
Ф.И.О.
Попова Ольга Борисовна
Ученая степень
• кандидат технических наук
Ученое звание
доцент
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный технологический университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 9 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Исследование реальной системы процесса выбора знания из области знаний
Краткое описание
Нами было произведено исследование возможных связей в реальной системе процесса выбора знания из области знаний. Была выявлена зависимость числа прямых связей в этой системе от количества элементов в системе. Для этого был использован пример решения конкретной научной задачи – выбор необходимого метода оптимизации из множества существующих методов оптимизации. В реальной системе процесса выбора знания из области знаний были выявлены и исследованы разные связи – прямые и обратные связи, связи порождения и структурные связи, связи функционирования. Стало видно, как эти связи формируются из прямых и обратных связей в реальной системе. Для некоторых связей были получены количественные зависимости
-
Определение связей в технической системе процесса выбора знания из области знаний
Краткое описание
Нами был произведён анализ возможных связей в технической системе процесса выбора знания из области знаний. Была выявлена зависимость числа прямых связей в этой системе от количества её элементов. Для этого был использован пример технической системы процесса выбора знания из области знаний – бинарное дерево системы вопросов и ответов, реализующее выбор метода оптимизации из множества существующих методов. В технической системе процесса выбора знания из области знаний были определены и проанализированы прямые и обратные связи, связи порождения, структурные связи и связи функционирования. Для этих связей получены количественные зависимо-сти
-
Краткое описание
В статье отражена взаимосвязь между параметрами исследовательской деятельности научно- педагогических коллективов и характеристиками образовательной среды в высшем учебном заведении. Известно, что исследовательская деятельность научно-педагогических работников и коллективов – неотъемлемая составляющая функционирования высшего учебного заведения, а повышение её эффективности – одна из важнейших проблем. Авторами обосновано, что параметры, отражающие исследовательскую деятельность научно-педагогических работников высшего учебного заведения, характеризуют такие аспекты образовательной среды, как её широту, интенсивность, социальную активность, когерентность, мобильность, устойчивость, надёжность и эффективность. Это обусловлено тем, что исследовательская деятельность научно-педагогических работников – многоаспектный социокультурный феномен. Идея диагностики образовательной среды высшего учебного заведения и его структурных подразделений, основанной на оценке наукометрических показателей (критериев продуктивности исследовательской деятельности), полностью гармонирует с международными и российскими требованиями: общеизвестная Шанхайская методика смещает акценты на оценку различных аспектов научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении; серьёзное внимание оценке научно-исследовательской деятельности уделяет и российская методика диагностики эффективности высших учебных заведений. Это логично и обоснованно: если образовательная среда высшего учебного заведения не является центром науки, то в ней невозможно эффективное становление конкурентоспособных выпускников, т.к. научно-педагогический коллектив – руководящий фактор образовательного процесса. Основываясь на ранее разработанных моделях исследовательской деятельности научно- педагогических коллективов, а также на общепризнанных моделях образовательных сред, авторы предложили методику диагностики образовательной среды, основанную на оценке наукометрических показателей – параметров, отражающих результативность исследовательской деятельности научно-педагогических работников. Полученные результаты могут быть теоретической основой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения продуктивности исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, а также проблематики – повышения конкурентоспособности образовательных сред. Практическая значимость результатов настоящего исследования – в возможности их использования в системе социально-педагогического мониторинга – мониторинга продуктивности исследовательской деятельности и эффективности образовательных сред. Методы исследования: моделирование, методы теории множеств и отношений, методы теории вероятностей и математической статистики, методы теории пределов, методы линейной алгебры и аналитической геометрии, многопараметрический анализ систем, методы квалиметрии (теории латентных переменных). Методологические основы исследования: системный, метасистемный, квалиметрический, социологический и вероятностно-статистический подходы
-
Краткое описание
В статье приведены рекомендации к использованию разработанной нами теории для синтеза технической системы (ТС) процесса выбора знания из области знания. Разработанная методология для исследования реальной системы (РС) и синтеза ТС может быть использована в развитии научного направления – искусственный интеллект (ИИ). А так же для решения задач, где требуется автоматизировать процесс выбора нужного знания из определённой области знания. Разработанная теория для получения узлов бинарного дерева системы вопросов и ответов поможет синтезировать любую ТС, где присутствует выбор знания из заданной области знания. Эта теория будет развиваться дальше вместе с саморазвитием ТС, как части системы ИИ
-
Решение полевых задач электротехники с помощью вторичных источников поля и рядов Фурье
01.00.00 Физико-математические науки
Краткое описание
