№ 118(4), Апрель, 2016
Дата выпуска: 29.04.2016
Архив журнала: Статей 111, 300 kb
-
Организационно-экономическое моделирование при решении задач контроллинга
Краткое описаниеНа кафедре «Экономика и организация производства» в конце ХХ – начале XXI вв. создана научная школа в области организационно- экономического моделирования, эконометрики и статистики. Преподавание соответствующих дисциплин курирует одноименная секция кафедры, научные исследования ведет Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге Научно-образовательного центра "Контроллинг и управленческие инновации" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Статья посвящена деятельности научной школы, ведущимся исследованиям и некоторым полученным результатам. Начинаем с обсуждения используемых нами терминов. Организационно- экономическое моделирование – научная, практическая и учебная дисциплина, посвященная разработке, изучению и применению математических и статистических методов и моделей в экономике и управлении народным хозяйством, прежде всего промышленными предприятиями и их объединениями. Термин «экономико-математические методы и модели» имеет близкое содержание. Статистические методы в экономике – предмет эконометрики, базой которой является прикладная статистика. Организационно-экономическое моделирование и эконометрика обсуждаются как научно- практические и учебные дисциплины. Разработаны учебники и учебные пособия по организационно- экономическому моделированию, эконометрике и статистике. Нами ведутся теоретические исследования и прикладные разработки в области организационно-экономического моделирования. В частности, прогнозирование рассматривается как одна из функций управления промышленными предприятиями. Изучаются проблемы устойчивости в моделях и методах разработки стратегии предприятия. Перспективные организационно-экономические механизмы управления производственно-хозяйственной деятельностью предлагаем конструировать на основе солидарной информационной экономики
-
Методы вейвлет-анализа как инструмент управления экономической безопасностью
Краткое описаниеВ условиях объективного существования риска и связанных с ним экономических, человеческих и др. потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим образом спрогнозировать ущерб от чрезвычайной ситуации. Такими механизмами управление риском при чрезвычайных ситуациях являются мониторинг и прогнозирование. В данной исследовательской работе в качестве исследуемого сигнала использован временной ряд, содержащий в себе информацию о количестве пожаров по Карачаево-Черкесии за период с 1983-2014 гг. При решении задачи авторами применены инструменты вейвлетов по очистке данных от шумов, аномалий, которые обеспечили качество построения модели достоверного прогноза – возможного количества пожаров на один квартал вперед. Данный пример показал, что для построения этого прогноза нет необходимости в строгой математической спецификации модели, что особенно ценно при анализе слабоформализуемых процессов. Большинство задач в сфере чрезвычайных ситуаций относятся именно к этой категории процессов
-
К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения
Краткое описаниеВажным сегментом аграрного производства, наряду с другими субъектами малых аграрных форм хозяйствования, выступают личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Их роль становится все более заметной, по мере наращивания собственного производственного потенциала. Однако их ресурсная база остается весьма слабой, основные средства производства изношены, многие из них не могут повысить техническую оснащенность. В этом сегменте ограничены и возможности лизинга, существуют проблемы в логистике хозяйствования, малые субъекты не имеют рыночной власти на рынке производственных ресурсов и при сбыте продукции. Отсутствие залоговой базы формирует высокую стоимость кредитования и перманентную вероятность банкротства. С другой стороны отмечается, что малые субъекты имеют большое многообразие организационных и правовых форм, неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость производственных функций, в них совмещается статус собственника и менеджера. Они существенно снижают социальную напряженность в сельской местности, играют значительную роль в импортозамещении. Характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования является также высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. Они мало расходуют средств на создание рабочих мест, имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала. Однако, неразвитость производственной инфраструктуры малого хозяйствования препятствует повышению технологического уровня. Они работают при постоянном внешнем вмешательстве, что снижает эффективность их производства, рыночную конкурентоспособность. Все они имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов сбыта продукции, повышает волатильность реализации. Проведенный анализ показал высокую необходимость реализации выявленных резервов роста эффективности
