
Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 69 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Современная агроботаническая иллюстрация
Краткое описание
В статье рассматривается современная агроботаническая иллюстрация, как неотъемлемая часть научной и учебной работы. Для анализа состояния вопроса была создана база иллюстративных образов, которая выступила в качестве исследуемого материала. Показано, что визуальные образы служат материалом для развития визуального мышления обучающихся, учат читать информацию изображенную на листе, мыслить и создавать новое. В работе рассмотрены техники графического карандаша с использованием компьютерной обработки рисунка в программе PhotoShop. Смешанные техники (mixed media), основанные на применение традиционного рисунка и гербарного образца, обработанного в программе Photo Shop в цветовом решении. Другим новым направлением современной агроботанической иллюстрации является инфографика. Ее использование как в учебном, так и научном процессе, определено тем, что инфографика подразумевает аналитическую обработку количественных данных, полученных в ходе эксперимента. С другой стороны – полученные данные необходимо визуализировать, оформить и презентовать. Новым направлением в современной агроботанической иллюстрации стали образы растений, сделанные с помощью рентгеновских снимков. Современный уровень требований к создаваемым образам достаточно высок и это нужно учитывать при проведении научных экспериментов, когда необходимо продемонстрировать объект исследований, полученные результаты. Современная агроботаническая иллюстрация может быть обработана с помощью различных систем искусственного интеллекта, распознавания образов, например, как система «Эйдос»
-
Техника визуального анализа в истории растений на примере картин И. Машкова
Краткое описание
В статье на примере произведений живописных полотен художника И.И.Машкова представлен анализ истории растений. Акцент на образ, как объект исследования, в современном мире стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны, это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов. Анализ художественных полотен И.И.Машкова позволил выделить несколько смысловых блоков: видовое и генетическое разнообразие овощных культур; распространение культур, т.е. интродукция на примере тыкв, табака и подсолнечника; горшечная культура (комнатные цветы, видовое и генетическое разнообразие камелии, бегонии), местные сорта земляники с явлением фасции, и производство хлеба с разнообразием и характерными формами. Через анализ натюрмортов и части портретов, в стремлении художника «выразить время» создалась своеобразная «видопись» агрокультур и агропроизводства в период с 1910 до 1940 гг.
-
Фасциация в природе и эксперименте
Краткое описание
Рассмотрено явление фасциации на примере высших растений. Показано влияние фасциации на различные признаками у растений. Приведены многочисленные примеры различных групп растений с фасциированными органами. Показано, что явление фасциации чаще встречается у культурных растений, чем у дикорастущих – редко. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на наследуемые и ненаследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных культур с фасциированными частями. Обсуждается введение термина ”connаtions”, как морфологической аномалии. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в т.ч. и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Изучение явления фасциации у высших растений можно рассматривать как метод селекции на крупноплодность. С другой стороны, установить адаптационные способности вновь создаваемых генотипов. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки. C одной стороны, оно является доказательством нарушений, вызванных экологическими факторами среды. С другой стороны, оно выступает наследственными причинами, а также может выступать как модель для изучения процессов морфогенеза
-
Формирование и использование иллюстративных образов в курсе «Биоэтика и вопросы биобезопасности»
Краткое описание
В статье описан опыт формирования и создания иллюстративных образов для курса «Биоэтика и вопросы биобезопасности». Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно- научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы. Часть вопросов курса, связанных с вопросами биобезопасности, раскрывается как междисциплинарная область знаний, направленная на выявление, изучение и осмысление проблем биологической практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской и моральной составляющей. Определены основные блоки, по которым формируются визуальные ресурсы: животные в эксперименте, вопросы биоэтики в средствах массовой информации; метаморфозы тела человека; химеры в произведениях искусства. При подборе иллюстративных образов учитываются несколько аспектов: иллюстрация, как информационный ресурс для анализа изучаемого явления; иллюстрация, как форма мотивация к поиску информации, ответа на поставленный вопрос; иллюстрация как элемент этического воспитания студента к различным вопросам биоэтики. По каждому смысловому блоку в течении двух лет собрано по 20-30 иллюстративных образов. Они используются как при чтении лекционного курса, так и как материал для самостоятельной работы студентов. Показано, что в представленных визуальных ресурсах по курсу отражены базовые компоненты визуального мышления: линейное; структурное; комбинаторное и функциональное
