17.00.00 Искусствоведение
-
О поэзии стран Азиатско-Тихоокеанского Региона в русской вокальной лирике XX века
Краткое описаниеСтатья посвящена характеристике стихотворений восточных поэтов (Японии, Китая, Кореи), на которые написаны вокальные циклы русских композиторов ХХ века. Отмечается, что обращение к восточной поэзии стало тенденцией, которая появилась в эпоху Серебряного века. Раскрываются причины зарождения этой тенденции. В качестве примера ее проявления приводятся вокальные циклы И. Стравинского, С. Василенко, М. Ипполитова-Иванова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Слонимского, Л. Грабовского, А. Немтина, А. Раскатова, Д. Смирнова, В. Кикты, Г. Белова, Г. Фиртича, И. Остромогильского и др. Выстраивается масштабный литературный список, который включает поэтические культуры под обобщающими названиями: древнекитайская поэзия, японская древняя (средневековая) поэзия, классическая корейская поэзия, фольклорные стихи. В заключении, выявляются типические черты вокальных циклов на эти поэтические произведения. К важнейшим чертам относятся акцент на образах природы, связь с ней духовного мира человека, сдержанную манеру воплощения богатого духовного мира, тонкую психологическую градацию его полутонов. Другие образные константы – любовные коллизии, философские размышления о смысле жизни, одиночестве, изгнании. Они воплощаются эмоционально сдержанно, лаконично по выразительным средствам
-
Краткое описание
В статье рассказывается о петербургском самобытном художнике-акварелисте, Олеге Игоревиче Померанцеве (1949-2012). Творчество мастера неразрывно связано с русским реализмом. Художник выступает продолжателем высоких основополагающих художественных традиций реалистического искусства. Работая в пейзажном жанре, Померанцеву удалось создать более 500 картин глубоких по содержанию и смыслу. В свободное от основной профессии время, мастер разрабатывал собственные приемы акварельной техники. Все работы художника выполнены по впечатлению. Вдохновение он получал на рыбалке, в лесу, а дома, по памяти, мастер воспроизводил увиденное. Большинство работ находятся в частных коллекциях и галереях многих стран мира. Романтичные пейзажи Олега Игоревича Померанцева поражают прозрачностью, сложными цветовыми приемами и непередаваемой атмосферой, полной воздуха и света. Интересны и графические работы художника, выполненные карандашом на бумаге. Иногда мастер увлекался прорисовкой деталей, и работа уже не годилась под акварель. В акварельных работах Померанцев делал едва заметный рисунок карандашом. Графикой специализированно не занимался, карандашные наброски исключал, как негодные, но супруга художника их сохранила. Акварелист Олег Игоревич Померанцев неизвестен российским искусствоведам. Ввиду этого, в статье была поставлена задача впервые дать искусствоведческуюоценку творчеству художника, провести искусствоведческий анализ работ мастера из цикла «Карельский перешеек», посвященных п.Кирилловское Выборгского района. Исследование творчества Олега Померанцева профессиональными искусствоведами позволит качественно дополнить историю акварельной живописи России
-
Выборгский период великого русского художника Николая Константиновича Рериха
Краткое описаниеКарельский этап жизни великого русского художника, Николая Константиновича Рериха, относительно известен. Однако, период проживания семьи Рерихов в Выборге исследователями практически не изучен. Известно, что Н.Рерих дружил с финским художником А.Галлен-Калела, и именно тот содействовал тому, чтобы художник остался в финском Выборге в период революционных событий в России. С октября 1918 г. по май 1919 г. семья Рерихов живет в Выборге по адресу: Ladaunkatu (ныне Тургенева), №8. Во время выборгского периода художником была написана картина «Осень» (1919). Картина создана в свойственной художнику фантастичной манере. О других работах с видами Выборга на данный момент ничего неизвестно, однако в каталоге произведений художника, изданного в 1920-х годах в США, под названием каждой картины даны сведения о том, где и когда она была создана. Так, под некоторыми произведениями художника имеется пометка: «Painted in Viborg».Таким образом, сегодня можно сказать о некоторых произведениях мастера, написанных им в Выборге. В первую очередь это известные картины художника: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень - Выборг», «Отверженный», «Сокровище» и другие. Сыном, Святославом Рерихом, которому на момент нахождения с семьей в Выборге, в 1918 году было 16 лет, также был сделан ряд зарисовок в «Выборгской тетради». Вероятно, неиссякаемое трудолюбие Рерихов породило и другие работы с выборгской тематикой, о которых ученые не знают, поскольку данная тема не исследована
-
Краткое описание
