24.00.00 Культурология
-
СМИ и новое концептуальное наполнение образа женской красоты в современной массовой культуре
Краткое описание
В статье осуществляется анализ трансформации концепта женской красоты в современной массовой культуре. Установлено, что под влиянием СМИ в новом образе стали преобладать черты коммерциализации женской красоты, ее репрезентации в качестве некого товара, который является предметом купли-продажи
-
Социокультурные проекты Дм. Мережковского и И. Ильина
Краткое описание
Статья посвящена утопическим проектам Дм. Мережковского «Третье Царство» и И. Ильина «Русская идея». Методологическую основу исследования составляет феноменологическая концепция «жизненного мира». Утопия рассматривается в качестве явления социокультурной действительности, включающего в себя характерные черты той цивилизации, на базе которой она формируется. Проекты направлены к синтезу религии и культуры через духовное возрождение человека. Выявлена специфика утопий – духовность и метафизичность, что позволило определить их как социокультурные проекты
-
Строчевышивальный промысел в Ивановском крае XIX –XX веков
Краткое описание
Проведено исследование о становлении строчевышивального промысла в Ивановском крае XIX-XX в. Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки – одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. Доказано, что народное искусство строчевой вышивки имеет глубокие художественно-ремесленные традиции и исторические корни. Сюжетные мотивы орнамента, символические изображения вышивки как и на Северо-Западе России были широко распространены на территории нынешнего Ивановского края, бывших Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Определено, что люди, населявшие данную территорию являются выходцами из Новгородских земель, о чем говорят сюжетные мотивы вышивки бытовавшие в древности в данной местности. Приемы строчевой вышивки и мотивы узоров перекликаются с вышивками в этой технике с вышивками Архангельской губернии XVIII-XIX веков. Уже в конце XVIII – начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Автором в статье раскрыт вопрос об организации строчевышивального промысла после Октябрьской революции 1917 года, создании артелей как коллективных предприятий и их постоянных реорганизаций. Определено, что к середине XX в. после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. начался новый этап реорганизации промысла. Создание экспериментально-творческих мастерских, строительство новых производственных корпусов для работников фабрик на государственном уровне, создание благоприятных условий для работы. Строчевышивальный промысел почти угас с началом перестройки 1990-х годов. Можно сделать вывод о том, что история каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали
-
Сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки XVIII века Русского Севера
Краткое описание
В статье раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северо-Западного региона России. Семиотический статус русской одежды и предметов бытового убранства с декоративным украшением вышивкой с изобразительными орнаментальными мотивами как группы функционально взаимосвязанных предметов на протяжении тысячелетий продолжал оставаться очень высоким, обладая как утилитарной, так и знаковой прагматике. Несмотря на общественно- исторические процессы, смену внешней формы костюма, символика орнаментов вышивки остаётся неизменной и продолжает существовать до ХХ столетия. В связи с политическими событиями по сюжетам и изобразительным мотивам в русской народной вышивке прослеживается связь с расселением новгородцев в XV веке. Это путь от Великого Новгорода до Архангельска и путь от Великого Новгорода до Вологды, где новгородцы оседали, сохраняя свою культуру. Доказано, что прослеживается связь между зооморфными подвесками-амулетами женских украшений Х века и сюжетными вышивками с изобразительными орнаментальными мотивами Северо-Западного региона России. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов. В вышивках от поколения к поколению изображались образы древней мифологии. Наиболее распространёнными образами в русской северной вышивке были богиня Макошь, рожаницы, птицы, кони, лоси, олени, а также хищные звери, растения, изображенные в сюжетных композициях. К зооморфным мотивам относятся также изображения змеев-драконов, олицетворяющих молнию, часто встречающихся в русских народных сказках. Огненный дракон считался покровителем жилья и огня. Отношение к огню в народе было особое: его называли «батюшка ты, Царь-огонь», почитать его считалось всё равно как Бога. Одной из основных ролей в вышивке отводится технической стороне. Счетные швы в русской вышивке не только воссоздают образ, но и выражают его сущность
-
Ценности искусства русской вышивки в народной культуре как социокультурный феномен
Краткое описание
Проведено исследование русского костюма и предметов бытового убранства в народной русской культуре XVII – ХХ веков. Доказано, что народное искусство вышивки имеет глубокие художественно- ремесленные традиции и исторические корни и представляет собой особый социокультурный тип народной культуры. Украшения составляли одну из характерных черт русской одежды, свои технические приёмы вышивки, специфические орнаментальные мотивы и цветовую гамму, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы паспортом культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Определено, что декоративное украшение вышивкой костюмных комплексов, относящееся к архаике, является ценностью русской народной культуры на исторических этапах в качестве общечеловеческих ценностей. Характер и количество вышивки, даже смысловое значение орнаментальных узоров зависели от свойственной народной одежде целесообразности, от соображений экономии, возрастных и местных отличий, различных обычаев, в соответствии с которыми применялась одежда. Образы древней славянской мифологии пришли в народную вышивку и жили в ней веками не случайно. Они украшали одежду, полотенца, подзоры, имевшие важное ритуальное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов, вместе с ними от поколения к поколению шли и образы древней мифологии. Можно сделать вывод о том, что история каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали
-
Черты репортажа в пьесах Н. Коляды
Краткое описание
В статье последовательно рассматриваются черты репортажа, и подтверждается их наличие в пьесах Николая Коляды. Делается вывод о том, что использование таких черт репортажа, как документальность, активная роль личности повествователя и т.п., позволяет устранить фигуру всезнающего автора и усилить эффект присутствия. Наличие этих приемов свидетельствует об ориентации драматургии Н. Коляды на читателя
-
Шаманизм Якутии на стыке веков
Краткое описание
В статье Л.Д.Колодезниковой освещается феномен современного якутского шаманизма, возрождающегося на стыке XX-XXI вв. Якутский шаманизм является наиболее изученным на всей территории Сибири. В современной Якутии идет активный процесс возрождения шаманизма в различных формах проявления, особенно в области народной медицины и в различных формах обрядовых действий. Дана характеристика современных обществ, объединений, ассоциаций и отдельных лиц, работающих в области возрождения якутского шаманизма
-
Экзистенциальная проблема страха в творчестве М.Ю. Лермонтова как социокультурный концепт
Краткое описание
В данной статье понятие страха рассматривается как экзистенциальная категория в творчестве М.Ю. Лермонтова. Герои многих его произведений, попадая в сложные, пограничные ситуации, испытывают целую гамму чувств, которую Лермонтов подробно описывает , благодаря методу саморефлекции. Автор статьи, исследовав тему страха в произведениях Лермонтова как социокультурный концепт, показывает каждое состояние отдельно: это и страх одиночества, и боязнь предательства, и целая совокупность разных сильных эмоций, связанная с испугом, состоянием ужаса. Но главным из всех чувств, связанных с экзистенциальным страхом, является страх перед Ничто как неизбежной участью конечного человеческого «Я». В статье рассмотрены варианты преодоления страха и выхода из сложных внутренних душевных конфликтов, предложенные Лермонтовым
-
Краткое описание
В данной статье рассматривается перспектива экономического развития индустрии гостеприимства Краснодарского края по средствам организации доступной среды для путешественников с ограниченными возможностями