
Ф.И.О.
Савиченко Дмитрий Леонидович
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
научная иллюстрация, визуальный анализ, селекция сельскохозяйственных культур, устойчивое развитие аграрного сектора, иконография растений
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 10 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Фасциация в природе и эксперименте
Краткое описание
Рассмотрено явление фасциации на примере высших растений. Показано влияние фасциации на различные признаками у растений. Приведены многочисленные примеры различных групп растений с фасциированными органами. Показано, что явление фасциации чаще встречается у культурных растений, чем у дикорастущих – редко. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на наследуемые и ненаследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных культур с фасциированными частями. Обсуждается введение термина ”connаtions”, как морфологической аномалии. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в т.ч. и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Изучение явления фасциации у высших растений можно рассматривать как метод селекции на крупноплодность. С другой стороны, установить адаптационные способности вновь создаваемых генотипов. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки. C одной стороны, оно является доказательством нарушений, вызванных экологическими факторами среды. С другой стороны, оно выступает наследственными причинами, а также может выступать как модель для изучения процессов морфогенеза
-
Реализация продуктивности колоса у коллекционных образцов озимой мягкой пшеницы
06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений (сельскохозяйственные науки)
Краткое описание
Работа посвящена изучению продуктивности колоса образцов озимой мягкой пшеницы коллекции Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР). В исследовании предпринята попытка провести предселекционное исследование коллекционного материала по элементам продуктивности колоса. В концепцию предселекционного исследования положено изучение исходного коллекционного материала по заданным характеристикам с целью выявления лучших генотипов для дальнейшего использования в селекционной практике. В анализ коллекционного материала в качестве показателей продуктивности колоса использовали следующие характеристики: длина главного колоса (см), количество колосков в главном колосе (шт.), количество зерен в главном колосе (шт.), масса зерна с главного колоса (г), масса 1000 зерен (г). Высота растений была один из базовых показателей исследуемого материала, т.к. ряд образцов различался аллелями генов короткостебельности. По результатам двух лет исследований, по показателю «масса 1000 зерен» выделился сортообразец Cologna lunga razza 188 (Италия) – 71,20 г. По показателю «количество зерен в колосе» сортообразец Fenotipo 1 (Италия) – 57,3 г. Так же по совокупности показателей выделен сортообразец Калоян (Болгария) со средней за два года исследования массой 1000 зерен – 51,77 г., количеством зерен в колосе – 51,6 шт. и массой зерен с колоса – 2,71 г.
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
Мультфильм «Чудесница», как ресурс информации по истории агрономии советского периода
Краткое описание
В статье рассмотрены способы представления, популяризации и пропаганды научных достижений агрономии в советский период. Данная тема представляет интерес не только как пример методов для просвещения молодежи о достижениях сельского хозяйства в настоящее время, но также служит ценным источником знаний по истории агрономии. В данной статье рассмотрено использование такого способа передачи информации как мультфильм. Наряду с такими формами изобразительного искусства как: плакат, текстиль, почтовые марки и лаковая миниатюра, мультфильм является примером визуализации данных. На фоне легкого и, иногда, шутливого повествования до зрителя доносится необходимая информация. После просмотра мультипликационного фильма, человек, прежде не знакомый с данным вопросом, уже имеет о нем общее представление. Специалист же, обратив внимание на детали, способен увидеть и выделить нужную для себя информацию, такую как – история и особенности возделывания культуры. В данной статье в качестве примера рассмотрен советский мультфильм «Чудесница». В нем повествуется о появлении кукурузы в нашей стране и причинах ее резко возросшей популярности. Рассматриваются и раскрываются сцены мультфильма, несущие информацию непосредственно по истории и технологиям сельского хозяйства, а так же о сопутствующей промышленности. Отмечена эффективность такого метода передачи информации людям всех возрастов и профессий, а так же многозадачность его использования в образовательной программе специалистов
