
Ф.И.О.
Лисовская Раксана Николаевна
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
ассистент
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 15 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Возможности импортозамещения и экспортоориентирования отраслевой экономики
Краткое описание
Уточняется понятие дефиниции «импортозамещение», рассматриваются импортные и экспортные номенклатурные особенности национальной экономики, особое внимание уделяется возможностям расширения внутренних и внешних рынков за счет повышения конкурентоспособности отраслевых экономик, освоения производства продукции с большим числом переделов и высокой добавленной стоимостью, увеличения сегмента традиционных высокотехнологичных изделий. Отмечается, что современное экспортоориентирование расширяет не только рыночный сегмент отечественных изделий на внешних рынках, но и значительно повышает конкурентные позиции производящих организаций на внутреннем рынке. Выделяются потенциальные географические районы и страны потребители продукции отечественных производственных предприятий. Подчеркиваются преимущества, которые сулит импортозамещение в краткосрочной и среднесрочной перспективе при умеренном протекционизме со стороны государства. Рассматриваются проблемы и возможности импортозамещения в сельском хозяйстве, влияние прошлых кризисных девальваций рубля на процессы импортозамещения и экспортоориентирования, роль процесса осуществления импортозамещения в обеспечении безопасности страны. Предлагаются решения, которые будут способствовать более успешной реализации стратегии импортозамещения в производственных отраслях агропромышленного комплекса, прогнозируются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные положительные и отрицательные прогнозные последствия импортозамещения и экспортоориентирования с использованием ретроспективы развития этих процессов
-
Дефиниции и критерии развития малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описание
Рассмотрены финансовые и другие критериальные показатели, по которым производства относятся к категории малых аграрных форм хозяйствования. Нашим законодательством установлено, что годовой оборот для «микропредприятия» не должен превышать сумму в 60 млн руб. или $755,6 тыс. по обменному текущему курсу доллара USA (на 20.01.2016 г. равным 79,41 руб./$ ). Для категории «малых предприятий» верхняя граница денежной выручки должна находиться в пределах от 60 до 400 млн руб. (в долларовом исчислении от $0,756 до $5,037 млн). Соответственно, для «средних предприятий» критерий выручки должен составлять от 400 млн до 1 млрд руб., или $5,037 и $12,259 млн). Размер бизнеса выше 1 млрд руб. следует относить к категории «крупного бизнеса». Согласно ФЗ РФ №209, данные финансовые уровни принято корректировать через пять лет. Все коммерческие организации при числе работников менее 15 человек (включительно) относятся к категории «микропредприятий», с числом работающих от 16 до 100 человек – к категории «малых предприятий». К «средним предприятиям» отнесли организации с числом работающих от 101 до 250 человек. Отмечается, что в мировой практике критерий отнесения предприятия к соответствующей категории сегодня определяется не формируемыми финансовыми потоками и активами предприятия, а простой численностью работающих. В нашей практике одновременный учет числа работников, годовой денежной выручки, поголовья, и площади сельскохозяйственных угодий дает возможность анализировать по малым аграрным формам хозяйствования динамику производительности труда, принимать управленческие решения по инвестиционной целесообразности инноваций, совершенствованию технологий производства и инфраструктуры продуктовой реализации
-
Импортозамещение как переход к экспортному ориентированию АПК
Краткое описание
Рассматриваются цели импортозамещения, импортные и экспортные ресурсные особенности аграрной экономики, за счет которых можно формировать значительные конкурентные преимущества. Отмечается, что утечка капитала за рубеж создает рабочие места не нашей экономике, а нашим конкурентам, что низкие процентные ставки по кредитам за рубежом создают очевидные неравные стартовые возможности всему отечественному бизнесу. В результате закупка импортного продовольствия в стоимостном выражении достигла в нашей стране огромного значения в $45 млрд. и что во властном мышлении поняли необходимость укрепления продовольственной безопасности, переноса производства традиционных видов продуктов, составляющих основу потребления населения нашей страны, на внутренний рынок. Отмечается необходимость временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики, привлечения инвесторов в важные отрасли производства с высокими рисками. Выделены основные проблемы и решения, которые будут способствовать более успешной реализации этой стратегии в отраслях нашей экономики. Предлагается создать сеть специализированных информационных центров поддержки импортозамещения с базой данных технологических профилей организаций, приводится авторская структурная схема информационной поддержки импортозамещения. Подчеркивается важность функционирования в системе импортозамещения федеральных и региональных программ, приводится авторская схема их реализации. Осуществлено прогнозное моделирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных положительных и отрицательных последствий импортозамещения и экспортоориентирования. Подчеркивается, что целесообразность импортозамещения следует рассматривать как этап перехода к экспортному ориентированию аграрной экономики
-
К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения
Краткое описание
Важным сегментом аграрного производства, наряду с другими субъектами малых аграрных форм хозяйствования, выступают личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Их роль становится все более заметной, по мере наращивания собственного производственного потенциала. Однако их ресурсная база остается весьма слабой, основные средства производства изношены, многие из них не могут повысить техническую оснащенность. В этом сегменте ограничены и возможности лизинга, существуют проблемы в логистике хозяйствования, малые субъекты не имеют рыночной власти на рынке производственных ресурсов и при сбыте продукции. Отсутствие залоговой базы формирует высокую стоимость кредитования и перманентную вероятность банкротства. С другой стороны отмечается, что малые субъекты имеют большое многообразие организационных и правовых форм, неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость производственных функций, в них совмещается статус собственника и менеджера. Они существенно снижают социальную напряженность в сельской местности, играют значительную роль в импортозамещении. Характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования является также высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. Они мало расходуют средств на создание рабочих мест, имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала. Однако, неразвитость производственной инфраструктуры малого хозяйствования препятствует повышению технологического уровня. Они работают при постоянном внешнем вмешательстве, что снижает эффективность их производства, рыночную конкурентоспособность. Все они имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов сбыта продукции, повышает волатильность реализации. Проведенный анализ показал высокую необходимость реализации выявленных резервов роста эффективности