Для полевой задачи приведено аналитическое решение контрольного примера, с помощью которого выведены условия правильного применения метода вторичных источников поля. Найдено численное решение в виде ряда Фурье той же самой задачи, но с использованием метода вторичных источников. Предложен метод учёта неоднородности среды, который так вводит вторичные источники, что аналитическое и численное решения совпадают
-
Современные методы оценки значимости научных журналов
Краткое описание
Цель исследования – разработка новых методов оценки значимости научных журналов. Известно, что для оценки значимости научных журналов, используют общепризнанный импакт-фактор, который отражает среднее число ссылок на статьи, изданные в журнале, за определённый период времени. Для более объективной оценки значимости журнала в научном сообществе применяют и такой показатель, как индекс оперативности, отражающий, насколько быстро становятся известными и признанными в научном сообществе статьи, изданные в журнале. Вместе с тем, импакт-фактору как наукометрическому показателю присущи определённые недостатки, главный из которых – стимулирование научного издания к искусственному сокращению числа публикуемых статей, вместо усиления требований для повышения их научного уровня. Необходима разработка метода оценки значимости журнала для научного сообщества, сохраняющая достоинства импакт-фактора и нивелирующая его недостатки. Применение дополнительных наукометрических показателей, помимо импакт-фактора и индекса оперативности, позволит более объективно оценивать значимость журнала для научного сообщества. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает науку как социальный институт в неразрывной связи с обществом в целом), метасистемный подход (рассматривает научное сообщество как метасистему, т.е. систему с относительно независимыми компонентами), квалиметрический подход (рассматривает значимость научного журнала как латентную переменную, отражаемую множеством критериев), социологический подход (рассматривает научное издание как социальную систему, интенсивно взаимодействующую с иными социумами)
-
Современные методы оценки продуктивности исследовательской деятельности
22.00.00 Социологические науки
Краткое описание
Цель исследования – разработка новых методов диагностики продуктивности исследовательской деятельности. Известно, что для оценки продуктивности учёного используют общепризнанный индекс Хирша, введение которого в 2005 году было существенным шагом вперёд по сравнению с применением такого показателя, как соотношение количества ссылок на труды научного работника и самих публикаций. Вместе с тем, и сам индекс Хирша как показатель не лишён недостатков, главный из которых – слабая дифференцирующая способность: количество ссылок на наиболее цитируемые публикации научного работника не имеет значения после достижения определённого порогового уровня. Необходима разработка метода оценки продуктивности научного работника, сохраняющая достоинства индекса Хирша и нивелирующая его недостатки. Это позволит более объективно оценивать продуктивность исследовательской деятельности. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает науку как социальный институт в неразрывной связи с обществом в целом), метасистемный подход (рассматривает результаты научной деятельности как метасистему, т.е. систему с относительно независимыми компонентами), вероятностно-статистический подход (рассматривает исследовательскую деятельность как вероятностный процесс), синергетический подход (рассматривает науку как самоорганизующуюся систему), квалиметрический подход (рассматривает продуктивность научной деятельности как латентную переменную, отражаемую множеством критериев)
-
Краткое описание
Цель исследования – разработка моделей и методов многопараметрической диагностики исследовательской деятельности научно- педагогических коллективов образовательных учреждений. Проблематика исследования – повышение качества и продуктивности (эффективности) исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. Проблема исследования – вопрос: каким образом объективно и комплексно (всесторонне) диагностировать исследовательскую деятельность научно- педагогических коллективов? Актуальность решения указанной проблемы обусловлена необходимостью обеспечения тесной взаимосвязи между исследовательской, методической и образовательной деятельностью в учебных заведениях. Необходимо также учитывать возрастание роли кластеров в российской экономике, кооперацию и интеграцию уровней (ступеней) системы непрерывного образования и т.д. Авторами выделены параметры, отражающие значимость исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов для научно- педагогического сообщества (социальной мегасреды). При выделении показателей авторы учитывали, что наука – социокультурный феномен и социальный институт, и важнейший аспект значимости результатов исследовательской деятельности – в инновационном развитии различных сфер человеческой деятельности. Применявшиеся методы исследования: математическое моделирование; методы теории графов, множеств и отношений; методы “искусственного интеллекта” и многопараметрический анализ систем; методы квалиметрии (теории латентных переменных). Методологические основы исследования: системный, культурологический, компетентностный, метасистемный, социологический, квалиметрический и синергетический подходы
-
Учёт неоднородности среды при расчёте магнитного поля
01.00.00 Физико-математические науки
Краткое описание
Выведена формула для определения величины и направления вторичных источников поля в виде поверхностных токов для учёта неоднородности среды. Показано, что можно решать нелинейные полевые задачи, используя математические выводы, приведённые в статье