10.00.00 Филологические науки
-
Газетный текст как доминант политического газетного дискурса
Краткое описание
Анализируется политический газетный текст как элемент политического газетного дискурса, представлена структура политической газетной коммуникации, показаны отношения коммуникатора и реципиента, описаны основные параметры политического газетного текста и его аргументативной структуры
-
Краткое описание
Рассматривается вариативность сочетания коммуникативных стратегий и тактик в публичном политическом выступлении как реализаторов общей интенции в рамках фоновой стратегии самопрезентации. Обозначены методы исследования архитектоники речи. Выявлены структурно-композиционные компоненты президентского выступления. Описаны речевые стратегии и их тактические манифестации как средства эффективной самопрезентации и речевого воздействия
-
Автобиографическая проза Бориса Пастернака: проблемы авторской идентификации
Краткое описание
В статье рассматривается проблема авторской идентификации в ранней автобиографической прозе Бориса Пастернака. В своей ранней автобиографии «Охранная грамота» поэт осуществляет поиск художественного самотождества и личностной самоидентификации. В отличии от традиционного жанра автобиографии, в «Охранной грамоте» главным является вспоминающее сознание, основывающееся не на памяти реального факта, а на чувственном ощущении от него, т.е автобиографическая проза, созданная поэтом, редуцирует реальные факты биографии, заполняя пропуски эмоциями и чувствами. Эта художественная особенность вкупе с фрагментарностью повествования создает тенденцию «оспаривания биографизма». Предаваясь воспоминаниям, через поиск художественного самотождества поэт определяет и свою личностную самоиндефикацию. Поиск самого себя у Пастернака связан с обращением к «чужим» биографиям людей, сыгравших особую роль в становлении личности поэта. «Охранная грамота» - это трактат о чужой творческой гениальности. При этом сам автор оттесняет себя, занимает «нулевую позицию» по отношению к «чужим» гениям. Взаимоотношения эти имеют повторяющийся характер: автор сначала преклоняется перед чьим-нибудь гением, сближается с ним, а потом происходит разрыв, поиск собственного пути. Конечной целью самоопределения является поэзия, именно к ней направлен поиск автора через сближение с музыкой, философией, преодоление их притягательности и уход от них. Эта потребность пастернака приходить к себе и понимать себя через «чужое», «другое» является одной из фундаментальных особенностей, как его поэзии/поэтики, так и его жизни/биографии
-
Актуализация истины как базового компонента аргументативного поля
Краткое описание
В статье истина как базовый критерий аргументативного поля позиционируется с точки зрения понятия уместности, включая дискурсивный семантический ряд понятий. Показывается интегративный характер проблемы на стыке логики, психологии, лингвистики. Таким образом, на основе теоретических обобщений исследуются интерпретативные возможности компонентов категориального поля аргументации (знания, модальности, каузальности) делается вывод о том, что дискурсивный характер аргументации обусловливает актуализацию соответствующих стратегий
-
Краткое описание
Целью работы является показание проблем, с которыми сталкивается исследователь при анализе Воровского Закона. Воровской Закон рассматривается как синтез набора текстов, раскладываемых, в свою очередь, на наборы меньших текстов. Оригиналы этих текстов были написаны на разных языках, многие из них утрачены, а последующие переводы и компиляции еще больше затруднили анализ. Синтез этих текстов рассматривается через призму широкопонимаемой Каббалы, а основным принципом является эзотерический поиск «внутреннего смысла» в опоре на стереотипы и алгоритмы поведения в преступной деятельности. Ментальные пространства легальных религиозно- правовых систем при таком подходе дают референтное пространство Воровского Закона, из которого удаляются части этих ментальных пространств, противоречащие смыслу остальных частей. Кодирующими модулями Воровского Закона как антисистемы становятся не только слова, но и выражения, предложения, тексты, и даже наборы текстов, любые разноуровневые знаки при случайной и намеренной асимметрии плана выражения и плана содержания в скудных и иносказательных источниках. Анализ построен на синтезе концепций Л.Н. Гумилева, У. Эко, О.В. Лещака
-
К методологическому осмыслению риторики: формирование канона ‘reflexio’
Краткое описание
