Ф.И.О.
Папахчян Инна Арамовна
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
старший преподаватель кафедры менеджмента
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 12 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Экономика функционирования и государственного регулирования развития регионального АПК
Краткое описаниеРассматривается текущая экономическая ситуация в экономике Краснодарского края, значимость фактора импортозамещения в дальнейшем функционировании и регулировании развития регионального агропромышленного комплекса. Отмечается положительное влияние на аграрную экономику двухсторонних продуктовых санкций, лидирующие позиции сельской экономики региона при годовом росте валового продукта на 9,2% (по России – 4,5%). Говорится, что рост количественных и качественных показателей в отрасли был обеспечен дополнительными целевыми инвестициями, которые повысили рентабельности бизнеса растениеводства до 44%. Отмечены преимущества крупного бизнеса, что выгоду отрасли больше всего обеспечивают зерновые, потому этот фактор по-прежнему будет определять вектор развития сельского хозяйства. Большим позитивом отрасли животноводства стал рост рентабельности производства молока до 37%. В тоже время, животноводство при рентабельности 19,7% все еще сохраняет свою высокую проблемность по соблюдению технологической дисциплины. По-прежнему убыточным остаётся производство мяса крупного рогатого скота. Значительный сегмент производства в животноводстве занимают малые формы хозяйствования, В 2014 году государство регулировало их развитие поддержкой в объеме более 700 млн руб. Автор считает, что для дальнейшего роста экономики животноводства необходимо стабилизировать численность поголовья, особенно молочного стада, восстановить производство свинины, продолжить строительство и реконструкцию ферм и комплексов, обеспечить животных высококачественными кормами. Подчеркивается также важность развития бизнеса риса, овощеводства, плодоводства, значимость обновления и развития материально-технической базы. В исследовании приводятся данные, что за счет государственного регулирования (поддержки) рентабельность сельского хозяйства региона выросла на дополнительные 7%, и это создает новые возможности роста аграрной экономике нашего региона
-
Экономика развития и регулирования современного зернового рынка
Краткое описаниеОтмечается, что зерновой сырьевой рынок является основой российского агропромышленного комплекса. Раньше господдержка сектора составляла порядка $4 млрд, в 2016 году планируется на уровне 237 млрд. руб. (менее $3 млрд). Вступление России в ВТО принесло своим аграриям больше минусов, чем плюсов, меньше возможностей регулирования, защиты рынка. Актуальность совершенствования методологии развития, разработки практических рекомендаций по решению проблем повышения эффективности функционирования зернового рынка, возрастает из-за глобализации социально- экономических процессов в мире. За последние 5 лет в Краснодарском крае господдержка агропромышленного комплекса, составила 32 млрд руб. ($0,4 млрд), или 1 664 руб./га ($20/га) в 2014 г. Сегодня вновь рост цен на поставляемые промышленные ресурсы стал опережать рост цен на производимую сельским хозяйством продукцию, что серьезно сдерживает развитие отрасли. Авторы считают, что успехи зерновой отрасли зависят больше всего от совокупного наличия факторов: 1) современной техники и технологии; 2) квалифицированных специалистов; 3) государственной финансовой поддержки; 4) обоснованного привлечения кредитных ресурсов. Производство «любой ценой» теперь никому не нужно, нужно снижать себестоимость зерна, получать максимальную прибыль и вкладывать ее в модернизацию предприятия. Повышать производительность труда, производить больше продукции с меньшими издержками. Производителям зерна пора вкладываться в развитие собственного животноводства, иначе они опоздают на это растущий рынок. Этот вектор развития повысит устойчивость зернового бизнеса и сопутствующего ему животноводства, снизит сезонную зависимость финансовых потоков, уменьшит удельные издержки, повысит рентабельность, конкурентоспособность, расширит бизнес, создаст новые рабочие места, повысит число своих покупателей
-
Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования
Краткое описаниеПоказан экономический механизм функционирования вертикального кооперирования малых аграрных форм хозяйствования, их количественная характеристика. Большое внимание уделяется работе ревизионного союза, показаны его задачи, стабилизирующая роль в кредитовании малого хозяйствования, объемы регионального кредитования. Предложен проект совершенствования действующего экономического механизма вертикальной кооперации с целью повышения эффективности регулирования процесса развития потребкооперации малого хозяйствования с возможностью последующего акционирования субъектов производственной инфраструктуры созданной с участием государства. Авторы рекомендуют создавать инфраструктурные объекты совместного малого хозяйствования при активном привлечении государства, что повысит низкую ныне мотивацию участников малого аграрного хозяйствования (МАФХ) к строительству нового кооперирования. Рекомендуется активнее создавать инфраструктуру хозяйствования, за счёт государственных возможностей в строительстве производственных, снабженческих, логистических, перерабатывающих, сбытовых и других востребованных практикой объектов в виде хранилищ, боен, баз хранения минеральных удобрений и т.д. Более активно вести подготовку и повышение квалификации кадров для работы в малых формах хозяйствования и особенно в их потребительских кооперативах. Повысить эффективность информационно-консультационного инструментария развития малого хозяйствования дополнительным государственным финансированием, активнее реализовать схему частно-государственного партнерства с кооперативами малого аграрного хозяйствования. Важным фактором дальнейшего успешного развития МАФХ является лоббирование интересов участников малого аграрного бизнеса возможностями региональных торгово-промышленных палат, созданием ассоциаций малых форм хозяйствования для отстаивания интересов участников по вопросам землепользования, ресурсного обеспечения, кредитования, реализации продукции и другим важным проблемам
