
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 69 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Гигантские плоды растений как модельные объекты в селекционных исследованиях
Краткое описание
Рассмотрено явление формирования гигантских плодов у высших растений. В отношении размера, у растений выделяют несколько позиций: гигантский плоды, по общему габитуса, т.е. размеру всего растения; по урожаю. Приведены примеры различных типов гигантизма у растений. Показано, что явление гигантизма широко распространено с древних времен. Рассмотрены различные причины появления аномально больших растений и плодов, приведены гены роста, регулирующие процесс деления и формирования клеток. Изучение связей между органами растений, проводящими и потребляющими ассимилянт, перераспределение и использование углерода – легко в понятие донорно-акцепторных отношений. В качестве модельного объекта для изучения роста гигантских плодов рассмотрены сорта тыквы Cucurbita maxima. Таким образом, за короткий период произошла смена парадигмы. От удивления и восторга гигантизмом у растений, стал вопрос о клеточном регулировании роста, критериям оценки репродукционного процесс, поиска связей с размером, числом клеток и их свойствами. Появились новые модельные объекты, анализ образов растительных гигантов показал уникальный визуальный ресурс на различных объектах. Новые знания о росте растений и возможности регулировать процесс легли в основы селекционных программ по получения овощей с заданными параметрами плодов, что делает их конкурентно-способными на рынке в сегодняшнем дне
-
Гигантские плоды – иконография, история вопроса
Краткое описание
Рассмотрено явление формирования гигантских плодов у высших растений. В отношении размера у растений выделяют несколько позиций: гигантские плоды, по общему габитуса, т.е. размеру всего растения; по урожаю. Приведены примеры различных типов гигантизма у растений. Показано, что явление гигантизма широко распространено с древних времен. Рассмотрены различные причины появления аномально больших растений и плодов, приведены гены роста, регулирующие процесс деления и формирования клеток. Изучение связей между органами растений, проводящими и потребляющими ассимилянт, перераспределение и использование углерода – легко в понятие донорно-акцепторных отношений. В качестве модельного объекта для изучения роста гигантских плодов рассмотрены сорта тыквы Cucurbita maxima. Таким образом, за короткий период произошла смена парадигмы. От удивления и восторга гигантизмом у растений, стал вопрос о клеточном регулировании роста, критериям оценки репродукционного процесс, поиска связей с размером, числом клеток и их свойствами. Появились новые модельные объекты, анализ образов растительных гигантов показал уникальный визуальный ресурс на различных объектах. Новые знания о росте растений и возможности регулировать процесс легли в основы селекционных программ по получения овощей с заданными параметрами плодов, что делает их конкурентно-способными на рынке на сегодняшний день
-
Изучение продуктивности главного колоса стародавних сортов озимой мягкой пшеницы
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В статье приводятся результаты изучения репродуктивного потенциала стародавних сортов озимой мягкой пшеницы на примере главного колоса. Анализ реализованной продуктивности проведен по методике Ф.М. Куперман. Рассмотрена, также, теснота связи фактической продуктивности с количеством заложившихся цветков на VI этапе онтогенеза
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В статье рассматривается влияние дополнительного колоска у сорта Безостая 1 на реализацию продуктивности у изучаемых растений. Прослежена частота появления многоколосковых колосьев, а также изучено влияние этого явления на продуктивность и основные количественные характеристики изучаемых растений. Показано отличие структуры продуктивности аномальных и нормальных колосьев. Опыт однофакторный вегетационный, заложен в трех повторностях, время проведения - 2013 ‒ 2015 годы. В результате проведенного исследования В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее частым было появление 1-4 дополнительных колосков в колосе. Некоторые количественные признаки имели незначительное отклонение, в их число входят количество уступов на колосовом стержне, длина колоса и высота растения. В значительной мере увеличились значения таких признаков как количество зерен в колосе, количество колосков в колосе, число зерен на уступ, вес колоса и вес зерен с колоса. Достоверно снизилась масса 1000 зерен. Выявлено, что локализовались дополнительные колоски в большей степени в средней, наиболее продуктивной части колоса. В итоге изменения затронули не только количественные характеристики, связанные с продуктивностью колоса, но и его архитектонику в целом
-
Краткое описание
Представлено исследование истории агрокультуры, ее распространения и использование путем анализа изображения, иконографии. В качестве объекта исследования взят образ пшеницы, древней культуры мира среди сельскохозяйственных растений. По пришествии многих лет иллюстративный ряд приобретает совершенно иное значение, а именно становиться самостоятельным ресурсом информации. В анализ вошли образы пшеницы в живописи, скульптуре, мозаике, гобеленах, фресках, ботанической иллюстрации, марках, фарфоре и научных рисунках. В работе предпринята попытка провести анализ образов пшеницы в произведениях искусства с целью поиска видового разнообразия, направлений селекционно-генетических исследований, а также представить морфологические характеристики культуры. Метод анализа – метод визуальных заметок или скетчей, состоящий в сравнении и поиска информации по образу. Приводится анализ по признакам: высокорослые пшеницы, многоцветковые формы пшеницы, неполегание, толщина соломины. Проведенный визуальный анализ образов пшеницы в произведениях искусства методом скетчей позволил выявить видовое разнообразие культуры по колосу, увидеть стародавние формы, которые возделывались в мире до «зеленой революции». В анализ вошли произведения искусства с 14 по 21 века, мастеров живописи Италии, Германии, России, Нидерландов, Франции, США и др.