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описаниеГоворится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Краткое описание
Экономические субъекты в ходе осуществления хозяйственных связей сталкиваются с проблемой разрешения возникающих противоречий и сложностей. Это приводит к затягиванию времени реализации хозяйственных проектов, требует дополнительных затрат и, как правило, приводит к сокращению обоюдной выгоды. В современных условиях глобализации экономических отношений значимая роль отведена органам, уполномоченным в сфере администрирования отраслей и направлений деятельности на обслуживаемой территории. Авторами установлены и исследованы процессы, происходящие внутри единой экономической системы. Установлены принципы осуществления административного регулирования на основе предлагаемой единой автоматизированной учетной системы. Обоснован порядок, согласно которому движение активов экономического субъекта и источников их формирования фиксируется в едином учетном пространстве опосредованно со сведениями его контрагентов. Это позволяет обеспечить согласованность сведений, соблюдение единых требований к их формированию, осуществлять их обработку, обобщение и представление администрирующим органам. Уделено внимание вопросам обеспечения сохранности сведений, ограничения полномочий участников пространства. Предлагаемый порядок функционирования единой учетной системы позволит существенно упростить процедуры представления отчетности экономическими субъектами, порядок контроля и управления экономическими процессами, обеспечит администрирующий орган сведениями, необходимыми для управления регионом, реализации мероприятий обеспечения экономического роста
-
К вопросу о развитии экономики в условиях формирования единого экономического пространства
Краткое описаниеСовременные тенденции развития экономических отношений не лишены ряда проблем. Глобализация экономических связей, развитие сети коммуникаций вскрыли массу злоупотреблений, неверно построенных отношений с контрагентами и органами администрирования, известны сложности и упущения правоохранительных органов. Исследование показало, что масса подобных обстоятельств вызвана отсутствием организованной системой регистрации, формировании, обобщения, анализа и представления информации. В совокупности это не что иное как атрибуты учетной системы. Развитие учета в масштабах региона и страны в целом в направлении обобщения учетных сведений обо всех экономических субъектах и иных участниках экономической жизни, становится требованием времени. Авторами предложены принципы организации такой учетной системы посредством единой автоматизированной учетной системы управления. Определены функциональные роли каждого участника такой системы. Значительная часть сведений поступает от так называемых учетных агентов – это органы государственного механизма и экономические субъекты, уполномоченные в формировании и представлении необходимой учетной информации. Правила предлагаемой система обеспечат согласованность необходимого функционала каждого участника и определенный доступ к формируемой экономической информации посредством экономической дорожной карты. Реализации на практике предлагаемой системы учета позволит обозначить правила функционирования единого экономического пространства страны, что сделает возможным реализацию экономической политики более эффективной, позволит распространить опыт работы эффективных ведомств на всей территории экономического пространства
-
Краткое описание
Обоснование налоговой выгоды, развитие хозяйственных связей, глобализация учетных процессов и совершенствование деятельности администрирующих органов государственной власти требуют соответствующего развития учетных правил, эффективного оперативного обмена учетными сведениями и их согласованности. Авторами предложено и обосновано применение механизмов единой автоматизированной информационной базы учетной системы управления и контроля как элемента единого учетного пространства, позволяющего обеспечить решение вышеуказанных вопросов. В ходе исследования введено понятие единого учетного пространства и определены его задачи и принципы функционирования. Именно такая форма организации учетно-экономических процедур процесса функционирования экономики способна обеспечить развитие учетной науки в направлениях современных тенденций. Исследованием выделены направления, реализуемые в настоящее время, полностью соответствующие предложениям авторов. Отмечены нововведения, связанные с представлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и дополнительных сведений по телекоммуникационным каналам в связи с применением средств защиты информации. Отмечены отдельные правила предоставления учетных сведений заинтересованным пользователям. Деятельность отдельного хозяйственника отражается в рамках предлагаемой информационной системы как представляется в виде пользовательского интерфейса, позволяющего упростить требования к организации и ведении учета. Отмечены основные недостатки и сложности реализации мероприятий, предложены способы их устранения или избегания
