19.00.00 Психологические науки
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена проблеме развития основных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Показан круг задач, которые необходимо решать в системе психолого-педагогической помощи этой категории детей, что позволяет определить проблемы и направления работы с этими детьми. Методологическую основу исследования представляют теория отклоняющегося развития и расстройств аутистического спектра, концепция игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и психических новообразований, формирующихся в данном виде деятельности; концепция роли средств физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста. В статье представлена модель совершенствования навыков сенсорного восприятия окружающего мира, навыков крупной и мелкой моторики, общения и социального развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Концептуальная основа предлагаемой модели – системное развитие сенсорных, моторных, социальных, коммуникативных навыков ребенка посредством интерактивных физических игр. Определены цель, задачи, педагогические условия реализации модели. Модель состоит из 3 блоков: целевой, технологический, контрольно-оценочный. Первый блок – целевой, включает цель, решаемые задачи, педагогические условия реализации модели. Второй блок модели – технологический. Он, в свою очередь, состоит из 5 блоков: сенсорное развитие, навыки крупной моторики, навыки мелкой моторики, общение, социальные навыки. Реализация содержания второго блока происходит посредством интерактивных физических игр, игровых упражнений. Определены цели, содержание работы каждого блока. Третий блок - контрольно-оценочный. В содержание работы 3 –его блока входят организационно-методические мероприятия по оценке уровня развития основных навыков у детей с РАС. По результатам диагностики составляются маршруты индивидуального развития каждого ребенка, по мере необходимости проводится промежуточная оценка сформированности навыков и изменение маршрута развития
-
Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы. Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретно-теоретический уровень включает теоретико-феноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
-
Лидерские качества и их развитие у будущих руководителей государственных и муниципальных структур
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеЛидерство с каждым годом все больше становится важной личностной ценностью. Настоящий руководитель должен иметь особый подход к людям, умение мотивировать, наставлять персонал на правильный путь, проявлять не только административные навыки, но и лидерские качества. Быть хорошим руководителем – не просто! Нужно, прежде всего, постоянно работать над собой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления у студентов лидерских способностей и их совершенствование. В статье проведен анализ и даны перспективы развития лидерских качеств будущих руководителей – студентов факультета управления Кубанского государственного аграрного университета. В качестве показателей развития лидерских качеств были использованы: интеллектуально – творческие, организаторские, социально – коммуникативные. Анализ показал, что у студентов факультета управления недостаточно развиты личностные качества, необходимые современному руководителю. В связи с этим в статье предложен ряд мероприятий, посвященных развитию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей студентов. Рассматриваемая проблема представляет собой значительный интерес для социального общества. Развитие лидерских качеств у студентов и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития. Процесс учения рассматривается как ведущее средство становления подростка субъектом учебной деятельности. Указываются и раскрываются факторы, способствующие становлению подростка как субъекта учебной деятельности. Делается вывод о влиянии на формирование субъектности у подростков развивающей образовательной среды и включённости подростка в учебную группу. Рассматривается определение развивающей образовательной среды. Указывается на различие понятий «образовательная среда » и «развивающая образовательная среда». Уровень развития подростка как субъекта учебной деятельности определяется по результатам изучения таких параметров их личностной активности, как: социальная активность; отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности (самооценка); учебные достижения, которые и рассматриваются в статье. Также в статье особое внимание уделяется поэтапному развитию группы в процессе совместной деятельности и общения, в основе которого лежит основная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива. Указан блок метидических средств по изучению параметров личностной активности подростков
-
Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ исследовании изучены личностные особенности современных женщин, воспитывающих детей в полных и неполных семьях, а также особенности их взаимодействия с детьми. Дана сравнительная характеристика семейных ценностей, гендерных особенностей и уровня субъективного контроля личности матерей. Установлены различия личностных особенностей матерей в двух исследуемых группах женщин. Для матерей, воспитывающих детей в неполных семьях, характерны такие семейные ценности как социальная активность, внешняя привлекательность и воспитание детей, а для матерей в полных семьях наиболее значимыми оказались ценности воспитания детей и психотерапевтичность общения. У женщин в неполных семьях чаще, чем у женщин в полных семьях, проявляются маскулинные качества, и реже феминные. Выявлена специфика взаимодействия с детьми матерей исследуемых групп. Проанализированы взаимосвязи между личностными качествами матерей и характером их взаимодействия с детьми. Выделены позитивные и негативные аспекты влияния личностных качеств матерей на стилевые особенности взаимодействия с детьми
-
К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеПродолжающиеся реформы Вооруженных Сил Российской Федерации имеют главную цель создания армии и флота, соответствующего требованиям ХХI века, новым вызовам и угрозам для нашего государства. Наравне с переоснащением воинских частей современной боевой техникой и оружием, существенной компонентой армейской реформы является изменение параметров к военно-профессиональной подготовке и компетенции военных специалистов. Специализированные требования предъявляются к комплектованию воинских частей, кораблей и подразделений военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту. Современным Вооруженным Силам нужны профессионалы высокого уровня, обладающие развитыми организаторскими, командными, психологическими, педагогическими и лидерскими качествами. Лидерство – это социально-психологическое, общеисторическое явление, которое свойственно человеку. В отечественной науке понятие «лидер» понимается как одаренная, харизматическая личность, способная объединять, сплачивать людей в интересах достижения какой-то определенной и значительной цели. Любая группа, коллектив для достижения поставленной цели, решения важной проблемы, нуждается в руководстве, поэтому и выдвигает из своей среды авторитетного ведущего, вожака, лидера. Без лидера ни одна группа, особенно военная существовать не может. В то же время лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Не каждый воин-контрактник обладает развитыми лидерскими способностями, что требует организовать такой процесс психолого-педагогической подготовки в условиях непосредственной воинской службы. В статье рассматривается модель, программа и содержание этапов формирования личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности в процессе воинской службы
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрены личностные особенности саморегуляции субъекта. Исследована учебная деятельность студентов. Результаты исследования демонстрируют вклад особенностей саморегуляции и связанных с ними иных характеристик личности (самоэффективность, жизнестойкость) в процессы самоорганизации студента в ситуации выбора учебного задания. Показаны различия стратегий самоорганизации (направленная на адаптацию и неадаптивная самоорганизация) при различающихся особенностях личности. Показана связь стратегий самоорганизации и их регуляторных особенностей с выборами, совершаемыми субъектом. Выявлены личностные особенности, являющиеся психологическим ресурсом устойчивой адаптивной стратегии самоорганизации, позволяющей совершить и реализовать выбор в пользу нового/сложного
-
Развитие личности в духовном пространстве
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье указывается, что формирование духовности человека происходит в духовном пространстве, которое является изначально заданным. Автором статьи выделяются составные элементы духовного пространства: моральные нормы, где основой их функционирования является мораль, придающая поступкам человека нравственную окраску; система духовно- нравственных ценностей, которые усваиваются человеком, начиная с детского возраста; духовная культура. Духовная культура, находящаяся в духовном пространстве представлена четырьмя сферами: проективная, познавательная, ценностно- ориентированная деятельность человека и духовное общение. Автор статьи указывает, что человек, вращаясь в духовном пространстве, усваивает моральные нормы и духовную культуру, формирует систему морально-нравственных ценностей. При этом формируется внутренний духовный мир человека, который существует в единстве духовного пространства и времени, и характеризует появление духовного поля человека. Духовное поле представлено системой смыслов, в нем зарождаются механизмы развития духовности личности, также в него включены духовно- нравственные чувства и переживания. Ядро духовного поля – это потребность человека в самореализации потенциальных духовных возможностей. Духовное пространство существует не только в настоящем, а также в прошлом и будущем. Находиться в духовном пространстве означает, что человек должен следовать духовно- нравственным законам, иметь духовные потребности, приобщаться к нравственным идеалам
-
Особенности содержательных характеристик суверенности подростков, воспитывающихся в приемных семьях
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию психологической суверенности личности на этапе ее становления. Наиболее ярким из таких этапов является период подросткового возраста. Исследование психологического пространства личности произведено на примере детей, воспитывающихся в родной семье и детей, воспитывающихся в приемной семье
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье показано, что по динамике регуляторно- адаптивного статуса можно определять и прогнозировать уровень стрессоустойчивости медицинских работников