№ 111(7), Сентябрь, 2015
Дата выпуска: 30.09.2015
Архив журнала: Статей 117, 260 kb
-
Произведения живописи в преподавании дисциплины «цитология»
Краткое описаниеВ работе сделана попытка донести до студентов всю важность цитологии, как дисциплины, на примерах картин различных известных художников. Визуализация образов является неотъемлемой частью науки о клетке. В нашей работе рассматриваются такие важнейшие цитологические процессы, как приготовление красителей для окрашивания хромосом, полиплоидия, митоз и апоптоз. В работе использована серия работ художницы Д.Ельцевой, в этой связи, важным представляется подход донести до студентов представление об оптимальности размера организма при полиплодии. В качестве демонстрационного материала по теме митоз выступает серия картин Джулии Ньюдол. На картинах этой художницы показаны процессы деления клетки (митоза) и ее гибели (апоптоз). Обсуждается идея создания иллюстративного ряда по целым отдельным блокам курса. Использование произведений живописи как иллюстративного ряда в курсе Цитология» способствует развитию воображения, вызывает познавательный интерес у обучающихся по данной дисциплине. Использую образ как опору для зрительного восприятия предметной области, произведения живописи позволяют погружать студента в «объект» изучения. В задачу нашей работы входило провести поиск визуальных образов на примере полотен художников, создать базы визуальных данных с пояснениями и интерпретациями. Таким образом, использование произведений живописи в курсе «Цитология», как образного ряда, затрагивает несколько процессов: абстрагирования, классификации, идентификации и создание нового, углубленного понимания процессов, происходящих в клетке. Такой подход к подаче материала с помощью картин живописи поможет понять важность той или иной проблемы, что порождает совершенно новый образ мышления
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства
-
Краткое описание
Приведены трактовки понятий «компьютерная и Интернет поддержка» педагогической деятельности, предложены два способа классификации учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики (УВР ИКД), на основании дидактических задач и структуры программных компонентов. Указаны противоречия, сложившиеся в практике информатизации образования. Изложена типология ресурсов ИКД и даны определения отдельных типов. Сделаны выводы из практики применения УВР ИКД в профессиональной деятельности педагогов
-
Краткое описание
В статье изложены процедуры построения теоретических моделей, иллюстрирующих процессы применения учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики в профессиональной деятельности педагогов, а также их создания на основе разработанных программных компонентов. Предложены три модели, дающие педагогам ориентиры для обоснованного выбора УВР ИКД, для создания электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями Государственного стандарта, для генерирования новых типов ресурсов
-
Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки
Краткое описаниеЦелью исследования является рассмотрение системного подхода в педагогике как общеметодологическом принципе науки. В статье анализируется происхождение понятия «система», сущность и принципы системного подхода
-
Предметный электронный фонд инновационной компьютерной дидактики по математике – проблемы, структура
Краткое описаниеСтатья открывает цикл работ по обобщению и описанию ресурсов инновационной компьютерной дидактики с математическим содержанием, созданных кафедрами Кубанского государственного университета и редакцией журнала «Школьные годы» на протяжении последних десяти лет. Излагаются причины, обусловившие необходимость обобщения учебных материалов в едином Фонде, приводится типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, даются определения типов ресурсов ИКД. Приведён каталог ресурсов различных типов с математическим содержанием с указанием структуры их программных компонентов
-
Математическое обоснование выбора вискоэластика в шунтирующей хирургии глаукомы
Краткое описаниеРезкое снижение тонуса глаза (гипотония) развивается в ходе выполнения антиглаукоматозных операций в результате формирования нового пути оттока влаги из передней камеры. Расчеты параметров потока в балансе жидкости глаза показали, что для поддержания нормального тонуса глаза в послеоперационном периоде поток жидкости из передней камеры должен не превышать 0,04 микролитра в минуту. Интенсивность потока внутриглазной жидкости из передней камеры по дренажам с различными параметрами не зависит от длины дренажного канала, наиболее безопасным является дренаж с радиусом внутреннего отверстия 0,025мм, обеспечивающий наименьший поток. Проведено экспериментальное сравнительное исследование статической вязкости наиболее часто применяемых в офтальмохирургии вискоэластиков. В результате проведенного эксперимента установлено, что применяемые в офтальмохирургии вискоэластики на основе 1%, 2% и 3% гиалуроната натрия обладают вязкостью, которая отличается в 10 и 100 раз и имеет существенное влияние на интенсивность потока из передней камеры глаза при формировании новых путей оттока. Дано математическое обоснование оптимального соотношения физических параметров вискоэластиков и размеров внутреннего отверстия для дренажа шунтирующего типа. Дренаж с радиусом внутреннего отверстия 0,05мм является наиболее безопасным с одновременным применением 2% или 3% раствора гиалуроната натрия для поддержания тонуса глаза в первые 5 суток после операции. Представленное соотношение позволяет повысить безопасность хирургического лечения пациентов с рефрактерной глаукомой
-
Краткое описание
В статье приведена оценка возможности применения пробы сердечно-дыхательного синхронизма для дифференциальной диагностики функциональной и органической природы синдрома слабости синусового узла у детей
-
Визуализация нейрональной активности в ваго-симпатическом стволе лягушки
Краткое описаниеПредложено применение метода визуализации распространения возбуждения в нерве в высокочастотном электрическом поле
-
Краткое описание
Виртуоз гравюры, Михаил Владимирович Маторин (1901-1976), сегодня незаслуженно забыт как рядовым зрителем, так и профессиональными искусствоведами. Двадцать пять лет плодотворного труда художника внесли большую лепту в развитие отечественной графики. Особое место в его творчестве занимает альбом линогравюрных эстампов «Выборг», созданный в результате пребывания художника на финляндском фронте в июне 1944 года. Выборг привлек Маторина своеобразием северного архитектурного пейзажа, суровой красотой форм. Город был пустой, его покинули финские жители. Яркие солнечные июньские дни с белыми ночами еще более подчеркивали эпическую выразительность архитектурного ансамбля города. Язык маторинских эстампов – острый, эмоциональный и четкий. Звучность штриха и ритмичность линий гармонируют с благородством тона. Эстампы были сделаны Маториным на основе фронтовых набросков. В цветных линогравюрах гравер использовал до 12 досок, добиваясь эффекта живописи. Гравюры Маторина отличает особая гармония тонов, лаконичность цвета. Настоящая статья своей целью ставит введение в научный оборот российского искусствоведения нового уникального художественного и историко- культурного материла, раскрывающего особенности творчества и жизненного пути гравера, М.В.Маторина. Автором впервые в российском искусствоведении анализируется и дается оценка альбому линогравюрных эстампов «Выборг» (1944), который является ценнейшим документальным материалом