Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Краткое описание
В статье рассматриваются чалмовидные формы огурца, описана природа возникновения данного признака, дан краткий обзор чалмовых форм у видов семейства тыквенных. Приведена агроботаническая иконография данного признака у тыквенных культур на примере огурца. В странах Европы, Китае и Америке чалмовидные формы огурцов используются как овощная культура, имеются сорта. Показано, что чалмовидные формы встречаются у плодов огурца с гермафродитным цветком, полунижней завязью, короткоплодной или шароплодной тыквиной, а также у форм с продолжающимся эволюционным процессом
-
Видовое разнообразие длинноплодной лагенарии lagenaria siceraria (molina) standl
Краткое описаниеВ статье рассмотрены вопросы распространения по миру плодов длинноплодной бутылочной лагенарии, введения ее в культуру. Показано использование как овощной культуры, рассмотрено сортовое разнообразия данного вида. Отмечены биологические характеристики возделывания как овощного растения, в том числе и особенностей репродуктивной системы. Рассмотрены вопросы выращивания и распространения длинноплодной лагенарии – зукка в пищевых целях
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
Краткое описание
Работы художников прошлого являются источником информации о распространении культуры, ее использовании, видовом разнообразии. Образы растений лагенарии в живописи являются также источником информации о морфологических изменениях культуры в процессе эволюции
-
Изучение продуктивности главного колоса стародавних сортов озимой мягкой пшеницы
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье приводятся результаты изучения репродуктивного потенциала стародавних сортов озимой мягкой пшеницы на примере главного колоса. Анализ реализованной продуктивности проведен по методике Ф.М. Куперман. Рассмотрена, также, теснота связи фактической продуктивности с количеством заложившихся цветков на VI этапе онтогенеза
-
Краткое описание
В статье рассматривается агроботаническая иллюстрация в веерной живописи как самостоятельный ресурс визуальной информации по истории интродукции культуры, распространении, видовом разнообразии и селекции растений. Рассмотрена история возникновения веера, причины широкого распространения вееров и соответственной живописи с изображением растений. Показаны различные тенденции в подачи визуального образа в веерной живописи: от точной, детальной прорисовки образа, до плавных, расплывчатых контуров, выполненных в «бескостной» или «бесконтурной» технике На примере тыкв, лагенарии, сои, кукурузы, цветов, а именно астр, пионов показаны различные аспекты селекционной и агрономической работы на протяжении нескольких веков. В работе использован метод визуального анализа, как инструмент сбора и анализа данных по селекции и интродукции ряда агрокультур на примере конкретных культур, в частности сои Анализ захватывает описание морфотипа, зоны происхождения, распространения, физиологии отдельных признаков, а также насекомых, встречающихся в экологической нише. Отмечено, что визуальный анализ может быть успешно применен при изучении сортового разнообразия ряда цветочных культур: астр, пионов, хризантем, а также ряда плодов и овощей
-
Роль научной иллюстрации в истории биологии
Краткое описаниеИллюстрации являются важной частью научной работы, а также и образовательного процесса. Они помогают понять изучаемый материал, увидеть различные связи между явлениями. В работе рассматриваются различные типы иллюстраций, а также представление иллюстраций в научной работе, обучающем материале и роль абстракции в научной иллюстрации
-
Нэцкэ как ресурс информации о видовом разнообразии лагенарии lagenaria siceraria (molina) standl
Краткое описаниеВ статье с помощью описательного метода и метод анализа и синтеза проведено исследование видового разнообразия лагенарии на основе миниатюрной скульптуры нэцкэ. Показано, что в Японии и Китае в период с 17 по 20 век наиболее распространенными были девять видов. Описаны биологические особенности некоторых редких видов лагенарии
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описаниеВ работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта