№ 119(5), Май, 2016
Дата выпуска: 31.05.2016
Архив журнала: Статей 97, 232 kb
-
Краткое описание
Интенсификация производства чайной продукции в предгорьях Адыгеи должна базироваться на потенциальных свойствах чаепригодности почв. Поставленная цель решалась на основе современных методов бонитировки почв чайных плантаций. Критериями оценки послужили следующие агрохимические и агрофизические показатели: кислотность почвы (рН КСl); гидролитическая кислотность; сумма обменных оснований; степень насыщенности основаниями; гранулометрический состав. Установлено, что почва чайной плантации в условиях Адыгеи относится к подтипу бурой лесной слабоненасыщенной, уровень потенциального плодородия которой оценен как удовлетворительный (балл бонитета 40-60). Однако, низкая обеспеченность элементами питания в слое 0-40 см фосфором (19,04 ±2,42 мг/100 г почвы), калием (17,70 ±1,60 мг/100 г почвы) и достаточно высокая степень насыщенности почв основаниями слоя 50-100 см (67,10 ±11,67 %) в совокупности с дефицитом почвенной влаги определяют их невысокую фактическую продуктивность 16,0 ± 5,0 ц/га, тогда как потенциальная продуктивность составляет 30-50 ц/га. Разработка научно- обоснованных, целенаправленных мелиоративных и агротехнических мероприятий (орошения, системы питания с использованием физиологически кислых форм азотных и калийных удобрений, позволяющих снизить степень насыщенности почв основаниями) будет способствовать увеличению эффективного плодородия почв и даст возможность чайному растению реализовать свой биологический потенциал и достигнуть прогнозируемой урожайности в условиях Адыгеи
-
Сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки XVIII века Русского Севера
Краткое описаниеВ статье раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северо-Западного региона России. Семиотический статус русской одежды и предметов бытового убранства с декоративным украшением вышивкой с изобразительными орнаментальными мотивами как группы функционально взаимосвязанных предметов на протяжении тысячелетий продолжал оставаться очень высоким, обладая как утилитарной, так и знаковой прагматике. Несмотря на общественно- исторические процессы, смену внешней формы костюма, символика орнаментов вышивки остаётся неизменной и продолжает существовать до ХХ столетия. В связи с политическими событиями по сюжетам и изобразительным мотивам в русской народной вышивке прослеживается связь с расселением новгородцев в XV веке. Это путь от Великого Новгорода до Архангельска и путь от Великого Новгорода до Вологды, где новгородцы оседали, сохраняя свою культуру. Доказано, что прослеживается связь между зооморфными подвесками-амулетами женских украшений Х века и сюжетными вышивками с изобразительными орнаментальными мотивами Северо-Западного региона России. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов. В вышивках от поколения к поколению изображались образы древней мифологии. Наиболее распространёнными образами в русской северной вышивке были богиня Макошь, рожаницы, птицы, кони, лоси, олени, а также хищные звери, растения, изображенные в сюжетных композициях. К зооморфным мотивам относятся также изображения змеев-драконов, олицетворяющих молнию, часто встречающихся в русских народных сказках. Огненный дракон считался покровителем жилья и огня. Отношение к огню в народе было особое: его называли «батюшка ты, Царь-огонь», почитать его считалось всё равно как Бога. Одной из основных ролей в вышивке отводится технической стороне. Счетные швы в русской вышивке не только воссоздают образ, но и выражают его сущность
-
22.00.00 Социологические науки
Героизм в представлении студенческой молодежи
22.00.00 Социологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу представлений современной молодежи о героизме, как основе патриотического и гражданского воспитания. Особое внимание в статье уделено рассмотрению трансформации понятия «героизм», снижению социальной значимости подвига в сознании современного российского общества. Анализируется значение создания образа героя как способа формирования чувства патриотизма и усвоения образцов социальной активности, необходимых для создания гражданского общества. На основе проведенного авторами социологического исследования среди студентов вузов г. Краснодара выявлено понимание сущности «героизма» и отношение к героическим поступкам. Установлена связь данного социального феномена с набором личностных черт и моральными качествами человека. Определены сферы, максимально благоприятные для совершения подвигов, и персоналии, претендующие на роль героев для современного молодого поколения. Авторы делают вывод о существовании у студенческой молодежи интереса к феномену героизма и пассивной потребности в формировании отчетливого образа героя на основе, как известных исторических личностей, так и современников. Кроме того, отмечена противоречивость в ряде ответов студентов, что свидетельствует об отсутствии у современной молодежи четкого представления о героизме и героических поступках, их значимости в личностном развитии. Это в свою очередь, усложняет и замедляет процесс формирования чувства патриотизма и высокой гражданской активности
-
19.00.00 Психологические науки
Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеДанная статья посвящена изучению процесса психологической сепарации от родителей в студенческом возрасте. Актуальность темы обусловлена существующими проблемами в современной студенческой среде, к которым можно отнести общие тенденции позднего взросления молодёжи (инфантилизация): продление периода детства, низкая мотивация достижений, отсутствие стремления к саморазвитию, нежелание брать ответственность за собственную жизнь. Значимость темы подчёркивается рядом возрастных задач, без решения которых развитие личности немыслимо. Авторами даётся анализ теоретических представлений проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается понятие сепарации в контексте различных подходов к его изучению. На основании проведенного исследования формулируется собственное определение сепарации. Процессы сепарации-индивидуации рассматриваются в психоаналитическом направлении, через семейную системную психотерапию, изучение уровня межпоколенных отношений в дихотомии «близость – разрыв», становление суверенности личности, формирование психологического пространства. На основе проведённого теоретического анализа даётся категоризация типов сепарации: противоречивая или амбивалентная, успешная, кризисная, конфликтная. Приводится характеристика каждого типа и его влияние на разрешение сепарационного конфликта
-
Краткое описание
В статьe представлена авторская концепция преемственности архитектурных предпочтений мастера «кирпичного стиля» г. Ростова-на-Дону конца XIX- начала XX вв. Н.М. Соколова, являвшегося главным архитектором города. Автор предполагает, что на творческий метод зодчего повлияло детство и юношество, проведённое в Прибалтике, а также начало архитектурно-художественной деятельности мастера, проходившее в Риге. Автор исследует развитие архитектуры Прибалтийского края, имея ввиду, что ценность архитектурных творений Н.М. Соколова имеет глубокие корни, скрытые в развитии архитектурной традиции Прибалтики и, в частности, Риги, где родился мастер неоготики Ростова. Автор раскрывает основные отличительные особенности прибалтийской архитектуры, становление готического принципа в Прибалтике на примере развития городов и культовых достопримечательностей Риги и их перевоплощение из поздней готики в маньеризм и в неоготику, влияние культовой лютеранской традиции на культовое православное зодчество. Автор также рассматривает строительные материалы культовой архитектуры, местные конструктивные особенности зодчества латышского народа. Понятия «северная готика», «кирпичный стиль» раскрываются автором с точки зрения развития готической формы и влияния Средневековой архитектуры на творчество Н.М. Соколова
-
Клиническая фармакология нового комплексного гепатопротекторного препарата
Краткое описаниеВ настоящей работе изложены результаты исследования влияния нового комплексного гепатопротекторного препарата на основные системы организма, механизм возникновения и проявления его биологических эффектов, зависимость этого действия от компонентов, входящих в состав препарата, дозы, а также закономерности проявления возможного побочного действия. Было изучено влияние различных доз препарата (1% и 2%) на среднесуточные приросты массы тела и морфо-биохимические показатели крови птицы. Проведенными исследованиями установлено стимулирующее влияние препарата на рост, развитие и сохранность цыплят-бройлеров. Новый гепатопротектор проявляет свойства, направленные на активизацию эритро-и гемопоэза, усиление клеточного иммунитета против экзогенного воздействия. Использование препарата способствует улучшению работы печени и снижениютоксической нагрузки на гепатоциты, что проявляется увеличением ряда метаболических показателей, таких как общий белок, глюкоза, кальций, фосфор. Отмечен выраженный эффект гепатопротектора на ферментнуюактивность АсАт и ослабление цитолитического синдрома у подопытных цыплят. Таким образом, установлено, что комплексный гепатопротекторный препарат обладает выраженной фармакологической активностью, оказывая существенное влияние на энергию роста цыплят-бройлеров и их сохранность, морфологические и биохимические показатели крови, а также метаболические процессы в организме птицы
-
Образы горшечных растений в произведениях живописи как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход − метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания
-
Междисциплинарные связи в процессе обучения математике студентов экономических специальностей
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются вопросы о реализации междисциплинарных связей в процессе преподавания математики студентам экономических специальностей. Учитывая тот факт, что экономические специальности – это специальности, интегрирующие сведения из математических, естественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то и подход к отбору содержания курса математики должен быть ориентирован на математический аппарат для всех циклов, формирующих определенные умения и навыки. Таким образом, в процессе преподавания математики акцент необходимо сделать на необходимость сохранения «вертикальных» связей в курсе математики, отмечая, что содержание общего курса математики не может быть определено с чисто прагматической точки зрения, основанной лишь на специфике будущей специальности учащегося, без учета внутренней логики самой математики, то есть, из курса математики не должны исключаться вопросы и разделы, не имеющие прямой профессиональной направленности, но обеспечивающие внутрипредметные связи, логику дисциплины. Соответствие критерию внутрипредметной целостности означает, что содержание курса высшей математики не превратится в совокупность отрывочных сведений, нужных для специальной подготовки, а будет обладать необходимой полнотой, логической непротиворечивостью и последовательностью. С другой стороны, необходимо акцентировать внимание на изучение различных процессов и явлений, освещенных в общепрофессиональных дисциплинах, т.к. изучение всех этих вопросов должно приносить весомую пользу в профессиональном становлении будущего специалиста, т.е. особую важность приобретают междисциплинарные интеграционные связи, на уровне которых осуществляется прикладная профессиональная направленность изучаемого материала
-
Проблема самостоятельной работы учащихся фортепианного класса в отечественной музыкальной педагогике
Краткое описаниеСтатья посвящена изучению и сопоставлению различных взглядов педагогов-музыкантов на проблему самостоятельной работы учащихся. Рассмотрены основные принципы организации и построения самостоятельных занятий в классе фортепиано
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, освещающие процесс проектирования учебно-методических материалов по математике, обеспечивающих полный дидактический цикл посредством модели информационно-профессионального проектирования. В реализации этой модели основную роль играет профессионально-ориентированный дидактический комплекс, основанный на внедрение в учебный процесс модельных задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность специалиста с учетом того, что экономические специальности – это специальности, интегрирующие сведения из математических, естественных, гуманитарных и социально- экономических дисциплин, то и подход к отбору содержания курса математики должен быть ориентирован на математический аппарат для всех циклов, формирующих определенные умения и навыки. Наибольшая познавательная активность студентов достигается в исследовании вопросов, напрямую связанных с их будущей специальностью, что обуславливает эффективность использования модельных задач при изучении математики. Они разрабатываются в соответствии с программой курса математики и охватывают все его основные разделы. В данной статье описаны несколько учебно-методических пособий, входящих в профессионально-ориентированный дидактический комплекс, использующих модельные задачи и сконструированных на основе модели информационно-профессионального проектирования, где при сохранении системы фундаментального учебного курса «Математика» органически связаны с ним вопросы из смежных научных дисциплин, соответствующих профилю специальности, что позволяет сделать вывод об актуальности данных пособий и об их практической ценности