Статья посвящена истории создания фортепианного китайского концерта – «Красота весны» Ду Минсиня. На основе биографии композитора, реконструированной автором статьи по материалам взятого им интервью и другим источникам, воссоздается история появления Концерта. Дается краткая характеристика содержания и теоретический анализ основных выразительных средств и композиции всех трех частей. Установлено, что первая часть написана в форме сонатного Allegro с зеркальной репризой и виртуозной масштабной каденцией в ней, вторая часть – сложная трехчастная форма с эпизодом и финал – блестящая рондо-соната. В заключении подчеркивается, что Ду Минсинь создал национальное по содержанию и интонации произведение на основе европейских классических канонов. Национальное воплощается, прежде всего, через мировосприятие, интонацию, ритмический рисунок. Среди большого комплекса выводов особо отмечается первостепенная роль традиций С. Рахманинова. Именно в его фортепианных концертах выразительные возможности восточной музыки, прежде всего ладоинтонационные, воплощены с уникальным художественным совершенством. В Концерте Ду Минсиня достигнуто классическое равновесие между соотношением партий солиста и оркестра. Фактура партии пианиста виртуозна, богата лирическими мелодиями, полноценно используется парный состав оркестра. «Красота весны» – концерт-соревнование равных творческих величин
-
Гоголеана в русской музыке XIX - XXI веков
Краткое описаниеСтатья посвящена панорамному историческому обзору произведений на сюжеты Н. Гоголя в русской музыке. Создается общая историческая картина развития гоголевского направления в музыкальном театре и в других жанрах. В XIX веке история процесса прослеживается с момента его становления – в 1840 – 1850 гг., с неосуществленных замыслов А. Верстовского, А. Серова, М. Глинки и др. Кульминация приходится на последнюю четверть века, когда появляются оперы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Н. Лысенко, неоконченные оперы М. Мусоргского. Сделан вывод, что для XIX века характерно обращение к поэзии Гоголя, его фантастике, народным образам и бытовому юмору. ХХ век открывает новый этап в развитии музыкальной гоголеаны. На примере произведений Д. Шостаковича, Ю. Буцко, Н. Кузнецова, Р. Щедрина, А. Шнитке и молодых композиторов – С. Нестеровой, А. Беспаловой, В. Круглика показано, что основные черты русской гоголеаны этого времени связаны с обращением к реализму Гоголя, его социальной обличительной сатире, воплощением темы «маленького человека». Автор статьи приходит к выводу, что произведения на сюжеты Гоголя – это перспективное и значительное направление в русской музыке. В заключении на примере оратории «Услыши, Боже, глас мой» В. Довганя высказано предположение, что в XXI веке намечен новый поворот в музыкальной гоголеане - воплощение философских аспектов и сакральных стремлений писателя
-
Хоровой театр: опыт осмысления
Краткое описаниеВ центре статьи – проблема становления такого нового социокультурного феномена, как хоровой театр. Поскольку его границы пока подвижны и размыты, эпицентром поиска становится жанровое микширование, в котором принимает участие драматический театр, академическое и народное хоровое исполнительство, мюзикл. Особенно активно сценическое движение используется в произведениях фольклорной тематики. Одной из простых форм, удовлетворяющих потребности визуализации в музыке, является исполнение в «иллюстрационном сопровождении». Тесная граница театрально-хоровых жанров с собственно хоровыми нередко проявляется на уровне двойственного характера исполнительской жизни произведений: в традиционном концертном исполнении и сценической постановке
-
Роль музыкальной семантики в тематизме китайских концертов для фортепиано с оркестром
Краткое описаниеСтатья посвящена содержательным аспектам китайских фортепианных концертов. В качестве носителя смысла исследуется семантика. Примеры семантики приводятся из трех программных концертов: «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы – Чу Ванхуа, Лю Чжуан, Шэн Лихуна, Ши Шучэна и Сюй Фэйсина, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня. Одна из важных типологических особенностей китайских фортепианных концертов обусловлена обращением к модели европейского классического инструментального концерта в плане трактовки формы, исполнительского состава, роли солирующего инструмента, его соотношения с оркестром и т. д. Все композиторы изначально стремились воплотить в европейском жанре национальное музыкальное содержание. Оно реализуется, прежде всего, через семантический комплекс. Исходя из иерархии смысловой значимости, его можно классифицировать следующим образом: 1) семантика образов природы, 2) семантика звучания народных инструментов, 3) семантика популярных в китайской среде мелодий, 4) жанровая семантика, 5) семантика средств музыкальной выразительности. Введение семантики в тематизм несет коммуникативную функцию. Немаловажное значение имеет и то, что наличие семантического спектра в художественном тексте естественно для сознания и художественного восприятия китайца