
Ф.И.О.
Толмачев Алексей Васильевич
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 34 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Возможности регионального сельского хозяйства в импортозамещении
Краткое описание
Рассматриваются проблемы импортозамещения, импортные и экспортные ресурсные особенности аграрной экономики, за счет которых можно формировать значительные конкурентные преимущества. Отмечается, что низкие процентные ставки по кредитам за рубежом создают очевидные неравные стартовые возможности всему отечественному бизнесу. В результате закупка импортного продовольствия в стоимостном выражении достигла в нашей стране огромного значения в $45 млрд. и что во властном мышлении поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности, переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Отмечается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики, привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать более успешной реализации этой стратегии в отраслях нашей экономики. Отмечается, что наш регион имеет самую эффективную производственную структуру сельского хозяйства, лучший в стране климат, укрупненные севообороты, дешевые трудовые ресурсы, большой опыт аграрного бизнеса. Предлагается принять комплекс мер по снижению системных рисков в агробизнесе
-
К вопросу эволюции государственного регулирования агробизнеса
Краткое описание
Отмечается, что система госрегулирования агробизнеса устанав¬ливает правила, создает относительно равные конкурентные возможности всем участникам рынка. Господдержка же направлена на повышение эффективности госрегулирования всех субъектов АПК, включая малое хозяйствование. Классики ретроспективы развития рыночных отношений показали, что производственный бизнес может быть вполне успешен в условиях саморегулирования рынка. Затем практика использования марксистской экономической теории обнаружила неразрешимость противоречий в функционировании классической рыночной модели. Парадигма кейнсианской школы подтвердила противоречия классической теории равновесия свободного рынка. Вследствие чего стратегии развития производственных рынков сместились в сторону неоконсервативной модели госрегулирования. Сегодня интеграционные модели с синтезом государственных и рыночных инструментов регулирования остаются философией многих развитых экономик мира. В тоже время, в нашей аграрной экономике отсутствуют сбалансированные, равновесные пропорции развития, что требует большего участия государства в регулировании роста АПК. Авторы считают, что современные западные санкции дают дополнительные возможности развитию отечественного аграрного производства. Государству следует активнее использовать свои возможности в регулировании развития и укрепления внутреннего аграрного производства, выходе на зарубежные товарные рынки. После достижения достаточных конкурентных позиций, обеспечивающих устойчивый экономический рост аграрной экономики, интервенции государственного протекционизма можно будет снижать, и одновременно повышать роль либеральных подходов
-
Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК
Краткое описание
Практика показывает, что господдержка в нашем АПК доходит не до тех адресатов. Весьма проблемной позицией существующей системы господдержки является помощь крупным с.–х. организациям в ущерб остальным участникам, часто по природе своей более эффективным и конкурентоспособным. Правильнее было бы оказывать больше помощи малому и среднему бизнесу, которые зачастую созданы без всякой поддержки, с нуля и потому, соответственно, больше мотивированы на эффективность и рост. Например, малые формы хозяйствования производят до 40% общего объема с.-х. продукции, но получают лишь порядка 10% господдержки, направляемой в сельское хозяйство. Эта диспропорция искажает конкурентную среду, скрывает большую несправедливость всей аграрной политики и выступает основной причиной неполной реализации резервов в самом сегменте малого хозяйствования. Этот негатив оказывает большое влияние также на ключевые блоки кредитования и реализации продукции малых форм хозяйствования (МФХ). Авторы предлагают реструктурировать общую поддержку регионального АПК по блокам растениеводства и малого аграрного хозяйствования в пользу МФХ, за счет возможностей господдержки отрасли растениеводства в пропорции 2:1, то есть оставить за растениеводством 66,7%, а за МФХ 33,3%. По этой схеме малые формы за следующие 5 лет получат 14,2 млрд руб., вместо запланированных 6,4 млрд руб. Такое решение будет способствовать рождению здоровой конкурентной среды на нашем рынке сельскохозяйственной продукции и повысит веру участников малого хозяйствования в перспективу своего роста и принципы слабеющего кооперирования
-
Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования
Краткое описание
Уточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ
-
Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики
Краткое описание