Рассматривается вариативность вариативность трактовок риторики и риторических принципов описания общения в западно-европейской традиции XVII – XVIII вв. Характеризуются британские неоклассицизм и беллетристика, эпистемология, рационализм как внешние парадигмы – reflexio – для собственно риторических концепций
-
Этноэтика речевого поведения в лингвокультурном пространстве карачаевцев и балкарцев
Краткое описание
Статья посвящена анализу этноэтики речевого поведения карачаево-балкарского народа, что предполагает исследование языковой экспликации норм общения. Особое внимание уделяется определению термина «этноэтика». Представлен анализ функционирующих в устно-речевом дискурсе в разных жизненных ситуациях культурно насыщенных языковых единиц, эксплицирующих принципы коммуникативного поведения. Отмечается, что вербально- ассоциативный уровень карачаевцев и балкарцев является выразителем их этнокультурной модели поведения, проецируемой ключевыми концептуальными компонентами лингвоэтической картины мира
-
Реальные и виртуальные тексты в процессе обучения русскому языку иностранцев в России
Краткое описание
В данной статье рассмотрены вопросы и порядок представления студентам подготовительных факультетов реальных и виртуальных текстов. На наш взгляд, на начальном и среднем этапе обучения русскому языку как иностранному, необходимо знакомить слушателей иностранцев исключительно с реальными текстами. Поскольку именно они «живые» тексты, с доступной лексикой, понятной элементарной грамматикой и с кругом актуальных для студентов тем. В реальных текстах основной вид информации – интеллектуальная, основной способ передачи – прямой. Основное воздействие передается планом содержания «что сказано». Виртуальные тексты – это тексты художественной литературы, где описываются выдуманные герои и выдуманные события, где важнейшим параметром являются эстетические эмоции, где раскрываются все выразительности особенности языка. То есть нам становится интересным не столько то, что написано, сколько то, как написано. Виртуальные тексты, на наш взгляд, должны рассматриваться обязательно не ранее продвинутого этапа, поскольку они более трудные для восприятия, и студенты уже должны обладать определенной лексической базой, а так же хорошо владеть грамматикой. Если данные тексты предложить на более раннем этапе обучения, то чтение художественного произведения может превратиться в лексико-грамматический анализ, от чего может «погибнуть» все художественное произведение
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются особенности формирования, закрепления и использования письменной речи на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Определяются составные части письма, которые предполагают орфографию, письменную речь, навыки деловой переписки и перевод. Разработаны задания, направленные на совершенствование каждой составляющей письменной компетенции студентов – нелингвистов, которые делают процесс обучения более эффективным, мотивированным, а становление иноязычной коммуникативной компетенции более результативным
-
Прецедентные тексты с иноязычным компонентом в речи студентов
Краткое описание
Статья написана в русле современных лингвокогнитивных исследований и посвящена анализу прецедентных текстов, созданных групповой языковой личностью студента высшей школы, а также интертекстуальных смыслов, которые актуализированы знаками, вводящими прецедентные тексты и демонстрирующими категории художественных ценностей групповой языковой личности студента. В качестве основных методов исследования прецедентных текстов послужили экспериментальный метод и метод семантико-когнитивного анализа. Исследование проведено на материале текстов студенческой интернет-коммуникации. В результате анализа 1) выявлены основные структурные и содержательные компоненты студенческих прецедентных текстов интернет- субдискурса; 2) представлена классификация прецедентных текстов групповой языковой личности студента, включающая в себя современные фразеологические единицы; 3) рассмотрена трансформация фразеологических единиц в интернет-дискурсе; 4) определена роль новейших заимствований в современных фразеологизмах студенческого сообщества. В результате проведенных исследований установлено, что целью трансформации студенческих фразеологизмов является выявление характерных особенностей употребления фразеологизмов в речи, обогащении студенческого субъязыка, придания ему яркости и образности. Данный вывод вписывается в общую тенденцию процессов современной контактологии