумме внешнего поля и поля токов. Объяснена нелинейная связь между этими полями. Рекомендовано использование данного метода в учебном процессе педагогических (физика) и технических вузов
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
К повышению качества диссертаций и оптимизации работы диссертационных советов
Краткое описаниеИзвестно, что базой развития фундаментальных и прикладных наук, кроме НИИ, являются вузы. Интеграция научных разработок высшей школы в производство происходит в разных формах и во многом определяется качеством подготовки, в том числе защиты диссертаций, научно- педагогическими кадрами вуза. В статье подвергаются критике позиции Министерства образования и науки РФ, ВАК и РАН РФ, направленные на повышение качества работы диссертационных советов и уровня диссертаций, в основе которых - оптимизация сети диссертационных советов, в том числе их объединение, повышение уровня членов диссертационных советов. Предлагается ряд мероприятий и конкретные требования к содержанию диссертаций, а также к научным руководителям диссертаций, официальным оппонентам, диссертационным советам и их членам, сотрудникам ВАК. Внедрение в практику работ диссертационных советов рассмотренных предложений, касающиеся повышения уровня диссертаций, в один комплекс мероприятий, позволит оптимизировать сеть диссертационных советов, повысить качество их работы
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости