
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 69 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
История популяризации научной агрономии советского периода в художественных образах
Краткое описание
Статья посвящена методам популяризации знаний по научной агрономии используемых в советский период. Рассмотрены такие методы визуальной передачи информации как: почтовая открытка, нагрудный знак, этикетка спичечного коробка, агитационный плакат, текстиль и фарфор, а так же мультипликационный фильм. Показано влияние данных методов на развитие сельского хозяйства. Одновременно с этим и обратный процесс – влияние прогресса и достижений сельского хозяйства на искусство того времени. Каждый метод является уникальным и в статье описаны сферы действия и влияние каждого из них на общество того времени. Собрана обширная база по каждому рассмотренному методу и проведен анализ изображений с точки зрения истории агрономии и технологий, используемых в сельском хозяйстве, а так же использовании их в популяризации этой отрасли. Отмечена польза применения таких методов передачи информации в нынешнее время, как для решения такой актуальной проблемы – повышения престижа сельского хозяйства, так и в образовательном процессе специалистов этой отрасли. Материалы, описанные в статье, рекомендуются для внедрения в курс «История и методология научной агрономии». Показано, что данные ресурсы могут содержать в себе большое количество полезной и даже уникальной информации, что делает их объектом для сбора, детального изучения и структурирования в базы данных
-
Каталогизация образов одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.) с фасциацией
Краткое описание
Рассмотрено явление фасциации на примере высшего растения одуванчика лекарственного. Показано влияние фасциации на различные признаки у растений. Приведены примеры различных типов фасциаций у данного типа растения, произрастающего в различных экологических зонах. Показано, что явление фасциации встречается в природных популяциях, в зонах с техногенной нагрузкой и может возникать при механическом повреждении растений одуванчика лекарственного. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на ненаследуемые и наследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных типов фаcциации, рисунки и схемы. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в том числе и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки: экология, морфогенез, генетический мониторинг. Показана возможность изучения явления фасциации на модельном объекте – одуванчике лекарственном. Как методический подход к изучению данного явления предлагается создание базы образов, таким образом (в частности), каталогизация изображения
-
Лагенария (Lagenaria) – иконография, распространение, многоцелевое использование
Краткое описание
В статье рассматривается многоцелевое использование лагенарии или бутылочной тыквы в разных странах мира. Представлены данные о различных видах лагенарии, которые в каждой стране имеют свое назначение. Внимание уделено происхождению культуры, в этой связи рассмотрено разнообразное использование культуры. Отличительной особенностью культуры является то, что лагенария из древних растений, которое было культивировано человеком как в функциональном назначении, так и декоративном. Проанализировано использование лагенарии на территории нашей страны. Объемный анализ с иконографией образов растений, позволил оценить новые возможности в использовании культуры. В работе применены метод анализа и синтеза, а также описательный метод
-
Люффа – иконография, распространение, видовое разнообразие и многофункциональное использование
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы распространения люффы, свойства ее плодов, технологии возделывания. Рассматриваются особенности биологического развития, агротехники возделывания. На основе анализа изображения показаны основные страны промышленного производства люффы: Китай, Индия, Вьетнам, Япония. Уделено внимание распространению люффы в нашей стране, обоснованы направления селекционных исследований
-
Международный опыт управления в сфере продвижения и развития туризма
Краткое описание
В статье дана характеристика основных моделей государственного управления туризмом на примере стран мира с наибольшим количеством прибытий. Проанализирован международный опыт в сфере управления и развития туризма и рассмотрено место России в мировой туриндустрии
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описание
В работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта
-
Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с.визуализацией образов исследуемого объекта и возможности использования метода скетчей или визуальныхзаметок. В качестве инструмента исследования выбраны образы лагенарии (бутылочной, фигурной тыквы или горлянки) в произведениях искусства и агроботанической иллюстрации, с целью провести визуальный анализ морфологических характеристик бутылочной тыквы для дальнейшего применения полученных знаний в археогенетике и селекции растений. Представлены образы растения лагенарии за период с 1311 по 2014 гг. Визуальный анализ морфологических характеристик лагенарии на основе метода визуальных заметок позволил выделить несколько ключевых точек: полиморфизм плодов и различная продолжительность вегетационного периода, особенности репродуктивной системы, для которой характерно различное соотношение женских и мужских цветков, наличие опылителей, ночное цветение, опушенность плодов на первых этапах развития, полиморфизм семян, особенности созревания с учетом размера и веса плода. Понимание ряда особенностей индивидуального развития позволяет селекционеру представить целостно проблему отбора, поиска новых признаков, коснутся древних форм объекта, болезней, вредителей, образы которые остались только на картинах. На наш взгляд метод визуальных заметок может быть успешно использован в образовательном процессе, т.к. это стимулирует творческий подход и познавательную деятельность студентов к поиску информации об изучаемом объекте и ее осмысление
-
Метод скетчей как образовательная технология на учебном занятии
Краткое описание
В статье рассматривается метод скетчей или визуальных заметок, который играет базовую роль при подготовке учебных курсов. Метод скетчей рассматривается как «разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем, изобразительных элементов». Для погружения обучающего в предметную область или объект исследования визуализация материала является эффективной техникой познания. Познавательная функция проявляется посредством умения познать объект через образ и дальнейшего формирования представлений о структуре изучаемого материла. Отмечается, что визуальные методы и техники особенно эффективны на первом этапе исследований. Затем происходит сбор материала, познание объекта исследований. В качестве объекта исследований выступали виды тыквы, представлены в произведения художников разных период. Коллекция состоит из 120 образов, которые собирались в период с 2012-2016 гг. В работе предпринята попытка с помощью метода визуальных заметов и визуальных техник собрать образы растений тыкв, отображенных в произведениях искусства разных веков и интерпретировать как «своеобразную дверь», через которую мы можем войти в интересующую нас область (история интродукции культуры, археогенетика, биология развития, история селекции)
-
Методические подходы к формированию базы данных по иконографии растений
Краткое описание
В статье рассматриваются методические подходы создания базы данных по иконографии сельскохозяйственных культур. В настоящее время вовлечение в учебный и научный процесс художественных произведений, как ресурса визуальной информации, становится весьма актуальным и даже незаменимым инструментом формирования новых знаний о культурных растениях. В работе рассматривается иконография как система изображений определенных сюжетов и персонажей, представленных в живописи, керамики, мозаике, скульптуре, гобелене, фресках, марках, открытках, постерах, этикетках, фотографий, дающих информацию о том или ином сельскохозяйственном растении. Электронные базы данных – это своего рода информационный портал с визуальными образами. Базы данных по иконографии сельскохозяйственных растений успешно используются в научном процессе, т.к. являются доказательством изменения растений под действием научной селекции, поиска редких и древних генотипов. Любой источник информации содержит лишь некоторый набор сведений, далеко не исчерпывающий существующие точки зрения, статистические данные, аналитические выкладки, касающиеся прямо или косвенно данной тематики. В силу этого обстоятельства есть необходимость поиска новых форм информации, которые могут быть успешно реализованы в иконографии образа сельскохозяйственных растений. Создание электронных баз данных включает в себя несколько этапов. Проработка структуры база данных. Если это отдельная тема, то раскрываются опорные вопросы темы и насыщаются визуальными образами. Подбор визуальных образов. В качестве визуальных образов могут выступать картины художников, карикатуры, рисунки, схемы, инфографика, т. е. иллюстрации различного рода
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы реализации репродуктивного потенциала пшеницы с использованием в качестве модельного объекта растений озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Раскрыта сущность понятия «репродуктивный потенциал», а так же значение данного понятия для исследований направленных на повышение продуктивности растений пшеницы. Приведены данные, полученные в ходе изучения и анализа сортообразцов озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Репродуктивный потенциал растений озимой мягкой пшеницы определялся с помощью подсчета цветков на VI этапе органогенеза. Исследуемые многоцветковые формы озимой мягкой пшеницы, в сравнении с сортами краснодарской селекции, показали повышенный репродуктивный потенциал, а так же повышенное количество зерен с колоса, однако с пониженной массой 1000 зерен. По полученным данным, степень реализации репродуктивного потенциала многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы значительно варьировалась, в зависимости от погодно-климатических условий года проведения исследования. В заключении обоснован выбор многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы в качестве модельных объектов для исследования репродуктивного потенциала пшеницы, а так же факторов, влияющих на его реализацию и степени такого влияния