Ф.И.О.
Цаценко Людмила Владимировна
Ученая степень
• доктор биологических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
-
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 73 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
История популяризации научной агрономии советского периода в художественных образах
Краткое описаниеСтатья посвящена методам популяризации знаний по научной агрономии используемых в советский период. Рассмотрены такие методы визуальной передачи информации как: почтовая открытка, нагрудный знак, этикетка спичечного коробка, агитационный плакат, текстиль и фарфор, а так же мультипликационный фильм. Показано влияние данных методов на развитие сельского хозяйства. Одновременно с этим и обратный процесс – влияние прогресса и достижений сельского хозяйства на искусство того времени. Каждый метод является уникальным и в статье описаны сферы действия и влияние каждого из них на общество того времени. Собрана обширная база по каждому рассмотренному методу и проведен анализ изображений с точки зрения истории агрономии и технологий, используемых в сельском хозяйстве, а так же использовании их в популяризации этой отрасли. Отмечена польза применения таких методов передачи информации в нынешнее время, как для решения такой актуальной проблемы – повышения престижа сельского хозяйства, так и в образовательном процессе специалистов этой отрасли. Материалы, описанные в статье, рекомендуются для внедрения в курс «История и методология научной агрономии». Показано, что данные ресурсы могут содержать в себе большое количество полезной и даже уникальной информации, что делает их объектом для сбора, детального изучения и структурирования в базы данных
-
Мультфильм «Чудесница», как ресурс информации по истории агрономии советского периода
Краткое описаниеВ статье рассмотрены способы представления, популяризации и пропаганды научных достижений агрономии в советский период. Данная тема представляет интерес не только как пример методов для просвещения молодежи о достижениях сельского хозяйства в настоящее время, но также служит ценным источником знаний по истории агрономии. В данной статье рассмотрено использование такого способа передачи информации как мультфильм. Наряду с такими формами изобразительного искусства как: плакат, текстиль, почтовые марки и лаковая миниатюра, мультфильм является примером визуализации данных. На фоне легкого и, иногда, шутливого повествования до зрителя доносится необходимая информация. После просмотра мультипликационного фильма, человек, прежде не знакомый с данным вопросом, уже имеет о нем общее представление. Специалист же, обратив внимание на детали, способен увидеть и выделить нужную для себя информацию, такую как – история и особенности возделывания культуры. В данной статье в качестве примера рассмотрен советский мультфильм «Чудесница». В нем повествуется о появлении кукурузы в нашей стране и причинах ее резко возросшей популярности. Рассматриваются и раскрываются сцены мультфильма, несущие информацию непосредственно по истории и технологиям сельского хозяйства, а так же о сопутствующей промышленности. Отмечена эффективность такого метода передачи информации людям всех возрастов и профессий, а так же многозадачность его использования в образовательной программе специалистов
-
Визуальное фенотипирование в селекции растений
Краткое описаниеСтатья посвящена визуальному анализу и его применению в селекционном процессе. Рассмотрены новые возможности применения визуального отображения информации в исследовательском процессе. Приведены примеры использования визуального фенотипирования в селекции, оценены его преимущества и недостатки в этой области. В частности описан алгоритм программы LHDetect для оценки опушения листовых пластин пшеницы, основанный на анализе цифровых изображений сгиба листа. Так же рассмотрена платформа Phenotiki, использующая цифровые снимки профиля растений для визуального фенотипирования с целью оценки роста растений. На основе анализа множества исследований было отмечено, что применение визуального анализа для одних целей крайне эффективно, а для других, напротив, непригодно. Освещены наиболее актуальные проблемы правильного представления и конвертации информации. Показаны различные причины потери и искажения данных, а так же возможные пути решения этих проблем. Рассмотрено применение АСК-анализа в селекционном процессе. В качестве примера описаны работы по оценке полиморфизма сортогрупп винограда. Представлены, найденные авторами этих работ, интересные решения и пути для минимизации искажения и потерь информации в процессе ее преобразования. Раскрыто понятие «компьютерной биологии» и описаны принципиальные отличия от других направлений. Определены задачи, проблемы, возможные области исследований, а так же перспективные направления развития компьютерной биологии
-
«Редкие тыквенные» в марках– история растений, распространение, иконография