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы реализации репродуктивного потенциала пшеницы с использованием в качестве модельного объекта растений озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Раскрыта сущность понятия «репродуктивный потенциал», а так же значение данного понятия для исследований направленных на повышение продуктивности растений пшеницы. Приведены данные, полученные в ходе изучения и анализа сортообразцов озимой мягкой пшеницы обладающих признаком «многоцветковость». Репродуктивный потенциал растений озимой мягкой пшеницы определялся с помощью подсчета цветков на VI этапе органогенеза. Исследуемые многоцветковые формы озимой мягкой пшеницы, в сравнении с сортами краснодарской селекции, показали повышенный репродуктивный потенциал, а так же повышенное количество зерен с колоса, однако с пониженной массой 1000 зерен. По полученным данным, степень реализации репродуктивного потенциала многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы значительно варьировалась, в зависимости от погодно-климатических условий года проведения исследования. В заключении обоснован выбор многоцветковых форм озимой мягкой пшеницы в качестве модельных объектов для исследования репродуктивного потенциала пшеницы, а так же факторов, влияющих на его реализацию и степени такого влияния
-
Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании
Краткое описание
В работе сделана попытка проанализировать новую форму иллюстрации − мем, который активно используется в науке и образовательном процессе. Для достижения поставленной цели нам пришлось собрать коллекцию образов, каталогизировать их и провести описание с целью познания новой роли иллюстративного изображения. Мем определяют, как единицу культурной информации. Согласно определению энциклопедии Википедии, мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, видеоматериалов, письма, ритуалов, рисунков, жестов и т. д. Термин “мем” и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». В работе показаны примеры иллюстративных мемов на основе произведений искусства и полотен великих мастеров живописи, рассмотрены области использования созданных образов. Показана история возникновения иллюстративных мемов и трансформация образов в современном мире науки и образования. Используя мемы в научной работе, как форму иллюстрации, можно отметить, что визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление, у которого выделяют несколько функций: познавательную, коммуникативную, методологическую. Познавательная функция заключается в познании объекта через образ, коммуникативная – объяснять проблему или задачу через образ; методологическая – строить исследования с учетом особенностей структуры и морфологии объекта
-
История популяризации научной агрономии советского периода в художественных образах
Краткое описание
Статья посвящена методам популяризации знаний по научной агрономии используемых в советский период. Рассмотрены такие методы визуальной передачи информации как: почтовая открытка, нагрудный знак, этикетка спичечного коробка, агитационный плакат, текстиль и фарфор, а так же мультипликационный фильм. Показано влияние данных методов на развитие сельского хозяйства. Одновременно с этим и обратный процесс – влияние прогресса и достижений сельского хозяйства на искусство того времени. Каждый метод является уникальным и в статье описаны сферы действия и влияние каждого из них на общество того времени. Собрана обширная база по каждому рассмотренному методу и проведен анализ изображений с точки зрения истории агрономии и технологий, используемых в сельском хозяйстве, а так же использовании их в популяризации этой отрасли. Отмечена польза применения таких методов передачи информации в нынешнее время, как для решения такой актуальной проблемы – повышения престижа сельского хозяйства, так и в образовательном процессе специалистов этой отрасли. Материалы, описанные в статье, рекомендуются для внедрения в курс «История и методология научной агрономии». Показано, что данные ресурсы могут содержать в себе большое количество полезной и даже уникальной информации, что делает их объектом для сбора, детального изучения и структурирования в базы данных
-
Визуальное фенотипирование в селекции растений
Краткое описание
Статья посвящена визуальному анализу и его применению в селекционном процессе. Рассмотрены новые возможности применения визуального отображения информации в исследовательском процессе. Приведены примеры использования визуального фенотипирования в селекции, оценены его преимущества и недостатки в этой области. В частности описан алгоритм программы LHDetect для оценки опушения листовых пластин пшеницы, основанный на анализе цифровых изображений сгиба листа. Так же рассмотрена платформа Phenotiki, использующая цифровые снимки профиля растений для визуального фенотипирования с целью оценки роста растений. На основе анализа множества исследований было отмечено, что применение визуального анализа для одних целей крайне эффективно, а для других, напротив, непригодно. Освещены наиболее актуальные проблемы правильного представления и конвертации информации. Показаны различные причины потери и искажения данных, а так же возможные пути решения этих проблем. Рассмотрено применение АСК-анализа в селекционном процессе. В качестве примера описаны работы по оценке полиморфизма сортогрупп винограда. Представлены, найденные авторами этих работ, интересные решения и пути для минимизации искажения и потерь информации в процессе ее преобразования. Раскрыто понятие «компьютерной биологии» и описаны принципиальные отличия от других направлений. Определены задачи, проблемы, возможные области исследований, а так же перспективные направления развития компьютерной биологии