-
Художественная репрезентация как образовательная технология по курсу «история агрономии»
Краткое описание
В статье рассматривается образовательная технология на основе репрезентации художественных образов. Фрагменты литературных произведений могут служить иллюстрацией к формируемым у обучающихся представления, об изучаемых явлениях, и применяться как исследовательская задача при изучении курса «История агрономии». Отрывки из художественных произведений писателей разных периодов составляют базу художественных образов сельскохозяйственных растений. В курсе «История научной агрономии» по теме история интродукции растений в сельскохозяйственное производство разработаны задания с описанием тех или иных растений, взятых из литературного произведения. В работе даны примеры по растениям: крапива, клевер, табак, пшеница, растения будущего. В работе рассмотрены следующие вопросы: история интродукции сельскохозяйственных растений, технология использования, технология возделывания, история распространения. Вследствие репрезентации художественных литературных произведений как образовательной технологии по курсу «История агрономии» основными элементами в этой области являются восприятие, реагирование, усвоение, организация и формирование ценностно-ориентационной системы на практическую деятельность. Использование художественных произведений позволяет развивать следующие функции образовательного процесса: развивающую (способствует поиску и анализу художественных отрывков с описанием истории растений), мотивационную (поощряет вести активный поиск), учит популяризировать основы научной агрономии посредством художественного слова, учит наблюдательности, развивает продуктивную поисково-познавательную деятельность студентов
-
«Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются иллюстративные образы растения кукурузы на примере произведений живописи, керамики, почтовых открыток, советского агитационного плаката и фарфора, марок. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации. В работе использован метод скетчей, как основа иконографии образов растений. Анализ изображений растений кукурузы, собранный в библиотеке образов - иконография, позволил получить информацию об истории и скорости распространения ее в Европе, выделить видовые особенности, технологию возделывания и использования в России, аномалии развития, историю генетических исследований. В работе показаны на примерах картин великих художников видовое разнообразие растений кукурузы на основе анализа початка, явление ксенийности, затронуты вопросы мобильных генетических элементов. Отмечены особенности возделывания кукурузы в России, показана популяризация злака в произведениях искусства. Главная идея базы образов – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала, по сути нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией
-
«Редкие тыквенные» в марках– история растений, распространение, иконография
Краткое описание
В статье рассматриваются иллюстративные образы редких тыквенных культур, представленные в марках различных стран. В данной работе в качестве анализируемого материала выступают почтовые марки, в которых представлены редкие тыквенные культуры. Марки являются отражением экономики страны, в них изображаются агрокультуры и элементы технологий сельскохозяйственного производства. Семейство тыквенных насчитывает большое количество видов, которые сильно отличаются друг от друга по форме плодов, по назначению, происхождению. В задачу нашего исследование входило провести визуальный анализ редких тыквенных культур, которые используются в мире, отразить успехи исследований по интродукции и достижения селекционных работ. В работе приведен анализ по нескольким культурам: момордики (Momordica charantia L.), кивано (Kiwano), рогатая дыня, антильский огурец, (Cucumis metuliferus); Акантосициос нодена (Acanthosicyos naudinianus); момордика бальзамическая (Momordica Balsamina); Кокциния (Coccinia sessifolia L.); Люффа цилиндрическая (Luffa cylindrica L.); Лагенария (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.); огурец змеиный (Trichosanthes anguina L.); антильский огурец, ангурия (Cucumis anguria L.); огурец африканский (Cucumis africanus Lindl); тыква восковая (Benincasa hispida (Thunb.) Cogn.); чайот или мексиканский огурец (Sechium edule Swartz). Анализ иконографии образов редких тыквенных культур в марках разных стран позволил увидеть историю введения в культуру дикорастущих тыквенных из состава местной или иноземной флоры