-
Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики
Краткое описаниеПриведена авторская классификация этапов развития государственного регулирования аграрной экономики, состоящая из четырех блоков; приводится их краткая характеристика. Показаны границы государственного регулирования, которые определяются правовыми, законодательными, бюджетными, налоговыми, социальными и экологическими функциями государства. Методы регулирования с участием государства условно подразделяются на прямые (административные) и косвенные (экономические). Экономические и административные инструменты имеют определенное сходство, единые черты, и, в то же время, они противоположны. Отмечается преобладание экономических методов; при этом выделяется пять областей экономики, в которых применение административных методов является обязательным условием сбалансированного развития аграрной экономики. При этом, очень важно государственное контролирование монопольных рынков, предотвращение негативного влияния на невоспроизводимые ресурсы, состояние окружающей среды, экологическую обстановку, а также поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения. Особое место занимает поддержка внешнеэкономической системы связей, политика умеренного протекционизма по защите аграрных рынков таможенными барьерами, лицензирование экспорта, контроль импортной политики. Отмечается, что косвенное вмешательство государства в аграрную экономику предполагает осуществление системы мер по воздействию на внешнюю и внутреннюю экономическую среду. Сюда авторы относят фискальную политику с манипулированием госбюджетом, правительственными расходами и налогообложением; меры кредитного регулирования и денежного обращения, инвестиционную политику, регулирование системы найма рабочей силы, доходов работников и другие инструменты
-
Современные инструменты госрегулирования сельхозпроизводства
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье говорится, что аграрное производство не является саморегулируемой системой. Отмечаются специфические особенности аграрного производства, формы собственности на главный производственный ресурс – землю; малоэффективная политика стимулирования развития и внедрения в производство инновационных технологий. Указывается, что система мер и инструментов государственного регулирования сельхозпроизводства имеют два направления воздействия: госрегулирование рыночного механизма АПК и отраслевую государственную поддержку производителей. Авторы приводит классификацию методов и инструментов государственного регулирования, меры либерализации аграрной отрасли в рамках ВТО, уровни агрегированной поддержки АПК, а также выделяет ключевые точки роста господдержки и рассматривает основные институты госрегулирования: собственности, правовой институт по управлению экономикой и институт организации управления. Автор отмечает, что современную динамику развитие аграрного производства в нашей стране определяют четыре основных внешних фактора: институт западных санкций, введенный против нашей страны, интеграция России в международный рынок путем присоединения к Всемирной торговой организации, функционирование Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза, необходимость решения проблемы импортозамещения и продовольственной безопасности нашей страны. Реализация данных направлений требует значительных институциональных преобразований, перехода на новые уровни правового, торгового, экономического регулирования с соблюдением равноправного международного сотрудничества. В заключении статьи говорится о недостаточном уровне стимулирования развития нашего сельского хозяйства
-
Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК
Краткое описаниеПрактика показывает, что господдержка в нашем АПК доходит не до тех адресатов. Весьма проблемной позицией существующей системы господдержки является помощь крупным с.–х. организациям в ущерб остальным участникам, часто по природе своей более эффективным и конкурентоспособным. Правильнее было бы оказывать больше помощи малому и среднему бизнесу, которые зачастую созданы без всякой поддержки, с нуля и потому, соответственно, больше мотивированы на эффективность и рост. Например, малые формы хозяйствования производят до 40% общего объема с.-х. продукции, но получают лишь порядка 10% господдержки, направляемой в сельское хозяйство. Эта диспропорция искажает конкурентную среду, скрывает большую несправедливость всей аграрной политики и выступает основной причиной неполной реализации резервов в самом сегменте малого хозяйствования. Этот негатив оказывает большое влияние также на ключевые блоки кредитования и реализации продукции малых форм хозяйствования (МФХ). Авторы предлагают реструктурировать общую поддержку регионального АПК по блокам растениеводства и малого аграрного хозяйствования в пользу МФХ, за счет возможностей господдержки отрасли растениеводства в пропорции 2:1, то есть оставить за растениеводством 66,7%, а за МФХ 33,3%. По этой схеме малые формы за следующие 5 лет получат 14,2 млрд руб., вместо запланированных 6,4 млрд руб. Такое решение будет способствовать рождению здоровой конкурентной среды на нашем рынке сельскохозяйственной продукции и повысит веру участников малого хозяйствования в перспективу своего роста и принципы слабеющего кооперирования
-
Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования
