24.00.00 Культурология
-
Архетипы в религии: функции и методы исследования
Краткое описание
Введенное швейцарским психоаналитиком Карлом Г. Юнгом понятие "архетип" со временем вышло за рамки психоаналитической области, оно было представлено в контекстах философских и культурных и приобрело свой специфичный оттенок в каждом из них. Архетипы занимают ключевые позиции в культуре, будучи структурными элементами человеческой психики. Их формообразующие функции способствуют выражению архетипов на уровне мифологии и религии. Прорастая из глубин сознания извечные символы — архетипы — реализуются повсеместно и спонтанно, наиболее четко обнаруживаясь в религиозной культуре. Статья посвящена особенностям функционирования архетипов, выявлению их узловых функций. Так же в статье обозначена проблема выбора методологии исследования архетипов. Проведенное исследование позволило выявить основные функции архетипов, такие как регулятивная, интегративная, защитная и коммуникативная
-
Бальмонт — дитя достоевской эпохи
Краткое описание
Какая связь устойчивее: Бальмонт и Ницше или Бальмонт и Достоевский? Автор статьи, обнаруживая сходство мотивов детства в творчестве Бальмонта и Достоевского, показывает, что Бальмонт воспевает детство чада Божия, воспринимая его как «первослово», этимон человеческой жизни и личности, лишенной какой-либо субъективной характеристики, предстающей в своей изначальной – райской - содержательности и непосредственности. В этом именно «охраняющий гений» Достоевского стал опорой для выдающегося поэта, вера которого дала изумительно щедрые плоды в 20-х годах, когда обращение к Достоевскому стало постоянным
-
Краткое описание
Образ Другого/Чужого является лакмусовой бумажкой, по которой исследователи могут определить состояние болезни общества, его страхи и надежды в определённый период социокультурного развития. Автор данной статьи на примере имагинированного Другого/Чужого, проявившегося образах супергероев и суперзлодеев американских комиксов, доказывает взаимосвязь парадигмальных для определённых периодов истории настроений общества с конструированием вестиментарного маркера Другого/Чужого. Обратившись к двум периодам американской истории XX в., исследователь проследил эволюцию этой характеристики в нарративных образах, характерных для данных этапов, выявил основные социокультурные процессы, повлиявшие на создание подобных образов в массовой культуре и пришёл к выводу, что настроения американского общества периодов Великой депрессии и Второй Мировой войны хорошо отразились в нарративах того времени, в частности, в комиксах. Вестиментарность супергероев как образов Другого/Чужого диктуется определёнными культурными, историческими и социально-политическими идеями. В период Великой депрессии Другим становится «хороший» инопланетянин. Его Внешность (вестиментарность) обуславливается настроением и надеждами людей того периода на то, что появится герой, который сможет изменить привычный ход вещей. А Вторая Мировая война родила новый тип Другого, олицетворение всех национальных ценностей США. Другой – теперь не инопланетянин. Он из Своих, но обладающий такими же сверхъестественными способностями, направленными на справедливость в уже не только внутри американского общества, а в мире
-
Генезис вышивки «Орнаментальное шитьё» в Древней Руси
Краткое описание
В статье прослеживается история происхождения вышивки «орнаментальное шитьё» в Древней Руси, использование произведений с вышивкой в оформлении христианского культа, процесс создания и художественные особенности средневекового русского художественного шитья
-
Краткое описание
В статье рассмотрены стилистические особенности и пространственная организация купеческой усадьбы в Кубанской области. Опираясь на широкий фактологический материал, авторы показывают художественные предпочтения купечества и дворянства, нашедшие отражение в архитектуре домов исследуемого исторического периода
-
Городская художественная вышивка «Белая гладь» во Владимирской губернии XIX-XX вв
Краткое описание
В статье приводится анализ развития экономики сельского хозяйства, возможного в условиях един-ства рыночных и государственных отношений и необходимости государственной поддержки малого предпринимательства на орошаемых землях
-
Дворянство в Российской Империи XVIII-XIX вв. как параллельное культурное пространство
Краткое описание
Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии. Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России XVIII-XIX веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства. В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство, которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств
-
Девичьи головные уборы Русского Севера в народной русской культуре XVIII-XIX веков
Краткое описание
Проведено исследование о бытовании изобразительных мотивов русской народной вышивки в девичьих головных уборах Русского Севера. Определено, что головные уборы – часть русского женского костюма, наиболее ярко отражающие возрастные и социальные изменения в жизни девушки и являются маркером верхнего мира, чему соответствуют символические изображения на девичьих головных уборах – солнце, вода, богини-девы с поднятыми руками. Определено, что голова несёт на себе солярную символику, причём у изображения девы на вышивках – это чаще всего лучистый диск. На девичьих повязках изображаются пять элементов символов – это говорит о том, что девица достигла детородного возраста и может быть просватана. Пятилучевые розетки женских полуфигур с поднятыми руками указывают на девичество, связь с солнцем, верхним божеством. Семь фрагментов узора на венце указывает на переход к богиням рожаницам, то есть к продолжению рода, а также семь выступов на венцах символизируют производительный период жизни. Автором статьи в научный оборот вводится новый научный материал, касающийся девичьего головного убора Русского Севера. В статье раскрыто значение изобразительных мотивов вышивки на девичьих головных уборах Русского Севера. Девичий головной убор Русского Севера семантически представляет собой цельную космологическую систему, олицетворяет взаимосвязь и взаимослияние с Мирозданием, свидетельствует о целостности мировоззрения русского человека, способствует усилению своей мощи и защиты от тёмных сил. Смысловая структура символов многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Сама структура символа направлена на то, чтобы выразить через каждое частное явление целостный образ мира
-
Дизайн в актуальном рекламном дискурсе: социокультурные смыслы и функции
Краткое описание
Статья посвящена теоретическому освещению актуальных в системе современного гуманитарного знания понятий дизайна и рекламного дискурса. Теория дизайна и понятие рекламного дискурса рассматриваются применительно к сфере рекламной коммуникации, в отношении дизайн- технологий. Дается определение понятий "дизайн", "рекламный дискурс". Делается вывод о том, что применение теории дизайна и усвоение понятия рекламный дискурс помогают понять механизм передачи смыслов культуры через собственный образно-графический инструментарий дизайна
-
Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах
Краткое описание
В данной статье рассмотрены проблемы подходов к изучению дихотомии образов «Чужой/Другой». Рассмотрев основные моменты в понимании этого явления, автор анализирует феномен «Чужого/Другого» на примере образов супергероев/суперзлодеев, выявляет доминантные черты в структуре образов и, используя математические и статистические методы, доказывает дихотомические связи между ними. На основе проведённого исследования автором предлагается использование старых математических методов в новом поле деятельности, в конкретном случае при работе с массивом данных, включающих в себя художественные и культурные образы