
Ф.И.О.
Гришин Евгений Викторович
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Преподаватель кафедры экономической теории
Научные интересы
экономика и управление на-родным хозяйством
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 11 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Анализ развития вертикального кооперирования малого аграрного хозяйствования
Краткое описание
Залогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является кооперирование усилий в переработке, хранении, кредитовании и реализации произведенной продукции. Показано, что современное кооперирование позволяет формировать на районном уровне аграрные потребительские кооперативы 1-го уровня. На их основе, на уровне региона, формируются объединения кооперативов 2-го уровня. Могут также образовываться и кооперативы 3-го уровня на федеральном уровне или уровне федеральных округов. Приведена динамика финансирования краевых целевых программ развития с.-х. кредитной и сбытовой кооперации в регионе Краснодарского края. Сегодня в крае работает двухуровневая система сельскохозяйственной потребительских кооперативов с региональным гарантийным фондом поддержки их развития. Главной целью работы гарантийного фонда является обеспечение доступа малых форм хозяйствования к финансовым и материальным ресурсам. Гарантийный фонд обеспечивает кооперативам первого уровня возможность дальнейшего развития, позволяет привлекать на 1 рубль бюджетной поддержки дополнительно 9,1 рубля кредитных средств. Анализ хозяйственной деятельности субъектов малого аграрного хозяйствования показал, что повышение доступности и оперативности получения займов в с.-х. кредитных потребительских кооперативах для целей производства продукции увеличивает валовые объемы и прибыльность производства сельскохозяйственной продукции. Показана динамика развития практики многоуровнего кооперирования как условие дальнейшего совершенствования функционирования малых аграрных форм хозяйствования, системы их кредитования и товародвижения
-
Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования
Краткое описание
Уточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описание
Практика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описание
Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
-
Повышение роли государственного регулирования в управлении развитием аграрного производства
Краткое описание
Отечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Авторы предлагают уточненную дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» отличающуюся от предыдущих определений большей лаконичностью, включением в себя малых производств не только 1-й производственной, но и 2-й перерабатывающей сферы АПК. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать очень востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации
-
Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования
Краткое описание
Залогом дальнейшего успешного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования является наличие каналов реализации произведенной продукции. Сегодня доля крупных сетевых ритейлеров продолжает расти, преодолев 25% планку всей розничной торговли, а доля сельскохозяйственных рынков и ярмарок снижается по причине избыточности контроля и регулирования торговли. Проведенный мониторинг показал, что цены на капусту, морковь, помидоры, картофель, лук и свеклу были на сельскохозяйственных ярмарках в среднем на 15–20% ниже, чем в магазинах. Поэтому, если уничтожить малую рыночную инфраструктуру, то крестьянско- фермерские, личные подсобные и другие малые аграрные производства, обеспечивающие своей продукцией местные сельскохозяйственные рынки, просто погибнут. Однако, сельскохозяйственные рынки ждут неприятные перемены – все они будут обязаны работать только в крытых, капитальных строениях. Сельскохозяйственные рынки, которые не справляются с реализацией нового закона, будут вынуждены закрыться и уйти с рынка. Авторами прогнозируется, что закрытие малых рынков приведет к подорожанию продуктов питания в среднем на 15% и считают правильным решение перенести до 2020 года реализацию закона передачи территориальным властям право переносить сельскохозяйственные рынки в капитальные строения, выделения мобильной торговли в отдельную категорию с упрощенным порядком регулирования, а также создания прозрачных и единых принципов регулирования нестационарной торговли
-
Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования
Краткое описание
Проблема правильного определения потенциальной емкости рынка по товарной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, имеет большое значение, так как излишки нереализованной продукции становятся источником потерь и дефолта хозяйствования. Сбыт произведенной сельскохозяйственной, продовольственной продукции для субъектов малых форм хозяйствования является определяющим и потому представляет повышенный интерес. Автор отмечает, что сегодня главное не произвести продукцию, а эффективно реализовать произведенное. По этой причине, для производителей продукции весьма актуальной проблемой является правильное прогнозирование объемов производства с учетом потенциальной емкости рынка. Для получения более точных результатов автор рекомендует разделять группы потребителей населения в зависимости от уровня потребления продуктов питания. Для этого предлагается делить потребителей по социальным, видовым и другим признакам. Эти существенные особенности учитываются инструментарием панельных обследований. Предлагаемый подход при правильном наполнении рекомендованной формулы позволяет определить и смоделировать объемы сельскохозяйственной продукции, которые рынок способен поглотить; спланировать конкретные уровни производства субъектов малых форм хозяйствования, объемы товарных предложений, которые найдут покупателей и существенно снизят риски возникновения потерь и образования неликвидных запасов
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описание
Говорится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК
Краткое описание
Практика показывает, что господдержка в нашем АПК доходит не до тех адресатов. Весьма проблемной позицией существующей системы господдержки является помощь крупным с.–х. организациям в ущерб остальным участникам, часто по природе своей более эффективным и конкурентоспособным. Правильнее было бы оказывать больше помощи малому и среднему бизнесу, которые зачастую созданы без всякой поддержки, с нуля и потому, соответственно, больше мотивированы на эффективность и рост. Например, малые формы хозяйствования производят до 40% общего объема с.-х. продукции, но получают лишь порядка 10% господдержки, направляемой в сельское хозяйство. Эта диспропорция искажает конкурентную среду, скрывает большую несправедливость всей аграрной политики и выступает основной причиной неполной реализации резервов в самом сегменте малого хозяйствования. Этот негатив оказывает большое влияние также на ключевые блоки кредитования и реализации продукции малых форм хозяйствования (МФХ). Авторы предлагают реструктурировать общую поддержку регионального АПК по блокам растениеводства и малого аграрного хозяйствования в пользу МФХ, за счет возможностей господдержки отрасли растениеводства в пропорции 2:1, то есть оставить за растениеводством 66,7%, а за МФХ 33,3%. По этой схеме малые формы за следующие 5 лет получат 14,2 млрд руб., вместо запланированных 6,4 млрд руб. Такое решение будет способствовать рождению здоровой конкурентной среды на нашем рынке сельскохозяйственной продукции и повысит веру участников малого хозяйствования в перспективу своего роста и принципы слабеющего кооперирования
-
Факторная среда развития отраслей промышленного сектора экономики
Краткое описание
Промышленная политика представляет собой совокупность организационно–экономических регуляторов по повышению технологического, организационного и институционально–инфраструктурного уровня, позволяющих стимулировать промышленную активность. Выделяют экономические инструменты, которые ориентированы на формирование благоприятной экономической конъюнктуры для промышленных предприятий; информационно–коммуникационные инструменты, базирующиеся на оказание информационной и консультационной помощи промышленным предприятиям, на основе регулярного мониторинга производственных, рыночно–конъюнктурных, нормативно–правовых процессов; институционально–правовые меры, которые направлены на создание эффективной и достаточной нормативной базы и действенной правовой среды. Нами выделены группы предварительно отобранных на основе анализа и систематизации научных источников положительных («катализаторы») и отрицательных (соответственно – «ингибиторы») факторов, которые структурированы нами на несколько подгрупп: факторы глобализационного характера; факторы макросреды; организационно–экономические факторы; территориально– отраслевые факторы (факторы специализации); социальные факторы; технико–технологические факторы. Нами предпринята попытка очертить контуры самых значимых элементов факторной среды, совокупность которых определяет как уровень и характер развития промышленного сектора экономики, так и специфику необходимого содержания соответствующей промышленной политики. Рассмотрение вышеописанных факторов позволило нам идентифицировать некоторые противоречия в процессах развития промышленности. Их формулирование и понимание в контексте разрешения оппортунистической природы процессов формирования и развития промышленного потенциала, промышленных производства может стать концептуальной основой для разработки предложений по совершенствованию механизмов стимулирования промышленного роста, в том числе и с использованием информационных инструментов