Приведена авторская классификация этапов развития государственного регулирования аграрной экономики, состоящая из четырех блоков; приводится их краткая характеристика. Показаны границы государственного регулирования, которые определяются правовыми, законодательными, бюджетными, налоговыми, социальными и экологическими функциями государства. Методы регулирования с участием государства условно подразделяются на прямые (административные) и косвенные (экономические). Экономические и административные инструменты имеют определенное сходство, единые черты, и, в то же время, они противоположны. Отмечается преобладание экономических методов; при этом выделяется пять областей экономики, в которых применение административных методов является обязательным условием сбалансированного развития аграрной экономики. При этом, очень важно государственное контролирование монопольных рынков, предотвращение негативного влияния на невоспроизводимые ресурсы, состояние окружающей среды, экологическую обстановку, а также поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения. Особое место занимает поддержка внешнеэкономической системы связей, политика умеренного протекционизма по защите аграрных рынков таможенными барьерами, лицензирование экспорта, контроль импортной политики. Отмечается, что косвенное вмешательство государства в аграрную экономику предполагает осуществление системы мер по воздействию на внешнюю и внутреннюю экономическую среду. Сюда авторы относят фискальную политику с манипулированием госбюджетом, правительственными расходами и налогообложением; меры кредитного регулирования и денежного обращения, инвестиционную политику, регулирование системы найма рабочей силы, доходов работников и другие инструменты
-
Экономические аспекты повышения эффективности развития зернового бизнеса
Краткое описание
В работе отмечается высокий аграрный производственный и экспортный потенциал Краснодарского края. Анализируются рыночные сегменты роста экспорта зернового бизнеса, рассматриваются возможности повышения конкурентоспособности за счет совершенствования зернового производства, импортазамещения и экспортоориентирования. Отмечается, что закупки импортного продовольствия в стоимостном выражении достигали в нашей стране огромных значений, и во власти поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности и переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Подчеркивается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики и привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности зерновых, в том числе на мировых рынках. Отмечается, что Краснодарский регион имеет самую эффективную производственную структуру сельского хозяйства, лучший в стране климат, укрупненные севообороты, дешевые трудовые ресурсы, большой опыт аграрного бизнеса. Предлагается принять комплекс мер по снижению системных рисков и повышению конкурентоспособности зернового бизнеса, снизить ставки кредитования до 3-5 %, возродить утраченные позиции в племенном животноводстве, особенно в свиноводстве и скотоводстве, базой которых является производство зерна, а также совершенствовать схему распределения господдержки
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описание
Практика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
К вопросу развития системы регионального рынка жилья
Краткое описание
В статье рассматривается теоретические аспекты системы формирования регионального рынка жилья. Отмечается, что экономические реформы нашей страны сместили на региональный уровень практическое решение социальных задач по обеспечению населения доступным жильём. Строительство жилья до недавних пор выступало драйвером роста всей экономики. Поэтому исследование влияния экономики жилищного сектора на эффективность развития региональной социально-экономической системы, является весьма актуальным и востребованным. Авторы представляют понятие регион, как сложную многоуровневую структуру со своей экономической средой, динамикой развития, выступающей составной частью национальной экономики. В работе осуществлена постановка региональных целей развития строительного рынка жилья. Применительно к жилищному рынку они выделили общеэкономическую, инвестиционную, социальную, стимулирующую, информационную, санирующую, обеспечивающую, системообразующую, пространственно- развивающую и регулятивно-корректирующую функцию. Помимо обозначенных функций они включили в этот перечень и контрольно- регулирующую функцию, она призвана содействовать повышению эффективности использования земельных участков под строительным жильем, сбалансированному спросу, формированию предложений на местном жилом рынке, координированию остальных перечисленных функций. К специфическим функциям они относят мероприятия по расширению рыночного сегмента, диверсификацию строительного бизнеса, укрепление взаимосвязей с другими региональными участниками рынками жилья, повышение роли региона в экономики страны
-
Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования
Краткое описание
Залогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является наличие каналов реализации произведенной продукции. Сегодня доля крупных сетевых ритейлеров продолжает расти, преодолев 25% планку всей розничной торговли, а доля сельскохозяйственных рынков и ярмарок снижается по причине избыточности контроля и регулирования торговли. Проведенный мониторинг показал, что цены на капусту, морковь, помидоры, картофель, лук и свеклу были на сельскохозяйственных ярмарках в среднем на 15–20% ниже, чем в магазинах. Поэтому, если уничтожить малую рыночную инфраструктуру, то крестьянско- фермерские, личные подсобные и другие малые аграрные производства, обеспечивающие своей продукцией местные сельскохозяйственные рынки, просто погибнут. Однако, сельскохозяйственные рынки ждут неприятные перемены – все они будут обязаны работать только в крытых, капитальных строениях. Сельскохозяйственные рынки, которые не справляются с реализацией нового закона, будут вынуждены закрыться и уйти с рынка. Авторами прогнозируется, что закрытие малых рынков приведет к подорожанию продуктов питания в среднем на 15% и считают правильным решение перенести до 2020 года реализацию закона передачи территориальным властям право переносить сельскохозяйственные рынки в капитальные строения, выделения мобильной торговли в отдельную категорию с упрощенным порядком регулирования, а также создания прозрачных и единых принципов регулирования нестационарной торговли
-
Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования
Краткое описание
Показан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам