
Ф.И.О.
Лойко Валерий Иванович
Ученая степень
• доктор технических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
кафедра компьютерных технологий и систем
зав. кафедрой
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 147 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Моделирование и диагностика синергичного взаимодействия научного работника с научным сообществом
05.13.10 Управление в социальных и экономических системах (технические науки)
Краткое описание
В статье представлены инновационные модели и методы диагностики синергичного взаимодействия научного работника с научным сообществом (социальной мегасредой). Известно, что взаимодействие научного работника с социальной мегасредой имеет два основных направления: научное сотрудничество и использование социокультурного потенциала научного сообщества; первое проявляется в виде совместных публикаций, второе – в виде научных цитирований. Также известно, что синергичное взаимодействие – взаимодействие, приводящее к повышению результативности деятельности (в соответствии со схемой “1+1>2”). В рамках статьи под синергичным взаимодействием научного работника с научным сообществом авторы понимают его исследовательскую деятельность, основанную на сотрудничестве, в силу которой получают результаты, невозможные без данного взаимодействия. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования – в возможности дальнейшего развития социологии науки, а также дальнейшего развития моделей взаимодействия индивида с социальной средой; практическая значимость – в возможности анализа факторов успешности исследовательской деятельности научно-педагогических работников и коллективов (т.е. применения в мониторинге исследовательской деятельности)
-
Краткое описание
Производство и переработка зерна образуют в народнохозяйственной системе страны ряд крупных секторов, таких как зерновое производство, элеваторная промышленность, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство, которые составляют зерновой комплекс страны. Значение и роль зерна, как товара в экономике государства трудно переоценить. Это товар, который имеет постоянный, устойчивый спрос в любое время года, в любом регионе, то есть является абсолютно ликвидным. Проводимые меры по увеличению производства зерна и улучшению его реализации не имели комплексного характера, следовательно, незначительно влияли на эффективность отрасли и конкурентоспособность зерновой продукции. Дефицит покрывался за счет импорта. Учитывая особенности управления в сельском хозяйстве, следует особенно подчеркнуть, что отсутствие объективной и своевременной информации на всех этапах производства продукции растениеводства, и, как следствие, неоптимальный выбор технологии возделывания сельскохозяйственных культур, приводит к тому, что затраты труда и материальных ресурсов существенно возрастают, предприятие недополучает прибыль, а иногда несет убытки. При выборе технологии возделывания сельскохозяйственных культур агроном хозяйства имеет в своем распоряжении базу данных из более ста различных альтернативных технологий по каждой из культур. Перед лицом, принимающим решение (ЛПР) стоит задача по определенным критериям выбрать наиболее подходящую для данного хозяйства, климатической зоны технологию возделывания культуры. Данные обстоятельства обуславливают актуальность углубленных исследований экономико-математических моделей и методов анализа и оценки экономической эффективности технологий возделывания сельскохозяйственных культур. В статье рассматривается процесс разработки комплекса математических моделей и методики оценки альтернативных технологий сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства), их программная реализация и приводятся основные научные результаты проекта
-
08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки)
Краткое описание
В статье рассмотрен подход к управлению производственным процессом в сельском хозяйстве на основе моделирования и оценки цепочек создания добавленной стоимости. Предложена схема звеньев производственной цепи создания добавленной стоимости, содержащую источник управления и финансирования, денежный поток от которого поступает сначала в звено агропроизводства, затем выработанная продукция поступает в накопитель, а из него последовательно проходит звенья цепочки добавленной стоимости циклического перерабатывающего производства, из которого готовая продукция переработки поступает на рынок, а полученная выручка направляется в источник финансирования и управления. Даны математические описания движения финансовых и материальных потоков в звеньях разработанной цепи добавленной стоимости, предложены математические модели для расчета объемов материальных и финансовых потоков. Исследованы также финансовые потоки для компенсации затрат на преобразование материальных потоков и их математические описания. Получена математическая модель экономической эффективности производственного процесса и предложена математическая модель расчета минимальной цены на социально значимую продукцию переработки
-
05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (технические науки)
Краткое описание
Цель исследования – выделение и обоснование критериев осознаваемости научно-педагогического коллектива, основанных на цитируемости. На основе первичной информации о результатах исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива возможно оценивать многие общеизвестные параметры образовательной среды, такие как модальность, широта, социальная активность, социальная когерентность, интенсивность, зрелость и т.д. Авторами настоящей статьи обосновано, что данные о перекрёстных цитированиях внутри научного коллектива – первичная информация об осознаваемости членами научно-педагогического коллектива своей социальной системы (такую информацию позволяют получать современные наукометрические базы данных, например, Российский индекс научного цитирования). Научная новизна результатов настоящего исследования – в выделенных критериях осознаваемости научно-педагогического коллектива, основанных на цитируемости. Теоретическая значимость результатов исследования – в том, что они могут служить научной основой для дальнейших исследований в области социологии науки, а также для развития моделей функционирования малых социальных систем, практическая значимость – в возможности анализа факторов успешности исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов (т.е. применения в системах мониторинга исследовательской деятельности). Методы исследования: методы теории множеств и графов, методы квалиметрии, методы математической статистики (в том числе метод каменистой осыпи) и методы линейной алгебры. Методологические основы исследования: социологический подход (рассматривает научно-педагогический коллектив как сложившуюся социальную систему), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многокритериальной диагностики осознаваемости научно-педагогического коллектива) и вероятностно-статистический подход (рассматривает диагностику осознаваемости научно-педагогического коллектива, основанную на цитируемости, как статистическое измерение)
