
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
Рассмотрена история распространения патиссона на примере агро-ботанической иллюстрации. Выделены различные формы патиссона, исследовано распространение и использование в современном мире
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В статье рассмотрены подходы к биотестированию почв, подвергшихся воздействию гербицидов. Обсуждаются параметры, которые могут служить для обнаружения токсиканта в почве, анализируются разные тест-системы
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
Образы декоративных тыкв в живописи как уникальный источник по истории интродукции культуры
Краткое описание
Художественные произведения от прошлого века до настоящего представляют собой альтернативный источник информации о декоративных тыквах, которые могут стать ценным ресурсом для генетических и таксономических исследований, а также истории культуры
-
Образы горшечных растений в произведениях живописи как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описание
Статья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход − метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Нэцкэ как ресурс информации о видовом разнообразии лагенарии lagenaria siceraria (molina) standl
Краткое описание
В статье с помощью описательного метода и метод анализа и синтеза проведено исследование видового разнообразия лагенарии на основе миниатюрной скульптуры нэцкэ. Показано, что в Японии и Китае в период с 17 по 20 век наиболее распространенными были девять видов. Описаны биологические особенности некоторых редких видов лагенарии
-
Мультфильм «Чудесница», как ресурс информации по истории агрономии советского периода
Краткое описание
В статье рассмотрены способы представления, популяризации и пропаганды научных достижений агрономии в советский период. Данная тема представляет интерес не только как пример методов для просвещения молодежи о достижениях сельского хозяйства в настоящее время, но также служит ценным источником знаний по истории агрономии. В данной статье рассмотрено использование такого способа передачи информации как мультфильм. Наряду с такими формами изобразительного искусства как: плакат, текстиль, почтовые марки и лаковая миниатюра, мультфильм является примером визуализации данных. На фоне легкого и, иногда, шутливого повествования до зрителя доносится необходимая информация. После просмотра мультипликационного фильма, человек, прежде не знакомый с данным вопросом, уже имеет о нем общее представление. Специалист же, обратив внимание на детали, способен увидеть и выделить нужную для себя информацию, такую как – история и особенности возделывания культуры. В данной статье в качестве примера рассмотрен советский мультфильм «Чудесница». В нем повествуется о появлении кукурузы в нашей стране и причинах ее резко возросшей популярности. Рассматриваются и раскрываются сцены мультфильма, несущие информацию непосредственно по истории и технологиям сельского хозяйства, а так же о сопутствующей промышленности. Отмечена эффективность такого метода передачи информации людям всех возрастов и профессий, а так же многозадачность его использования в образовательной программе специалистов
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы реализации репродуктивного потенциала пшеницы с использованием в качестве модельного объекта растений озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Раскрыта сущность понятия «репродуктивный потенциал», а так же значение данного понятия для исследований направленных на повышение продуктивности растений пшеницы. Приведены данные, полученные в ходе изучения и анализа сортообразцов озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Репродуктивный потенциал растений озимой мягкой пшеницы определялся с помощью подсчета цветков на VI этапе органогенеза. Исследуемые многоцветковые формы озимой мягкой пшеницы, в сравнении с сортами краснодарской селекции, показали повышенный репродуктивный потенциал, а так же повышенное количество зерен с колоса, однако с пониженной массой 1000 зерен. По полученным данным, степень реализации репродуктивного потенциала многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы значительно варьировалась, в зависимости от погодно-климатических условий года проведения исследования. В заключении обоснован выбор многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы в качестве модельных объектов для исследования репродуктивного потенциала пшеницы, а так же факторов, влияющих на его реализацию и степени такого влияния
-
Методические подходы к формированию базы данных по иконографии растений
Краткое описание
В статье рассматриваются методические подходы создания базы данных по иконографии сельскохозяйственных культур. В настоящее время вовлечение в учебный и научный процесс художественных произведений, как ресурса визуальной информации, становится весьма актуальным и даже незаменимым инструментом формирования новых знаний о культурных растениях. В работе рассматривается иконография как система изображений определенных сюжетов и персонажей, представленных в живописи, керамики, мозаике, скульптуре, гобелене, фресках, марках, открытках, постерах, этикетках, фотографий, дающих информацию о том или ином сельскохозяйственном растении. Электронные базы данных – это своего рода информационный портал с визуальными образами. Базы данных по иконографии сельскохозяйственных растений успешно используются в научном процессе, т.к. являются доказательством изменения растений под действием научной селекции, поиска редких и древних генотипов. Любой источник информации содержит лишь некоторый набор сведений, далеко не исчерпывающий существующие точки зрения, статистические данные, аналитические выкладки, касающиеся прямо или косвенно данной тематики. В силу этого обстоятельства есть необходимость поиска новых форм информации, которые могут быть успешно реализованы в иконографии образа сельскохозяйственных растений. Создание электронных баз данных включает в себя несколько этапов. Проработка структуры база данных. Если это отдельная тема, то раскрываются опорные вопросы темы и насыщаются визуальными образами. Подбор визуальных образов. В качестве визуальных образов могут выступать картины художников, карикатуры, рисунки, схемы, инфографика, т. е. иллюстрации различного рода