-
Малое сельское хозяйствование в импортозамещении
Краткое описание
В статье рассматриваются проблемы и возможности импортозамещения в сельском хозяйстве и значительная роль малых аграрных форм хозяйствования в этом процессе. Отмечается, что основной целью импортного замещения является повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции посредством большей мотивации технологической модернизации и инновационной политики в производстве, через освоение новых инновационных, более конкурентоспособных продовольственных продуктов с более высокими потребительскими параметрами. Как показывает практика, более эффективно импортозамещение осуществляется в аграрном секторе экономики и пищевой промышленности. Сегодня в Краснодарском крае сложилась самая эффективная производственная структура сельского хозяйства с лучшим природным и инвестиционным климатом в стране, наличием укрупненных севооборотов, избыточными и относительно дешевыми трудовыми ресурсами, с лучшим в стране опытом аграрного производства. Более подробно автор останавливается на проблемах импортозамещения с участием малых форм хозяйствования в сферах зернового производства, свекловодства, на трудностях материально-технического оснащения, обеспечения семенным материалом, других проблемах. Отдельно отмечает проблемы финансовой составляющей в большом и малом бизнесах, в процессах управления затратами, ценообразовании, формировании валовой прибыли. Подчеркивается важность восстановления утраченных возможностей племенного дела в животноводстве, особенно в свиноводстве и скотоводстве. Наиболее сложная ситуация отмечается с кредитованием, где автор рекомендует снижение ставок для сельхозпроизводителей по краткосрочному и среднесрочному кредитованию до уровня 3-5% . Важным считается изменение механизма перераспределения государственной поддержки в пользу животноводства, где имеют место большие риски, трудности долгосрочного кредитования, проблемы соблюдения технологической дисциплины и многое другое
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описание
Практика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования
Краткое описание
Рассматриваются особенности процесса функционирования, развития и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) с участием государства. Отмечается, что в повышении экономической эффективности функционирования и гос-регулирования малых аграрных форм хозяйствования большая роль отводится систематизации их особенностей. Говорится, что в определенных обстоятельствах одни и те же особенности могут оказывать как положительное, так и отрицательное, проблемное влияние, поэтому авторы провели их раздельную систематизацию. К положительным они относят большое влияние МАФХ на развитие территорий, занятость сельского населения, наличие налоговых и социальных преференций, возможности кооперирования, низкие затраты и риски на создание новых рабочих мест, неформальный менеджмент, совмещение функций менеджера и собственника в одном лице, высокую чувствительность к инструментам государственного регулирования, защиту население от местного монополизма работодателей, саморазвитие, ответственность, собственную самозащиту от внешних факторов и другие. К проблемным – работу МАФХ в среде совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти, низкую, часто лишь декларируемую защищенность, неразвитость производственной инфраструктуры малых форм хозяйствования, высокую вероятность несанкционированного вмешательства со стороны теневых структур, контрольных органов, местной бюрократии, институциональную ограниченность в доступе к информационным, консультационным, материальным и финансовым ресурсам, низкую мобильность, малые размеры хозяйствования, высокую зависимость от локальных условий, емкости местного сырьевого и потребительского рынка, ограниченность каналов сбыта, перманентную волатильность рыночных цен, недоверие к практике производственного и потребительского кооперирования, нехватку капитала, проблемную доступность к финансовым инструментам, высокую стоимость кредитования, низкую легитимность, доверие к решениям местной бюрократии и другое
-
Особенности развития и регулирования субъектов малых форм хозяйствования в АПК
Краткое описание
В статье систематизируются особенности развития и регулирования малых форм хозяйствования (МФХ), анализируются их конкурентные позиции, предлагается методика определения емкости их рыночного сегмента, приводится модель много-профильного потребительского кооператива МФХ
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описание
Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
-
Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования
Краткое описание
Рассматривается экономическое положение аграрного сектора Краснодарского края и место малого хозяйствования в экономике региона. Отмечается, что в структуре с.-х. производства страны сегодня край занимает 8%, в региональном валовом продукте – около 13% всего материального производства. Основная доля аграрного производства по-прежнему приходится на сельскохозяйственные организации, в 2013 году они произвели более 61% валовой продукции, хозяйства населения 24%, крестьянско-фермерские хозяйства 15%. В растениеводстве региона сегодня производится более 72% всей аграрной продукции. В проблемном животноводстве авторы рекомендуют стабилизировать молочное поголовье, восстановить нормальное функционирование свиноводческих предприятий, строить и реконструировать фермы и комплексы, повысить обеспеченность качественными кормами, продуктивность животных и птицы, качественный уровень кадрового обеспечения отрасли. Отмечается, что производство молока стало довольно доходным бизнесом, его рентабельность возросла до 37%. Но производство мяса крупного рогатого скота остается убыточным из-за слабой мотивации инвестирования, проблем с длинным кредитованием. Отмечаются серьезные проблемы и в техническом обеспечении, особенно сектора малого хозяйствовании. В результате производители несут значительные финансовые потери из-за больших сроков проведения основных аграрных компаний. Обращается внимание на неиспользуемые возможности лизинга техники и оборудования, негативную политику сохранения низкой заработной платы сельских работников, большое число сельхозпредприятий, находящихся в процедуре банкротства. Для повышения устойчивости развития аграрной экономики авторы рекомендуют учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности агропроизводства, малого хозяйствования