
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 69 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описание
В работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления
-
Пыльцевой анализ в селекции растений
Краткое описание
В работе рассматриваются различные аспекты применения пыльцевого анализа в селекционной практике. В качестве базовых характеристик используются фертильность и жизнеспособность пыльцевых зерен, изменение морфологических характеристик пыльцы. Анализируется связь пыльцевого анализа с репродуктивным потенциалом растений
-
Реализация потенциальной продуктивности стародавних сортов озимой мягкой пшеницы
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы морфофизиологического контроля за растениями озимой мягкой пшеницы. В качестве объекта исследования выбраны стародавние сорта – популяции озимой пшеницы, которые возделывались на территории Кубани в прошлом столетии. Целью работы являлось определение влияния на репродуктивную систему сортов озимой мягкой пшеницы таких факторов, как условия года выращивания и обработка посевов ретардантом «ЦеЦеЦе 750» в 1,5 л/га д. в. Для достижения поставленной цели был проведен морфологический анализ конуса нарастания на VI этапе органогенеза, позволяющий получить количественную оценку потенциальной семенной продуктивности будущего колоса озимой мягкой пшеницы. Для изучения влияния года выращивания на репродуктивную систему сортов озимой пшеницы дисперсионный анализ рассчитывался по схеме 3×7, где вариабельность факториального признака обусловлена влиянием генотипа (фактор В), годом выращивания (фактор А), то есть повторность во времени интерпретируется нами как влияние условий года выращивания. Влияние ретарданта на репродуктивную систему сортов озимой пшеницы проводился дисперсионный анализ по вышеописанной схеме 2×7, где фактор «А» представлен в двух градациях (варианты, обработанные ретардантом и не обработанные), в этом случае повторность по годам исключалась как фактор. Результаты исследований указывают, что показатель реализованная продуктивность сортоспецифичен и может служить мерой гибкости изучаемых сортов к различным экологическим условиям. Анализ дисперсий показал значительное влияет ретарданта на реализацию потенциальной продуктивности во всех вариантах посевах озимой мягкой пшеницы. Сравнение средних генеральных совокупностей указывает на то, что генетический потенциал высокорослых сортов может не проявится даже в благоприятные для возделывания культуры годы. Искусственное снижение высоты растений ингибирующим рост препаратом, является эффективным способом выявить высокую продуктивность таких генотипов, как с сорта Немерчанская и Старая озимая №346
-
Реализация продуктивности колоса у коллекционных образцов озимой мягкой пшеницы
06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)
Краткое описание
Работа посвящена изучению продуктивности колоса образцов озимой мягкой пшеницы коллекции Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР). В исследовании предпринята попытка провести предселекционное исследование коллекционного материала по элементам продуктивности колоса. В концепцию предселекционного исследования положено изучение исходного коллекционного материала по заданным характеристикам с целью выявления лучших генотипов для дальнейшего использования в селекционной практике. В анализ коллекционного материала в качестве показателей продуктивности колоса использовали следующие характеристики: длина главного колоса (см), количество колосков в главном колосе (шт.), количество зерен в главном колосе (шт.), масса зерна с главного колоса (г), масса 1000 зерен (г). Высота растений была один из базовых показателей исследуемого материала, т.к. ряд образцов различался аллелями генов короткостебельности. По результатам двух лет исследований, по показателю «масса 1000 зерен» выделился сортообразец Cologna lunga razza 188 (Италия) – 71,20 г. По показателю «количество зерен в колосе» сортообразец Fenotipo 1 (Италия) – 57,3 г. Так же по совокупности показателей выделен сортообразец Калоян (Болгария) со средней за два года исследования массой 1000 зерен – 51,77 г., количеством зерен в колосе – 51,6 шт. и массой зерен с колоса – 2,71 г.
-
Роль научной иллюстрации в истории биологии
Краткое описание
Иллюстрации являются важной частью научной работы, а также и образовательного процесса. Они помогают понять изучаемый материал, увидеть различные связи между явлениями. В работе рассматриваются различные типы иллюстраций, а также представление иллюстраций в научной работе, обучающем материале и роль абстракции в научной иллюстрации
-
Ряска – перспективное овощное растение
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы использования ряски как зеленного овоща. Показано строение видов рясок, их биологические особенности, распространение в мире и на территории Краснодарского края. Показана возможность их использования как биотестеров и биоиндикаторов водной среды, как аналитической системы для анализа. Рассмотрены вопросы использования ряски в искусственных условиях, требования к содержанию культуры
-
Сельскохозяйственный рынок в живописи как ресурс визуальной информации по истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматриваются сельскохозяйственные рынки через призму произведений искусства. В работе с помощью картин художников, как визуальной информации по истории агрономии, были исследованы вопросы интродукции агрокультур в России, достижения селекционных работ с сельскохозяйственными растениями, а также проанализировано видовое разнообразие длинноплодной лагенарии, бутылочной тыквы и чалмовидных форм тыквенных культур. Имеющийся опыт в этом направлении был положен в образовательную технологию, как метод скетчей или визуальных заметок. В таком подходе развивается познавательная функция обучающихся, т.к. происходит сбор информации об объекте, в данном случае агрокультуре, ее интродукции, распространению и изменениям, которые она претерпевает в результате селекции. Была создана электронная база данных, насчитывающая 50 художественных произведений различных периодов, выполненных художниками разных стран. Произведения искусства от древних времен до наших дней представляют собой альтернативный источник информации об истории агрономии, интродукции культур и их распространению. Систематический сбор образов (иконографии) будет служить бесценным ресурсом для дальнейших исследований, как в истории каждой сельскохозяйственной культуры, так и элементов технологий возделывания растений и сохранения видового разнообразия
-
Советский агитационный текстиль в истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна – это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи
-
Советский плакат в популяризации агрономических знаний
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката – быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научно-просветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний