
Ф.И.О.
Корсакова Лидия Викторовна
Ученая степень
—
Ученое звание
доцент
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный технологический университет
Доцент кафедры философии
Научные интересы
Теория познания, история познания, научные и ненаучные формы познания, знаковые системы, философия языка
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 3 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Генезис доктрины «ученого незнания» и ее познавательное значение
Краткое описание
Прояснение и истолкование философского смысла доктрины «ученого незнания» в историко- философском аспекте связано с необходимостью выявить генетическую и содержательную связь принципа «умудренного неведения» с апофатической традицией мысли. Сначала в статье исследуется генезис принципа «docta ignorantia»: он возникает в рамках богословия как способ богопознания. Одно это часто заставляет исследователей ограничивать гносеологический потенциал принципа «ученого незнания» сферой негативной теологии и мистики. Однако рассмотрев отличия между философским и конфессионально-богословским пониманием теологии, авторы трактуют парадигму «ученого незнания» как фундаментальный философский принцип мышления и познания. В настоящее время общепринятым является представление, что парадигма «ученого незнания» в своем классическом виде формируется в рамках апофатической традиции. В статье указывается на то, что эталонные образцы апофатики, представленные в христианском богословии, с одной стороны, опираются на солидную философскую (в основном, платоническую и неоплатоническую) традицию, а с другой, - не ограничивают сферу дальнейшего распространения определенной - апофатической - традиции мировой философской мысли, внутренне сопряженной с парадигмой «ученого незнания», главной интенцией которой выступает выглядящее парадоксальным постижение Абсолюта как абсолютно непостижимого начала. Результаты научного поиска в заданном направлении кратко представлены в данной статье
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описание
В статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описание
Целью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской