Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
Образы декоративных тыкв в живописи как уникальный источник по истории интродукции культуры
Краткое описаниеХудожественные произведения от прошлого века до настоящего представляют собой альтернативный источник информации о декоративных тыквах, которые могут стать ценным ресурсом для генетических и таксономических исследований, а также истории культуры
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Советский агитационный текстиль в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна – это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную
-
Советский плакат в популяризации агрономических знаний
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката – быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научно-просветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний
-
Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются почтовые открытки с изображениями, относящимися к агроботаниче-ской иллюстрации, возможность их использования в качестве информационного ресурса в процессе изучения курса по истории агрономии. Дано обширное представление об агроботанической иллюстрации, рассмотрены цели и задачи данного типа изображения. История агрономии в почтовых открытках рассмотрена на трех типах изображения: художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). К каждому типу изображений приведены иллюстративные примеры с краткими комментариями. Обзор представлен по собранной коллекции, охватывающий разные страны мира. Статья снабжена примерами почтовых открыток с краткими комментариями. Представлен обзор коллекции почтовых открыток разных стран мира, а также анализ экземпляров из серий «Гигантские овощи на ферме» и «Яблочное семейство». Таким образом, изображения, представленные на почтовых открытках позволяют получить следующую информацию: направленность аграрного сектора местности (основные виды деятельности: растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т.п.); ботаническая характеристика агрокультур (агроботаническая иллюстрация); иллюстрация отдельных видов технологий возделывания агрокультур (уборка, уход за растениями, вспашка, орошение); документальное изображение отдельных рекордных урожаев; исторические и культурные традиции, связанные с аграрным сектором страны, или отдельной местности; популяризация новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур; информация о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в регионе, штате, конкретной местности; картины художников, освещающих аграрный труд конкретной страны; популяризация местной флоры; развивает наблюдательность; учит размышлять и анализировать
-
Люффа – иконография, распространение, видовое разнообразие и многофункциональное использование
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы распространения люффы, свойства ее плодов, технологии возделывания. Рассматриваются особенности биологического развития, агротехники возделывания. На основе анализа изображения показаны основные страны промышленного производства люффы: Китай, Индия, Вьетнам, Япония. Уделено внимание распространению люффы в нашей стране, обоснованы направления селекционных исследований
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описаниеВ работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства