№ 120(6), Июнь, 2016
Дата выпуска: 30.06.2016
Архив журнала: Статей 112, 299 kb
-
Моделирование и диагностика продуктивности подготовки научно-педагогических кадров
Краткое описаниеВ статье представлены критерии эффективности деятельности научно-педагогических работников высших уровней квалификации по подготовке научно-педагогических кадров. Известно, что подготовка научно-педагогических кадров (кандидатов и докторов наук) – одно из важнейших направлений деятельности высших учебных заведений; более того, при государственной аккредитации вузов в обязательном порядке учитываются показатели, отражающие результативность подготовки кандидатов наук. Также несомненно, что подготовка научно- педагогических кадров (кандидатов и докторов наук) – деятельность, требующая одновременно высоких уровней исследовательской и педагогической компетентности. Это значит, что результаты деятельности научно-педагогических работников высших уровней квалификации по подготовке научных кадров – одновременно индикаторы их исследовательской и педагогической компетентности; сама подготовка научных кадров – область “пересечения” научной и педагогической деятельности. К сожалению, рост количества подготавливаемых научных кадров не всегда означает рост качества. Нередко подготовленные научные кадры (кандидаты наук) не только не приближаются по уровню своей исследовательской компетентности (результатам исследовательской деятельности) к научному руководителю, но и прекращают заниматься научной деятельностью после защиты кандидатской диссертации (либо занимаются на невысоком уровне). Поэтому авторы статьи считают целесообразным предложить показатели, отражающие не только объем и своевременность подготовки научных кадров (иногда защита кандидатской диссертации происходит через много лет после окончания аспирантуры), но также продуктивность данной деятельности. С точки зрения авторов статьи, успешность подготовки научных кадров только тогда можно считать продуктивной, когда подготовленные научным руководителем кандидаты наук становятся высококвалифицированными научными работниками, т.е. ведут на высоком уровне исследовательскую деятельность, результаты которой признаются научным сообществом; то же самое верно и относительно научного консультирования (подготовки научных работников высшей квалификации – докторов наук). Практическая значимость результатов исследования – в возможности объективного мониторинга исследовательской деятельности научно- педагогических работников высшей квалификации. Методологические основы исследования: системный, компетентностный, социологический, метасистемный и квалиметрический подходы. Методы исследования: моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств, отношений и графов. Нормативная база исследования: Федеральный Закон “Об образовании” (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (2014, 2015). Работа выполнена в рамках исследовательских проектов “Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества” (№ 16-03- 00382) и “Современные информационно- образовательные среды” (16-36-00048) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда от 17.03.2016 года
-
Современные модели и методы диагностики методической компетентности преподавателя
Краткое описаниеЦель исследования – разработка моделей и методов диагностики методической компетентности преподавателя. Согласно современным воззрениям, методическое мышление – ключевая компетенция педагога. Современные специалисты рассматривают методическую компетентность педагога как личностно- профессиональное качество, являющееся принципиально значимым фактором успешности профессиональной деятельности педагога, а также как подсистему его профессиональной компетентности. Это обусловлено тем, что в современном мире высокий уровень знания педагога по преподаваемым учебным дисциплинам и владение изученными основами методики их преподавания не могут полностью характеризовать уровень профессиональной компетентности педагога. Авторами охарактеризованы функциональные компоненты методической компетентности педагога, её взаимосвязь с другими личностно-профессиональными качествами (прежде всего – с психолого- педагогической, исследовательской и информационной компетентностью), а также уровни её сформированности. Формируя модель методической компетентности преподавателя, авторы исходили из того, что к современному педагогу предъявляют высокие требования: он должен быть готов к самостоятельному ведению исследований, конструированию технологий обучения, прогнозированию результатов обучения и воспитания обучающихся. Поскольку ведущим компонентом методической компетентности педагога является его личный опыт в методической деятельности, а требования к методической компетентности детерминированы целями и задачами методической деятельности, то в процессе настоящего исследования, формированию моделей методической компетентности преподавателя предшествовало уточнение существующих моделей методической деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования. Предложенные модели методической компетентности педагога – научная основа создания системы мониторинга его личностно- профессионального развития, а критерии оценки и уровни её диагностики – целевой ориентир системе профессиональной подготовки и переподготовки педагога высшей школы. Инновационными являются как модели методической компетентности педагога, так и модели главного механизма её становления – методической деятельности (в неразрывной связи с иными видами деятельности). Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового опыта методической деятельности в образовательных учреждениях, моделирование, методы теории множеств и отношений, методы квалиметрии, методы многопараметрический анализ систем. Методологические основы исследования: системный, квалиметрический, компетентностный и процессный подходы. Работа выполнена в рамках исследовательских проектов “Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества” (№ 16-03-00382) и “Современные информационно-образовательные среды” (16-36-00048) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда от 17.03.2016 года
-
Краткое описание
Представлены математические модели технологических режимов дробления, сушки и прессования при производстве пеллет из древесного сырья с высокой степенью поражения гнилью
-
Краткое описание
Работа носит научный и практический характер, так как рассматриваемый в ней процесс оптимизации потерь мощности в электроэнергетических сетях основан на использовании транспортной задачи, а именно правила минимального элемента транспортной матрицы, с помощью которой находится допустимое решение. Механизм улучшения полученного допустимого решения поставленной задачи ориентирован на использование метода потенциалов, присваивая каждой строке и столбцу матрицы соответствующий потенциал. Используя базисную переменную и манипулируя элементами транспортной матрицы по определённому алгоритму, осуществляем построение нового опорного плана. На основе представленного плана и его ацикличности, производится построение двух циклов и определяются значения оценок между прямыми и косвенными затратами на транспортировку единицы мощности. Полученный алгоритм позволяет легко запрограммировать все вычислительные операции и быстро получить результат оптимизации потерь мощности в проектируемой электроэнергетической сети, что обеспечивает снижение экономических и технологических затрат. В результате совместного использования транспортной задачи и метода потенциалов удается более эффективно найти оптимальное решение, на основе улучшенного решения, и получить схему оптимальной электрической сети. В качестве потребителей электроэнергии на практике могут выступать городские и сельскохозяйственные, промышленные предприятия, краевого, так и районного подчинения, включая промышленных, сельскохозяйственных и индивидуальных потребителей
-
Краткое описание
В настоящей статье рассматривается задача, ориентированная на управление стохастическими объектами с дискретно - непрерывным характером технологического процесса в условиях частичной непараметрической неопределенности. В данном случае из априорной информации известна только глубина памяти исследуемого динамического процесса, при этом вид уравнения, описывающего данный процесс остается неизвестным. Основное внимание уделяется построению непараметрических алгоритмов адаптивного дуального управления для внешнего контура управления. Предлагаемый внешний контур предназначен для систем, в технологической цепочке которых уже функционирует типовой регулятор. При решении данной проблемы использовались методы непараметрической теории идентификации, теории управления, теории адаптивных и обучающихся систем, математической статистики и статистического моделирования. В статье приводятся теоретические сведения о непараметрических алгоритмах управления в условиях неполной информации об управляемом процессе. Основное внимание уделяется построению непараметрических алгоритмов дуального управления. Существенное отличие алгоритмов дуального управления от общепринятых состоит в том, что управляющие устройство выполняет две функции: изучение и управление в процессе активного накопления информации. Достаточно подробно изложены результаты вычислительного эксперимента, которые показывают, что при введении предложенной схемы существенно повышается качество управления, при этом в существующей системе управления действующие регуляторы сохраняются
-
Математическое описание процесса изменения диагностического параметра автомобиля
Краткое описаниеВ статье указана важность математического описания, обоснование функции, учитывающей процесс изменения параметра при разработке методики диагностирования автомобиля. Отмечено, что от выбора аппроксимирующей функции в конечном итоге зависят погрешность и трудоемкость прогнозирования. Неправильный выбор функции может свести на нет все усилия по управлению безотказностью и другими показателями элементов машин. Представлены требования, которые могут быть предъявлены к математическому описанию, обоснованию функции изменения параметра. На основании анализа факторов, влияющих на процесс изменения параметров, а так же требований, предъявляемых к математическому описанию этого процесса, сделаны замечания о том, что изменение (приращение) параметра состояния необходимо аппроксимировать случайной упорядоченной функцией с возрастающими реализациями; реализацию изменения параметра можно рассматривать как строго, так и нестрого монотонную функцию в диапазоне от нуля до предельного изменения параметра. Отмечено, что приведенные ранее рассуждения с учетом двух групп факторов позволяют исследовать изменение параметра в тот или иной момент наработки как сумму двух случайных величин. Сделан вывод о том, что связь между скоростью изменения параметра (например, скоростью изнашивания детали) и показателями свойств материала и условиями работы (твердость поверхности металла, удельная нагрузка на поверхность детали, ее относительная скорость движения) обычно выражают функциональной, детерминированной зависимостью, полученной в результате лабораторных испытаний или теоретических исследований. В заключение отмечено, что анализ результатов математического описания процесса изменения параметра показывает, что они достаточно полно удовлетворяют сформулированным в начале статьи требованиям
-
Краткое описание
Статья посвящена рассмотрению стадий прохождения проекта в организации. Система поддержки принятия решений позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. В организации существует система регистрации заявок, в которой указана информация о проекте, его описание, сроки разработки, разработчик (или группа разработчиков) и этапы выполнения этого проекта. Используя программный комплекс, клиент оставляет заявку на выполнение услуг. Руководитель заявку отправляет в соответствующее подразделение. Подразделения же, в свою очередь, передают информацию о статусе выполнения заявки через программный комплекс. Программный комплекс обеспечивает быструю двустороннюю удаленную связь в электронной форме между клиентом и руководителем, а также между руководителем и подразделениями. В организации координацию работ по выполнению IT-проектов осуществляет руководитель и начальник сектора. Но существует ряд человеческих факторов, благодаря которым человек не может уследить за своевременным выполнением все заданий, данных подчиненным. Разработка IT-проекта состоит из нескольких этапов, каждому из которых имеется возможность дать процентную характеристику от общих затрат времени на проект. Руководитель проводит декомпозицию задачи и оценку каждого этапа
-
Комплексный подход к оценке и повышению эксплуатационной надежности дождевальной машины «Фрегат»
Краткое описаниеВ статье содержится научно-обоснованный подход к оценке и повышению надежности ДМУ «Фрегат» в условиях эксплуатации Ростовской области. Исследуемыми показателями для элементов с наиболее низким ресурсом являлись: средняя наработка на отказ, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы, параметр потока отказов, интенсивность отказов, фактический и допустимый коэффициенты готовности. Проведен анализ основных неисправностей ДМУ «Фрегат», выявлены узлы и элементы, характеризующиеся наиболее низкой надежностью, для которых построены зависимости вероятностей безотказной работы, а также установлена зависимость и разработан порядок расчета оптимальной продолжительности восстановления отказавших элементов для обеспечения допустимого коэффициента готовности. Статистические данные по основным неисправностям отказывавших элементов собирались в течение трех поливных сезонов с 2013 по 2015 гг., были исследованы отказы в результате износа элементов по 17 дождевальным машинам. В результате исследований разработан математический аппарат расчета и сравнительной оценки готовности парков дождевальных машин различных хозяйств к выполнению своих технологических функций при одинаковом и неодинаковом количестве машин. Получена зависимость по определению допустимой продолжительности восстановления элементов, использование которой позволит определить основные направления повышения надежности ДМУ «Фрегат» на этапе эксплуатации
-
Воздействие шума на организм оператора в производственных условиях
Краткое описаниеДан краткий очерк воздействия шума на организм человека в производственных условиях, в том числе воздействие шума на операторов машин и технических устройств. Общеизвестно, что любой биологический организм существует в равновесном состоянии с окружающей его средой. Однако воздействие шума, как стрессогенного фактора, выбивает организм оператора технических устройств и машин из рабочего ритма и приводит к различного рода нарушениям в состоянии здоровья: повышение артериального давления, повышение утомляемости, нарушение в работе центральной нервной системы, желудочно- кишечного тракта и т.д. Что в свою очередь приводит к возможностям аварийных ситуаций, уменьшению производительности труда и ухудшению качества выполняемых работ. Зачатую нарушения деятельности организма человека- оператора начинаются с ухудшения слуха, что приводит к дезориентации в трёхмерном пространстве и ошибкам в работе. Это связано с тем, что слуховой анализатор, как биологическая система, выполняет две функции – снабжает организм сенсорной информацией и обеспечивает самосохранение. В условиях шума эти цели вступают в противоречие: с одной стороны орган слуха должен обладать высокой разрешающей способностью к полезным сигналам, а с другой – в целях приспособления к шуму – слуховая активность и чувствительность должна снижаться. Очень большое значение имеет время воздействия шума и число лет, в течение которых оператор подвергается его воздействию. В целом показано, что борьба с шумом и предотвращение его вредного воздействия на операторов машин является важной составляющей производственного процесса в сельском хозяйстве
-
Методика измерений акустической безопасности в кабинах операторов сельскохозяйственных машин
Краткое описаниеРассмотрена методика акустических измерений с целью создания безопасной обстановки для работы операторов сельскохозяйственных машин – в первую очередь комбайнов и тракторов. Отмечено, что все подобного рода исследования основываются на государственных стандартах, которые направлены на повышение уровня комфортности работы операторов тракторов и комбайнов, на сохранение ими трудоспособности. Поэтому, есть необходимость основательного анализа существующей нормативной базы (применяемых стандартов) в сочетании с анализом математического обеспечения измерительных приборов (шумомеров). Кроме этого есть необходимость воссоздания жесткой последовательности действий оператора шумомера (алгоритма) с применением адаптированного к условиям эксперимента способа отображения информации. На предприятиях, в организациях и учреждениях обеспечивается контроль уровней шума на рабочих местах не реже одного раза в год. Согласно ГОСТ 12.4.095-80 определяются условия проведения измерений, положение контрольной точки в кабине, форма и характеристики протокола измерений, режимы работы двигателя и систем комбайна, величина выборки измерений (3 корректных замера), оценка допустимости измерений и их коррекция, оборудование, способ проверки результатов, временная характеристика измерений шумомера "медленно" и частотной коррекции