24.00.00 Культурология
-
Культура как компонент социокультурной действительности
Краткое описаниеСтатья посвящена раскрытию особенностей культуры как компонента социокультурной действительности. Предложен авторский вариант определения понятия культуры. Выявлена основная социокультурная функция культуры, заключающая в участии в актуализации духовного и социального потенциалов человечества. Рассмотрены общие и частные векторы трансформации современной культуры
-
Роль национального самосознания в формировании культурной самоидентичности
Краткое описаниеСтатья посвящена рассмотрению роли национального самосознания в становлении культурной самоидентичности. Описание указанных концептов опирается на структурный и динамический аспекты, в совокупности формирующие комплексный научный подход к определению источников и факторов взаимного влияния национального и культурного в самоидентификации
-
Дизайн в актуальном рекламном дискурсе: социокультурные смыслы и функции
Краткое описаниеСтатья посвящена теоретическому освещению актуальных в системе современного гуманитарного знания понятий дизайна и рекламного дискурса. Теория дизайна и понятие рекламного дискурса рассматриваются применительно к сфере рекламной коммуникации, в отношении дизайн- технологий. Дается определение понятий "дизайн", "рекламный дискурс". Делается вывод о том, что применение теории дизайна и усвоение понятия рекламный дискурс помогают понять механизм передачи смыслов культуры через собственный образно-графический инструментарий дизайна
-
Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах
Краткое описаниеВ данной статье рассмотрены проблемы подходов к изучению дихотомии образов «Чужой/Другой». Рассмотрев основные моменты в понимании этого явления, автор анализирует феномен «Чужого/Другого» на примере образов супергероев/суперзлодеев, выявляет доминантные черты в структуре образов и, используя математические и статистические методы, доказывает дихотомические связи между ними. На основе проведённого исследования автором предлагается использование старых математических методов в новом поле деятельности, в конкретном случае при работе с массивом данных, включающих в себя художественные и культурные образы
-
Бальмонт — дитя достоевской эпохи
Краткое описаниеКакая связь устойчивее: Бальмонт и Ницше или Бальмонт и Достоевский? Автор статьи, обнаруживая сходство мотивов детства в творчестве Бальмонта и Достоевского, показывает, что Бальмонт воспевает детство чада Божия, воспринимая его как «первослово», этимон человеческой жизни и личности, лишенной какой-либо субъективной характеристики, предстающей в своей изначальной – райской - содержательности и непосредственности. В этом именно «охраняющий гений» Достоевского стал опорой для выдающегося поэта, вера которого дала изумительно щедрые плоды в 20-х годах, когда обращение к Достоевскому стало постоянным
-
Социокультурные проекты Дм. Мережковского и И. Ильина
Краткое описаниеСтатья посвящена утопическим проектам Дм. Мережковского «Третье Царство» и И. Ильина «Русская идея». Методологическую основу исследования составляет феноменологическая концепция «жизненного мира». Утопия рассматривается в качестве явления социокультурной действительности, включающего в себя характерные черты той цивилизации, на базе которой она формируется. Проекты направлены к синтезу религии и культуры через духовное возрождение человека. Выявлена специфика утопий – духовность и метафизичность, что позволило определить их как социокультурные проекты
-
Ценности искусства русской вышивки в народной культуре как социокультурный феномен
Краткое описаниеПроведено исследование русского костюма и предметов бытового убранства в народной русской культуре XVII – ХХ веков. Доказано, что народное искусство вышивки имеет глубокие художественно- ремесленные традиции и исторические корни и представляет собой особый социокультурный тип народной культуры. Украшения составляли одну из характерных черт русской одежды, свои технические приёмы вышивки, специфические орнаментальные мотивы и цветовую гамму, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы паспортом культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Определено, что декоративное украшение вышивкой костюмных комплексов, относящееся к архаике, является ценностью русской народной культуры на исторических этапах в качестве общечеловеческих ценностей. Характер и количество вышивки, даже смысловое значение орнаментальных узоров зависели от свойственной народной одежде целесообразности, от соображений экономии, возрастных и местных отличий, различных обычаев, в соответствии с которыми применялась одежда. Образы древней славянской мифологии пришли в народную вышивку и жили в ней веками не случайно. Они украшали одежду, полотенца, подзоры, имевшие важное ритуальное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов, вместе с ними от поколения к поколению шли и образы древней мифологии. Можно сделать вывод о том, что история каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали
-
Особенности кинематографичности творчества Н.В. Гоголя
Краткое описаниеМы рассмотрим особенности проявления кинематографичности в малороссийских повестях и произведения петербургского периода творчества Н.В. Гоголя. Визуальность, монтажность, чередование планов являются проявлением творческой манеры Гоголя на протяжении всей творческой жизни, но мы остановимся лишь на двух периодах его творчества
-
СМИ и новое концептуальное наполнение образа женской красоты в современной массовой культуре
Краткое описаниеВ статье осуществляется анализ трансформации концепта женской красоты в современной массовой культуре. Установлено, что под влиянием СМИ в новом образе стали преобладать черты коммерциализации женской красоты, ее репрезентации в качестве некого товара, который является предметом купли-продажи
-
Краткое описание
Статья посвящена актуальной проблеме развития прогрессивных и регрессивных тенденций российского образования. Образование рассмотрено как социокультурная система трех уровней. Раскрыто понятие ценности российского образования. Первый уровень ценности образования представляет его государственная ценность. Второй уровень ценности образования именуется общественной ценностью. Третий уровень ценности образования является личностной ценностью. Между ценностью образования и общественными ценностями существует прямая связь. Термин «высшее образование» в российской культуре имеет несколько значений. Согласно первому подходу, высшее образование представляет собой конечный результат обучения индивида. Такой подход носит название «формальный». Согласно второму подходу, высшее образование является процессом и результатом образовательного, воспитательного и духовного развития личности. Данный подход именуется «социокультурным». Воспитательный компонент системы образования является крайне важным. Однако, в современном российском образовании значимость воспитательного компонента снижается. Такая тенденция может привести к утрате традиционных форм культуры. Современный кризис российского образования вызван именно утратой духовных ценностей, традиций, идей и норм в образовательной системе. Поэтому модернизация российского образования необходима с учетом значимости его духовной составляющей