Краткое описаниеРассматривается экономическое положение аграрного сектора Краснодарского края и место малого хозяйствования в экономике региона. Отмечается, что в структуре с.-х. производства страны сегодня край занимает 8%, в региональном валовом продукте – около 13% всего материального производства. Основная доля аграрного производства по-прежнему приходится на сельскохозяйственные организации, в 2013 году они произвели более 61% валовой продукции, хозяйства населения 24%, крестьянско-фермерские хозяйства 15%. В растениеводстве региона сегодня производится более 72% всей аграрной продукции. В проблемном животноводстве авторы рекомендуют стабилизировать молочное поголовье, восстановить нормальное функционирование свиноводческих предприятий, строить и реконструировать фермы и комплексы, повысить обеспеченность качественными кормами, продуктивность животных и птицы, качественный уровень кадрового обеспечения отрасли. Отмечается, что производство молока стало довольно доходным бизнесом, его рентабельность возросла до 37%. Но производство мяса крупного рогатого скота остается убыточным из-за слабой мотивации инвестирования, проблем с длинным кредитованием. Отмечаются серьезные проблемы и в техническом обеспечении, особенно сектора малого хозяйствовании. В результате производители несут значительные финансовые потери из-за больших сроков проведения основных аграрных компаний. Обращается внимание на неиспользуемые возможности лизинга техники и оборудования, негативную политику сохранения низкой заработной платы сельских работников, большое число сельхозпредприятий, находящихся в процедуре банкротства. Для повышения устойчивости развития аграрной экономики авторы рекомендуют учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности агропроизводства, малого хозяйствования
-
Повышение роли государственного регулирования в управлении развитием аграрного производства
Краткое описаниеОтечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Авторы предлагают уточненную дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» отличающуюся от предыдущих определений большей лаконичностью, включением в себя малых производств не только 1-й производственной, но и 2-й перерабатывающей сферы АПК. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать очень востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации
-
Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования
Краткое описаниеРассматриваются особенности процесса функционирования, развития и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) с участием государства. Отмечается, что в повышении экономической эффективности функционирования и гос-регулирования малых аграрных форм хозяйствования большая роль отводится систематизации их особенностей. Говорится, что в определенных обстоятельствах одни и те же особенности могут оказывать как положительное, так и отрицательное, проблемное влияние, поэтому авторы провели их раздельную систематизацию. К положительным они относят большое влияние МАФХ на развитие территорий, занятость сельского населения, наличие налоговых и социальных преференций, возможности кооперирования, низкие затраты и риски на создание новых рабочих мест, неформальный менеджмент, совмещение функций менеджера и собственника в одном лице, высокую чувствительность к инструментам государственного регулирования, защиту население от местного монополизма работодателей, саморазвитие, ответственность, собственную самозащиту от внешних факторов и другие. К проблемным – работу МАФХ в среде совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти, низкую, часто лишь декларируемую защищенность, неразвитость производственной инфраструктуры малых форм хозяйствования, высокую вероятность несанкционированного вмешательства со стороны теневых структур, контрольных органов, местной бюрократии, институциональную ограниченность в доступе к информационным, консультационным, материальным и финансовым ресурсам, низкую мобильность, малые размеры хозяйствования, высокую зависимость от локальных условий, емкости местного сырьевого и потребительского рынка, ограниченность каналов сбыта, перманентную волатильность рыночных цен, недоверие к практике производственного и потребительского кооперирования, нехватку капитала, проблемную доступность к финансовым инструментам, высокую стоимость кредитования, низкую легитимность, доверие к решениям местной бюрократии и другое
-
К вопросу эволюции государственного регулирования агробизнеса
Краткое описаниеОтмечается, что система госрегулирования агробизнеса устанав¬ливает правила, создает относительно равные конкурентные возможности всем участникам рынка. Господдержка же направлена на повышение эффективности госрегулирования всех субъектов АПК, включая малое хозяйствование. Классики ретроспективы развития рыночных отношений показали, что производственный бизнес может быть вполне успешен в условиях саморегулирования рынка. Затем практика использования марксистской экономической теории обнаружила неразрешимость противоречий в функционировании классической рыночной модели. Парадигма кейнсианской школы подтвердила противоречия классической теории равновесия свободного рынка. Вследствие чего стратегии развития производственных рынков сместились в сторону неоконсервативной модели госрегулирования. Сегодня интеграционные модели с синтезом государственных и рыночных инструментов регулирования остаются философией многих развитых экономик мира. В тоже время, в нашей аграрной экономике отсутствуют сбалансированные, равновесные пропорции развития, что требует большего участия государства в регулировании роста АПК. Авторы считают, что современные западные санкции дают дополнительные возможности развитию отечественного аграрного производства. Государству следует активнее использовать свои возможности в регулировании развития и укрепления внутреннего аграрного производства, выходе на зарубежные товарные рынки. После достижения достаточных конкурентных позиций, обеспечивающих устойчивый экономический рост аграрной экономики, интервенции государственного протекционизма можно будет снижать, и одновременно повышать роль либеральных подходов