-
Единое учетное пространство и учетные агенты как приемы развития бухгалтерского учета
Краткое описаниеБухгалтерская наука в условиях глобализации экономических отношений, непрекращающегося роста объема товарооборота, развития хозяйственных связей, инструментов осуществления финансово-хозяйственных взаимоотношений не может оставаться в рамках достигнутого уровня ее теоретических основ. Ведение учета не должно становиться препятствием на пути реализации резервов экономического роста экономического субъекта. То же следует сказать и о применяемых в настоящее время механизмов контроля хозяйственных связей и налогообложения. В этой связи и с учетом развития приемов автоматизированного обмена данными возникает объективная потребность в развитии инструментов агентских отношений при формировании, обобщении и анализе учетных сведений. В статье рассмотрены отдельные тенденции развития учетной науки, определено содержание понятий учетного агента и единого учетного пространства как приемы совершенствование учетной системы. Определены роли и функции учетных агентов, их место в едином учетном пространстве. Авторами обоснованы предложения по движению учетных сведений в современных условиях глобализации учетных процедур. Предложены механизмы регистрации и обобщения сведений по отдельным участкам ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Определены роли и приемы участия различных экономических субъектов в масштабах предложенного механизма функционирования единого учетного пространства
-
Вывоз капитала из России: динамика, проблемы и последствия
Краткое описаниеВ последнее десятилетие вопрос миграции капитала, в том числе его нелегального вывоза, стал актуальной проблемой, как со стороны международных финансовых организаций, так и государственных органов власти, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Объясняется это, тем, что в условиях глобализации резко возрос уровень мобильности капиталов и интегрированности финансовых рынков. В итоге любое локальное событие может спровоцировать интенсивный отток ресурсов из той или иной страны и привести к нестабильной экономической ситуации. А национальный финансовый кризис в свою очередь способен за достаточно короткое время вызвать не только цепную реакцию неплатежей в системе международных расчетов, но и привести к серьезным сбоям в работе мировых финансовых рынков. Исходя из этого, предотвращение нелегального вывоза российского капитала за рубеж может способствовать росту золотовалютных резервов, стабилизации курса национальной валюты, более точному прогнозированию платежного баланса Российской Федерации. Выработка мер предотвращения нелегального вывоза капитала, в том числе посредством системы валютного регулирования и валютного контроля, является объективной необходимостью, цель которой - повышение стабильности финансово-кредитной и, в частности банковской системы, состояния финансового рынка, улучшение инвестиционного климата. От того насколько будут эффективными меры по предотвращению нелегального вывоза капитала зависят эффективность и уровень развития экономии страны, место России в международной финансовой системе
-
Перспективы развития международного туризма в России в условиях геополитических трансформаций
Краткое описаниеПроанализировано состояние международного туризма и перспективы развития туристской отрасли России в условиях геополитических трансформаций. Рассмотрены нормативно-правовые акты РФ и программы поддержки в области туристской деятельности, а так же комплекс мероприятий по развитию международного туризма. Приведены данные по состоянию международных въездов, выездов и внутреннего туризма в стране, определены тенденции развития туристской сферы и прогнозы на 2015 год. Дана классификация средств размещения курортов Краснодарского края и Южного региона РФ. Сделан вывод о том, что в России отрасль международного туризма находится в стадии реформирования и продолжает динамично развиваться. Однако существует необходимость ее адаптации к условиям геополитической нестабильности, которые связаны с ростом курсов мировых валют, девальвацией рубля, введением крупными Европейскими державами и США санкций в отношении России, а так же падением цен на нефть. Поддержка и расширение туристского рынка открывает для страны широкие перспективы выхода на мировой рынок индустрии гостеприимства, а в условиях геополитических вызовов сохранение позиций на рынке международных туристских услуг и увеличение темпов развития международного туризма становится приоритетной задачей