19.00.00 Психологические науки
-
Жизненные ценности и смысложизненные ориентации подростков – детей курдов-мигрантов
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье приводятся данные эмпирического исследования жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций подростков – детей курдов-мигрантов, проживающих на территории села Преображенского Республики Адыгея
-
Социально-демографические факторы психологического климата малой производственной группы
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются психологические факторы социально-психологического климата малых производственных групп. Обсуждаются данные теоретического анализа и эмпирического исследования
-
Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье анализируются достижения отечественных психологов, которые изучают феномен лидерства. Рассматриваются основные направления исследований в современной Российской лидерологии. Выявлены актуальные тенденции в изучении лидерства
-
Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье анализируются достижения отечественных психологов, которые изучают феномен лидерства с позиции гендерного подхода. Выделены основные направления исследований в этой области в современной российской лидерологии, а также установлены актуальные тенденции в изучении гендерных аспектов лидерства
-
Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье раскрывается значение психологических особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье с опорой на труды отечественных ученых описаны и обоснованы направления развития психологического обеспечения военно-профессиональной направленности военнослужащих. Определено понятие профессиональной направленности военнослужащего, как обобщенной оценке способностей специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой и ранее исполнявшимся должностям. Определены факторы оказывающие воздействие на уровень развития профессиональной направленности военнослужащих. Авторы показывают, что традиционная структура военно-педагогического процесса не удовлетворяет современным требованиям организации военно-педагогической работы, так как не затрагивает вопросы решения личностных проблем. В статье показано и обоснованно, что при включении в традиционную структуру военно-педагогического процесса психолого-педагогической помощи, способствует активизации внутреннего потенциала специалиста на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Психолого-педагогическая помощь рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов, вызывающих проблемы их жизнедеятельности, что не маловажно на современном этапе развития профессиональной направленности военнослужащих
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье анализируются проблемы межличностных отношений соматически ослабленных детей младшего школьного возраста со сверстниками, относящихся к категории часто болеющих. Автор, на основании теоретического анализа литературы, приводит определение понятий: «соматически ослабленные дети», «часто болеющие дети», «межличностные отношения». В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение: во-первых, референтометрический статус в классном коллективе часто болеющих детей младшего школьного возраста. Во-вторых, являются ли часто болеющие дети «референтным ядром группы», т.е. учащимися, чья оценка и мнение важны для других сверстников. В-третьих, выявлялись условия, способствующие вхождению младшего школьника в референтную группу. Автором были выделены следующие факторы, которые могут оказывать влияние на референтометрический статус: школьная успеваемость, самооценка, уровень школьной мотивации, уровень общей школьной тревожности. Автор делает вывод об особенностях референтометрического статуса часто болеющих детей младшего школьного возраста в классном коллективе. На основании полученных данных формирующего эксперимента, автором выделяются условия, которые способствуют возникновению позитивных межличностных отношений в учебных группах по отношению к часто болеющим детям
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития. Процесс учения рассматривается как ведущее средство становления подростка субъектом учебной деятельности. Указываются и раскрываются факторы, способствующие становлению подростка как субъекта учебной деятельности. Делается вывод о влиянии на формирование субъектности у подростков развивающей образовательной среды и включённости подростка в учебную группу. Рассматривается определение развивающей образовательной среды. Указывается на различие понятий «образовательная среда » и «развивающая образовательная среда». Уровень развития подростка как субъекта учебной деятельности определяется по результатам изучения таких параметров их личностной активности, как: социальная активность; отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности (самооценка); учебные достижения, которые и рассматриваются в статье. Также в статье особое внимание уделяется поэтапному развитию группы в процессе совместной деятельности и общения, в основе которого лежит основная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива. Указан блок метидических средств по изучению параметров личностной активности подростков
-
Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы. Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретно-теоретический уровень включает теоретико-феноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
-
Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ данной статье представлено эмпирическое исследование гендерной идентичности мужчин и женщин, отраженной в автобиографических текстах. Личность рассматривается автором через взаимодействие в различных бытийных пространствах. Это взаимодействие происходит под влиянием значимых людей. Самоотношение и отношения с окружающим миром отражаются в автобиографических воспоминаниях человека. Автобиография рассматривается в данной статье как один из механизмов становления идентичности личности. Гендерная идентичность рассматривается через содержание воспоминаний об отношениях с родителями, представителями противоположного пола и другими персонажами автобиографии. В статье рассмотрены такие направления гендерной идентичности как отношения с родителями и их образ в воспоминаниях, отношения с противоположным полом и отношение к себе как представителю определенного пола. Описываются и анализируются критерии оценки текстов, связанные с гендерной идентичностью: частота встречаемости персонажа в тексте автобиографии, широта и сложность описания персонажа, роль персонажа в описываемых событиях, характер отношений автора биографии с другими персонажами. На основе интерпретации результатов, выделены структурно-содержательные особенности автобиографических текстов мужчин и женщин; проанализированы особенности отношений респондентов с представителями разных полов; описаны возможные механизмы становления гендерной идентичности мужчин и женщин. Автором выявлен ряд особенностей, отражающих механизмы гендерной идентичности личности