№ 109(5), Май, 2015
Дата выпуска: 29.05.2015
Архив журнала: Статей 88, 161 kb
-
Этапы развития идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях России
Краткое описание
Развитие политической, военной и экономической мощи Российской Федерации невозможно без развития государственного патриотизма как направления педагогической деятельности и патриотической работы, направленных на активизацию патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морских вузов. В этом плане некоторый позитивный опыт державно-патриотического воспитания учеников и гардемаринов эпохи Петра Великого, в целом Российской империи и периода Советского Союза представляет большой интерес для современной педагогической теории и практики, воспитания современной флотской молодежи в духе беззаветной любви к Отечеству, его истории и традициям. Автор исходит в данной статьи из понимания государственного патриотизма как высокого чувства любви граждан к своей стране, а также глубокого осознания ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством и своим народом. В статье, с опорой на отечественные исследования и научные публикации анализируется процесс становления морского образования в России, а также генезис идеи государственного патриотизма и системы государственно-патриотического воспитания учащихся морских учебных заведений. Установлено, что государственный патриотизм, государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у учащейся молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, мировоззрения, позиции, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в педагогической науке и практике. Выполненный анализ позволил установить конкретные этапы развития идеи патриотизма, государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях России, показать конкретную систему воспитательного воздействия характерную для каждого этапа
-
Краткое описание
В статье на примере произведений великих художников рассматривается образ предмета как объект для исследования по курсу «История и методология научной агрономии». Акцент на образе, как объекте исследования, в современном мире, стал востребован по нескольким причинам. С одной стороны – это является документальным подтверждением событий, состояния объекта, а подчас и единственным доказательством уже ушедшей эпохи. С другой стороны, произведения искусства — это многогранная информация об исследуемой области, отраженная художником с тщательной прорисовкой деталей, среды, передачей цвета, формы. Представленный подход, как интерпретация художественного полотна у студентов, позволяет развивать творческий потенциал. В ходе процесса обучения сформулированы критерии подборки материала: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей; умение определить базовые акценты и провести через всю работу; умение сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. Рассматривается опыт создания электронных баз данных как библиотеки электронных ресурсов для студентов, чтобы они имели возможность получить достаточное количество эмпирических сведений. Показано, что созданные базы данных представляют информацию по истории развития сельского хозяйств нашей страны, видам сельского труда в России, истории садов и цветоводства как отрасли аграрного производства, орудиям обработки почвы, истории земледелия, уходу за растениями, истории интродукции растений в Россию. Опыт создания электронных ресурсов посредством баз данных позволяет преподавателю иметь ресурс для организации насыщенного интеллектуального пространства учебного процесса. Ценность электронных баз данных по тематическим блокам состоит в том, что они представляют собой логически выстроенную коллекцию образов
-
19.00.00 Психологические науки
Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин
19.00.00 Психологические науки
Краткое описание
В данной статье представлено эмпирическое исследование гендерной идентичности мужчин и женщин, отраженной в автобиографических текстах. Личность рассматривается автором через взаимодействие в различных бытийных пространствах. Это взаимодействие происходит под влиянием значимых людей. Самоотношение и отношения с окружающим миром отражаются в автобиографических воспоминаниях человека. Автобиография рассматривается в данной статье как один из механизмов становления идентичности личности. Гендерная идентичность рассматривается через содержание воспоминаний об отношениях с родителями, представителями противоположного пола и другими персонажами автобиографии. В статье рассмотрены такие направления гендерной идентичности как отношения с родителями и их образ в воспоминаниях, отношения с противоположным полом и отношение к себе как представителю определенного пола. Описываются и анализируются критерии оценки текстов, связанные с гендерной идентичностью: частота встречаемости персонажа в тексте автобиографии, широта и сложность описания персонажа, роль персонажа в описываемых событиях, характер отношений автора биографии с другими персонажами. На основе интерпретации результатов, выделены структурно-содержательные особенности автобиографических текстов мужчин и женщин; проанализированы особенности отношений респондентов с представителями разных полов; описаны возможные механизмы становления гендерной идентичности мужчин и женщин. Автором выявлен ряд особенностей, отражающих механизмы гендерной идентичности личности
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описание
Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия. Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность, ее бытие и со-бытие, а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности, а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети. Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности, обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей, тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д.А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия, которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети. Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта виртуального пространства бытия и события с Другими