-
Применение акусто-магнитных устройств в системах теплоснабжения тепличных комплексов
05.20.01 Технологии и средства механизации сельского хозяйства (технические науки)
Краткое описание
В статье рассматриваются проблемы, связанные с образованием накипи на оборудовании и коммуникациях в тепличных комплексах с геотермальными источниками тепла. Для предотвращения накипи на оборудовании и коммуникациях в тепличных комплексах применяют двухконтурные системы геотермального теплоснабжения с промежуточными теплообменниками, в которых геотермальным теплом подогревается пресная умягченная вода, поступающая в дальнейшем на потребительские нужды. В существующей системе накипеобразованию подвергается теплообменник и коммуникации первичного контура, соприкасающиеся с геотермальным теплоносителем. Образование на теплообменных поверхностях накипи снижает эффективность работы теплообменника и требует периодической остановки для проведения его очистки и вызывает цепочку экономических потерь при производстве, транспортировке и потреблении тепла. В настоящее время применяются физические, химические, биологические и комбинированные методы устранения накипеобразования. В статье выдвигается гипотеза о воздействии акусто-магнитного поля на водные растворы. Экспериментальным путем было установлено, что акусто-магнитное поле влияет на характеристики и размеры кристаллов, твёрдая фаза становится мельче, а количество частиц становится больше. В результате воздействия акусто-магнитного аппарата на воду образуется большое количество взвешенных в воде микрокристаллов. Они не прилипают к поверхности трубопровода, не прикипают и не осаждаются на дно. Образовавшиеся кристаллы имеют малые размеры, могут быть отфильтрованы и выносятся водой из системы
-
Краткое описание
В статье описан процесс разработки двухуровневой методики для оценки упущенной выгоды при посадке и выращивании многолетних насаждений. Методика разработана для предприятий, где цикл производства сырья разбивается на несколько периодов до первого урожая. Для таких предприятий актуальна задача выбора наиболее подходящих сортов под закладку. Первый уровень двухуровневой методики предполагает оценку качественных и количественных характеристик сортов с использованием таких инструментов как теория нечетких множеств и дерево решений. Результаты первого уровня являются входными данными для второго уровня, где происходит окончательная оценка сорта и определение упущенной выгоды относительно потенциально возможной при выборе рекомендуемого сорта. В статье также обозначена важность этапа сырьевого производства для производственной вертикали в составе агропромышленной интегрированной производственной системы. Показано, что, будучи последовательной структурой, производственная вертикаль сильно зависит от первого этапа – этапа сырьевого производства. Минимизация рисковых ситуаций именно на первом этапе способствуют укреплению общей рискоустойчивости производственной вертикали
-
Моделирование и диагностика продуктивности подготовки научно-педагогических кадров
Краткое описание
В статье представлены критерии эффективности деятельности научно-педагогических работников высших уровней квалификации по подготовке научно-педагогических кадров. Известно, что подготовка научно-педагогических кадров (кандидатов и докторов наук) – одно из важнейших направлений деятельности высших учебных заведений; более того, при государственной аккредитации вузов в обязательном порядке учитываются показатели, отражающие результативность подготовки кандидатов наук. Также несомненно, что подготовка научно- педагогических кадров (кандидатов и докторов наук) – деятельность, требующая одновременно высоких уровней исследовательской и педагогической компетентности. Это значит, что результаты деятельности научно-педагогических работников высших уровней квалификации по подготовке научных кадров – одновременно индикаторы их исследовательской и педагогической компетентности; сама подготовка научных кадров – область “пересечения” научной и педагогической деятельности. К сожалению, рост количества подготавливаемых научных кадров не всегда означает рост качества. Нередко подготовленные научные кадры (кандидаты наук) не только не приближаются по уровню своей исследовательской компетентности (результатам исследовательской деятельности) к научному руководителю, но и прекращают заниматься научной деятельностью после защиты кандидатской диссертации (либо занимаются на невысоком уровне). Поэтому авторы статьи считают целесообразным предложить показатели, отражающие не только объем и своевременность подготовки научных кадров (иногда защита кандидатской диссертации происходит через много лет после окончания аспирантуры), но также продуктивность данной деятельности. С точки зрения авторов статьи, успешность подготовки научных кадров только тогда можно считать продуктивной, когда подготовленные научным руководителем кандидаты наук становятся высококвалифицированными научными работниками, т.е. ведут на высоком уровне исследовательскую деятельность, результаты которой признаются научным сообществом; то же самое верно и относительно научного консультирования (подготовки научных работников высшей квалификации – докторов наук). Практическая значимость результатов исследования – в возможности объективного мониторинга исследовательской деятельности научно- педагогических работников высшей квалификации. Методологические основы исследования: системный, компетентностный, социологический, метасистемный и квалиметрический подходы. Методы исследования: моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Нормативная база исследования: Федеральный Закон “Об образовании” (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015). Работа выполнена в рамках исследовательских проектов “Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества” (№ 16-03- 00382) и “Современные информационно- образовательные среды” (16-36-00048) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда от 17.03.2016 года
-
Квантовые системы распределения ключей: физические основы, протоколы, перспективы применения
Краткое описание
Целью данной работы является анализ разработанных систем квантового распределения ключей, возможности применения этих систем, анализ физических основ поведения квантовых объектов используемых в системах квантовой криптографии и протоколов распределения квантовых ключей
-
Новые наукометрические показатели, устойчивые к искусственному “улучшению”
Краткое описание
В статье представлены новые критерии, пригодные для диагностики продуктивности исследовательской деятельности и значимости её результатов для научного сообщества, устойчивые к искусственному “улучшению”. Известно, что общепризнанным показателем продуктивности исследовательской деятельности научных работников является индекс Хирша, вычисляемый на основе статистического метода каменистой осыпи; данный показатель применим и к научным коллективам (организациям). Вместе с тем, индекс Хирша и ряд других наукометрических показателей, основанных на цитируемости, легко поддаются искусственному увеличению (действию мошеннических схем). Поэтому необходимы новые наукометрические параметры, адекватно отражающие значимость результатов исследовательской деятельности и не поддающиеся (или очень трудно поддающиеся) искусственному “улучшению”; тем более, что во всём мире признано: оценка истинной (а не фиктивной) значимости результатов исследовательской деятельности научного работника для научного сообщества – достаточно сложная метрологическая (наукометрическая) задача. Авторы обосновывают, что такими показателями являются, прежде всего, индекс географической широты востребованности результатов исследовательской деятельности, а также ряд других авторских параметров. Несмотря на то, что авторские показатели, так же, как и индекс Хирша, основаны на цитируемости, их большие значения свидетельствуют о том, что научное сообщество признает результаты исследовательской деятельности научно- педагогического работника; более того, данные показатели можно считать критерием для выявления действительно перспективных (продуктивных) научных работников. Задачу адекватной оценки продуктивности исследовательской деятельности и значимости её результатов авторы рассматривают в контексте проблематики (более крупной проблемы) эффективности образовательных сред. Практическая значимость результатов исследования – в возможности их использования для построения критериально-диагностического аппарата мониторинга исследовательской деятельности научных учреждений (в том числе высших учебных заведений). Методологические основы исследования: системный, метасистемный, вероятностно-статистический и квалиметрический подходы. Методы исследования: когнитивное, структурно-функциональное и математическое моделирование; методы теории графов, множеств и отношений; системно-когнитивный анализ; методы квалиметрии (теории латентных переменных); методы теории вероятностей и математической статистики (прежде всего – метод каменистой осыпи), методы аналитической геометрии; методы математической теории пределов
-
Краткое описание
В статье представлены основные направления применения метода каменистой осыпи при решении метрологических задач в социально- гуманитарных областях знания (экономике, педагогике, социологии, в том числе и наукометрии). Известно, что статистические измерения в социально-экономических системах неразрывно связаны с обработкой первичной однородной мониторинговой информации. Также известно, что эмпирическое усреднение (вычисление эмпирического среднего), как доминирующий метод математической статистики, уходит в прошлое, вследствие морального старения, несоответствия современным требованиям (прежде всего – к результатам измерений в социально-экономических системах); в наукометрии на смену данному методу пришёл метод каменистой осыпи (индекс Хирша и другие наукометрические показатели оценивают именно на основе данного метода). Несмотря на огромный потенциал, метод каменистой осыпи, как альтернатива традиционным методам математической статистики, очень слабо используют в социально-гуманитарных областях знания. Авторами настоящей статьи показано, что данных метод можно успешно применять при решении различных метрологических задач не только в науковедении (наукометрия – ветвь науковедения), но и в экономике, педагогике и социологии. Кроме того, авторами показаны модификации метода каменистой осыпи, на примере оценки (измерения) показателей в экономике, социологии и педагогике; обоснована взаимосвязь метода каменистой осыпи с теорией латентных переменных (квалиметрией) и технологией баз данных. Авторами также обосновано, что метод каменистой осыпи – основа для формирования мониторинговых показателей, адекватно отражающих продуктивность функционирования социально-экономических систем. Практическая значимость результатов настоящего исследования – в том, что их можно применять в системах социально-экономического и психолого-педагогического мониторинга (согласно современным воззрениям, мониторинг – информационный механизм управления). Методологические основы исследования: системный, социологический, компетентностный, вероятностно-статистический и квалиметрический подходы (ведущий методологический базис – вероятностно-статистический подход). Методы исследования: моделирование; методы теории графов, множеств и отношений; системно- когнитивный анализ; методы квалиметрии (теории латентных переменных); методы математической статистики