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)
Краткое описание
В статье рассматривается методика отбора с помощью маркеров при подборе родительских пар для гибридизации, в процессе отбора и при последующей оценке родительских линий, используется в линейной и беккросной селекции томата. Работа выполнена на гибридах томата, сочетающее в своем геноме гены устойчивости к вирусу мозаики томата (ToMV) или вирусу табачной мозаики (ВТМ). В исследованиях были использованы семена иностранных гибридов томата F1, зарекомендованные фирмой-производителем, как устойчивые к вирусу табачной мозаики. Большая часть гибридов томата была голландской селекции, таких ведущих фирм, как De Ruiter Seeds, Enza Zaden, Rijk Zwaan. Целью работы была апробация системы гибридизационных зондов, созданной для идентификации гена устойчивости к вирусу табачной мозаики. Исследование генотипа растений томата проводилось в лаборатории молекулярной диагностики растений, оборудованной современными приборами для проведения ПЦР-анализа на базе НИИОЗГ (г. Крымск). Сбор растительного материала осуществляли в разные фазы вегетации растений, для сбора растительных проб использовались заранее пронумерованные пробирки объемом 1,5 мл (SSI-1200-00), пластиковые планшеты, пинцет, дистиллированная вода. Собранные образцы помещались на хранение в холодильную камеру до выделения растительной ДНК. Во время исследования были изучены коллекционные образцы томата, в том числе 8 гибридов F1 и 2 линии, используемые в качестве контроля. По результатам генетического анализа с применением маркера гена устойчивости к ВТМ было выявлено, что все гибриды и одна контрольная линия № 175/14 имеют в своем генотипе ген устойчивости, также анализ показал состояние гена – гомозиготное или гетерозиготное. Результаты искусственного заражения подтвердили результаты, полученные при ПЦР-анализе. При этом с помощью генетического исследования можно определить точное состояние гена в растении, что нельзя определить методов искусственного заражения, так как между растениями с гетерозиготным и гомозиготным состоянием гена визуальных отличий найдено не было. Созданный маркер и методику ПЦР-анализа можно рекомендовать для широкого применения в селекционном процессе культуры томата. В результате исследований установлено, что современные гибриды томатов имеют в своем генотипе ген устойчивости к вирусу табачной мозаики (ВТМ). Это было определено генетическим анализом и подтверждено испытанием с применением искусственного заражения
-
Краткое описание
Современный отечественный гибрид томата должен быть конкурентоспособным с гибридами томата иностранной селекции. Для создания модели будущего гибрида была исследована коллекция современных гибридов томата отечественной и иностранной селекции, представленных на рынке семян. Во время исследования применяли современный метод генетического исследования генотипа томата Real-Time PCR. В результате исследования была описана модель современного гибрида томата с устойчивостью к мучнистой росе томата. В дальнейшем планируется провести селекционную работу для создания такого гибрида. В ходе изучения коллекционных гибридов томата F1 была установлена современная модель гибрида, со следующей характеристикой: ранний и средний срок созревания, тип куста – полувегетативный, междоузлия сближенные, тип соцветия – простой, количество плодов 4-5, если плоды средней массой больше 200 грамм; с 6–7 плодами массой до 150 грамм для сбора кистями. Необходима высокая прочность плодов с отсутствием концентрического и радиального растрескиваний, подходящих для транспортировок на дальние расстояния. В генотипе современной модели гибрида кроме устойчивости к мучнистой росе томата (Oidiun lycopersici) необходимо наличие комплекса генов устойчивостей к таким заболеваниям, как вирус табачной мозаики (Tomato mosaic tobamovirus), фузариозное увядание томата (Fusarium oxysporum), вертициллезное увядание томата (Verticillium albo-atrum), бурая пятнистость томата (Cladosporium fulvum). Также желательно наличие гена устойчивости к вирусу желтой курчавости листьев томата (Tomato yellow leaf curl virus) и галловой нематоде (Meloidogyne incognita)