-
К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности
19.00.00 Психологические науки
Краткое описание
Продолжающиеся реформы Вооруженных Сил Российской Федерации имеют главную цель создания армии и флота, соответствующего требованиям ХХI века, новым вызовам и угрозам для нашего государства. Наравне с переоснащением воинских частей современной боевой техникой и оружием, существенной компонентой армейской реформы является изменение параметров к военно-профессиональной подготовке и компетенции военных специалистов. Специализированные требования предъявляются к комплектованию воинских частей, кораблей и подразделений военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту. Современным Вооруженным Силам нужны профессионалы высокого уровня, обладающие развитыми организаторскими, командными, психологическими, педагогическими и лидерскими качествами. Лидерство – это социально-психологическое, общеисторическое явление, которое свойственно человеку. В отечественной науке понятие «лидер» понимается как одаренная, харизматическая личность, способная объединять, сплачивать людей в интересах достижения какой-то определенной и значительной цели. Любая группа, коллектив для достижения поставленной цели, решения важной проблемы, нуждается в руководстве, поэтому и выдвигает из своей среды авторитетного ведущего, вожака, лидера. Без лидера ни одна группа, особенно военная существовать не может. В то же время лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Не каждый воин-контрактник обладает развитыми лидерскими способностями, что требует организовать такой процесс психолого-педагогической подготовки в условиях непосредственной воинской службы. В статье рассматривается модель, программа и содержание этапов формирования личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности в процессе воинской службы
-
22.00.00 Социологические науки
Социально-демографические проблемы и основы народосбережения России
22.00.00 Социологические науки
Краткое описание
Социально-экономические и внешнеполитические трансформации, происходящие в России, предопределили возникновение многих общественных проблем, требующих незамедлительного решения. Наиболее важными при этом являются социально-демографические проблемы. Внедрение государственных социальных программ во многом помогло решить проблему низкой рождаемости. Преодоление демографической ситуации, сопровождавшейся резким спадом рождаемости, потребовало значительных усилий со стороны государства, но, несмотря на достигнутые результаты, ситуация вновь может повториться. И это ощутимо сейчас, когда дети «перестройки» достигли репродуктивного возраста. При этом смертность населения продолжает расти, и ее показатели в настоящее время превышают показатели рождаемости. Ежегодные потери населения достигли 1,5-2 млн. в год. В связи с этим главной задачей современной социально-экономической политики государства является внедрение единой программы народосбережения, направленной на повышение качества жизни населения, достижения материального, духовного и физического благополучия с целью сбережения того населения, которое проживает в настоящее время в России. Наряду с естественной убылью населения существуют так называемые социальные, предотвратимые демографические потери, которых можно было бы избежать, прогнозируя ситуацию с помощью мониторинга качества жизни населения, что могло бы способствовать сохранению жизни и социального статуса миллионам людей
-
22.00.00 Социологические науки
Краткое описание
В статье дана характеристика современного состояния сельских территорий России. Названы приоритетные государственные программы развития АПК страны. Основное внимание авторы уделили изучению обучающейся в вузах молодежи как основного социального ресурса развития сельских территорий. На основе данных опроса определены социально-экономическое положение, жизненные планы и стратегии сельской студенческой молодежи Кубани. Проведен анализ оценки респондентами актуальных проблем сельской местности и мер, направленных на развитие АПК
-
Структурно-функциональные характеристики гуминовых кислот почвы Краснодарского края
Краткое описание
Исследованы структурно-функциональные свойства гуминовых кислот различных видов слабоизученных почв Краснодарского края: чернозем обыкновенный (карбонатный), луговато-черноземная и серая лесная почва. Определен тип гумуса исследованных почвенных образцов как фульватно-гуматный. С использованием традиционных индикаторных показателей диагностики гумусового состояния почвы выявлены закономерности почвенно-экологических процессов с участием органического вещества почв в условиях природно-факториальных и антропогенно-факториальных изменений на мониторинговых площадках. Показана взаимосвязь оптических свойств гуминовых кислот с интенсивностью процессов трансформации гумусовых веществ по мере увеличения глубины расположения почвенного образца. Методами ЯМР-спектроскопии, ИК-спектроскопии и спектрофотометрии в видимой области спектра показаны сходства и различия в строении макромолекул гуминовых кислот в образцах почвы. В условиях загрязнения почвы нефтью в условиях натурного эксперимента на мониторинговой площадке установлена тенденция к перераспределению в соотношении функциональных групп макромолекул гуминовых кислот: доля алифатических фрагментов возрастает. Выявлено увеличение доли подвижной фракции гумусовых веществ в условиях нефтяного загрязнения. Приведено наиболее вероятное обоснование этим процессам. Результаты исследования могут быть использованы в целях прогнозирования экологического состояния почвы при антропогенном загрязнении