17.00.00 Искусствоведение
-
Феномен художественного стиля и его изучение в учебных курсах культурологической направленности
Краткое описаниеВ работе проведен обзор различных подходов к определению понятия « художественный стиль», рассмотрены принципиальные опорные позиции взаимодействия стилей и формирования новых стилей и направлений с акцентом на анализ сис-темы выразительных средств
-
Творчество В. Серова в критических статьях его современников
Краткое описаниеВ статье рассматриваются первые работы, посвященные творческому наследию художника, определяется специфика подходов исследователей
-
Византийский октоих как предмет изучения
Краткое описаниеДешифруя византийский ладовый октоих, автор статьи обнаруживает стилевую общность античной и кавказской музыки
-
Театр как особый тип коммуникации
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема функционирования театра в коммуникативном пространстве. Анализируются элементы, входящие в структуру коммуникативного акта, их сложность и взаимосвязанность
-
Генезис вышивки «лицевое шитьё» в древней Руси
Краткое описаниеВ статье прослеживается история происхождения вышивки «лицевое шитьё» в Древней Руси, использование произведений с вышивкой в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов. Процесс создания и художественные особенности средневекового русского художественного шитья
-
Символика орнамента в русских народных костюмах
Краткое описаниеВ статье раскрыто смысловое значение нескольких славянских знаков-символов на вышитых орнаментах русских народных костюмов и предметах бытового убранства. Прослеживается роль украшения вышивкой народного костюма в передаче ценностей и смыслов этнической культуры. Сохранение народных культурных традиций в России
-
Краткое описание
Виртуоз гравюры, Михаил Владимирович Маторин (1901-1976), сегодня незаслуженно забыт как рядовым зрителем, так и профессиональными искусствоведами. Двадцать пять лет плодотворного труда художника внесли большую лепту в развитие отечественной графики. Особое место в его творчестве занимает альбом линогравюрных эстампов «Выборг», созданный в результате пребывания художника на финляндском фронте в июне 1944 года. Выборг привлек Маторина своеобразием северного архитектурного пейзажа, суровой красотой форм. Город был пустой, его покинули финские жители. Яркие солнечные июньские дни с белыми ночами еще более подчеркивали эпическую выразительность архитектурного ансамбля города. Язык маторинских эстампов – острый, эмоциональный и четкий. Звучность штриха и ритмичность линий гармонируют с благородством тона. Эстампы были сделаны Маториным на основе фронтовых набросков. В цветных линогравюрах гравер использовал до 12 досок, добиваясь эффекта живописи. Гравюры Маторина отличает особая гармония тонов, лаконичность цвета. Настоящая статья своей целью ставит введение в научный оборот российского искусствоведения нового уникального художественного и историко- культурного материла, раскрывающего особенности творчества и жизненного пути гравера, М.В.Маторина. Автором впервые в российском искусствоведении анализируется и дается оценка альбому линогравюрных эстампов «Выборг» (1944), который является ценнейшим документальным материалом
-
Краткое описание
В статье рассматриваются различные методы и приемы актуализации научной информации в экскурсиях на искусствоведческую тематику. Стремление к информационной насыщенности характерно для современного общества. Поистине безграничен круг культурно-исторического материала, из которого черпают свои темы искусствоведческие экскурсии. Между тем если соизмерить число экскурсий со всей их хорошо продуманной структурой, экскурсии искусствоведческой направленности, несомненно, окажутся в явном меньшинстве. На полях экскурсионного сценария порой остаются вопросительные знаки, оставленные экскурсантами. Художественные объекты имеют свои критерии, свою специфику и особенности. Понять их и осмыслить на научно - теоретическом уровне - актуальная задача самих искусствоведов и критиков
-
Роль интертекста в опере «Игроки» Д. Д. Шостаковича
Краткое описаниеВ статье исследована опера Д. Д. Шостаковича «Игроки» в контексте категории интертекст. В опере развивается психологическая драма; сложная образная задача во многом решена благодаря мастерскому введению в партитуру разнообразных интертекстуальных перекличек. «Игроки» представляют собой образец речитативной оперы с интонационно напряженным, «страстным» вокальным стилем, гибкой трансформацией речитатива, зависимой от слова, содержания текста, психологической мизансцены. В партии певца встречаются и secco, и широко распетый речитатив. Слово диктует интонационное движение и интертекстуальные переклички. Обращение к методу интертекстуального анализа раскрывает диалог между оперой «Игроки» и музыкальной классикой, а также с другими произведениями Шостаковича. В качестве донорских текстов, прежде всего, выступает целый комплекс классических стилей и произведений: оперный стиль bel canto, стиль оперы-buffa, опера Д. Верди «Травиата», русская речитативная опера – А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, произведения А. П. Бородина, П. И. Чайковского, а также работы живописцев и писателей – П. А. Федотова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Интертекстуальный творческий метод позволил воплотить сложное психологическое содержание
-
Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности
Краткое описаниеВ статье исследованы основные виды музыкально- просветительской деятельности. Создана таблица ее классификации с учетом опыта мировой и российской культуры, личного просветительского опыта автора. В классификационной таблице отражены основные признаки музыкального просветительства и даны краткие комментарии каждого из видов. Показана множественность и многоаспектность видов просветительской деятельности. Просветительство классифицировано на девять классификационных видов: по форме, объему, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическому статусу, жанрам, му- зыкально-исполнительскому составу, связи с медиа-пространством. Отмечено, что основными формами являются музыкально-просветительская лекция и просветительский концерт. Главное в просветительских концертах – музыкально воспитывать людей, облагораживать эстетическим чувством, расширять их кругозор, развивать художественный вкус. Остальные формы – производные от этих главных видов. В статье сделан важный вывод: музыкальным просветительством следует считать такую форму общения музыкантов и слушателей, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкальной (шире – художественной) культуры публики