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы редких тыквенных культур, представленные в марках различных стран. В данной работе в качестве анализируемого материала выступают почтовые марки, в которых представлены редкие тыквенные культуры. Марки являются отражением экономики страны, в них изображаются агрокультуры и элементы технологий сельскохозяйственного производства. Семейство тыквенных насчитывает большое количество видов, которые сильно отличаются друг от друга по форме плодов, по назначению, происхождению. В задачу нашего исследование входило провести визуальный анализ редких тыквенных культур, которые используются в мире, отразить успехи исследований по интродукции и достижения селекционных работ. В работе приведен анализ по нескольким культурам: момордики (Momordica charantia L.), кивано (Kiwano), рогатая дыня, антильский огурец, (Cucumis metuliferus); Акантосициос нодена (Acanthosicyos naudinianus); момордика бальзамическая (Momordica Balsamina); Кокциния (Coccinia sessifolia L.); Люффа цилиндрическая (Luffa cylindrica L.); Лагенария (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.); огурец змеиный (Trichosanthes anguina L.); антильский огурец, ангурия (Cucumis anguria L.); огурец африканский (Cucumis africanus Lindl); тыква восковая (Benincasa hispida (Thunb.) Cogn.); чайот или мексиканский огурец (Sechium edule Swartz). Анализ иконографии образов редких тыквенных культур в марках разных стран позволил увидеть историю введения в культуру дикорастущих тыквенных из состава местной или иноземной флоры
-
Художественная репрезентация как образовательная технология по курсу «история агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматривается образовательная технология на основе репрезентации художественных образов. Фрагменты литературных произведений могут служить иллюстрацией к формируемым у обучающихся представления, об изучаемых явлениях, и применяться как исследовательская задача при изучении курса «История агрономии». Отрывки из художественных произведений писателей разных периодов составляют базу художественных образов сельскохозяйственных растений. В курсе «История научной агрономии» по теме история интродукции растений в сельскохозяйственное производство разработаны задания с описанием тех или иных растений, взятых из литературного произведения. В работе даны примеры по растениям: крапива, клевер, табак, пшеница, растения будущего. В работе рассмотрены следующие вопросы: история интродукции сельскохозяйственных растений, технология использования, технология возделывания, история распространения. Вследствие репрезентации художественных литературных произведений как образовательной технологии по курсу «История агрономии» основными элементами в этой области являются восприятие, реагирование, усвоение, организация и формирование ценностно-ориентационной системы на практическую деятельность. Использование художественных произведений позволяет развивать следующие функции образовательного процесса: развивающую (способствует поиску и анализу художественных отрывков с описанием истории растений), мотивационную (поощряет вести активный поиск), учит популяризировать основы научной агрономии посредством художественного слова, учит наблюдательности, развивает продуктивную поисково-познавательную деятельность студентов
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований
-
Фасциация в природе и эксперименте
Краткое описаниеРассмотрено явление фасциации на примере высших растений. Показано влияние фасциации на различные признаками у растений. Приведены многочисленные примеры различных групп растений с фасциированными органами. Показано, что явление фасциации чаще встречается у культурных растений, чем у дикорастущих – редко. В большинстве случаев фасциация рассматривается как исключительное явление. Ряд авторов разделяют фасциации на наследуемые и ненаследуемые. Первые вызываются внутренними причинами. Вторые – действием внешних факторов, таких как повреждения насекомыми, увечья, условия погоды. Установлен ряд закономерностей: чаще фасциируют органы размножения растения; фасциируют преимущественно южные растения, теплолюбивые формы более склонны к фасциированию. Приведены фотообразы различных культур с фасциированными частями. Обсуждается введение термина ”connаtions”, как морфологической аномалии. Фасциацию можно рассматривать как маркерный признак по причине связи этого явления с нарушением экологической обстановки. Растения с морфозами, в т.ч. и с фасциацией отдельных органов, могут выступать как индикаторы загрязнения природной среды. Изучение явления фасциации у высших растений можно рассматривать как метод селекции на крупноплодность. С другой стороны, установить адаптационные способности вновь создаваемых генотипов. Таким образом, явление фасциации затрагивает многие области науки. C одной стороны, оно является доказательством нарушений, вызванных экологическими факторами среды. С другой стороны, оно выступает наследственными причинами, а также может выступать как модель для изучения процессов морфогенеза
-
«Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения кукурузы на примере произведений живописи, керамики, почтовых открыток, советского агитационного плаката и фарфора, марок. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации. В работе использован метод скетчей, как основа иконографии образов растений. Анализ изображений растений кукурузы, собранный в библиотеке образов - иконография, позволил получить информацию об истории и скорости распространения ее в Европе, выделить видовые особенности, технологию возделывания и использования в России, аномалии развития, историю генетических исследований. В работе показаны на примерах картин великих художников видовое разнообразие растений кукурузы на основе анализа початка, явление ксенийности, затронуты вопросы мобильных генетических элементов. Отмечены особенности возделывания кукурузы в России, показана популяризация злака в произведениях искусства. Главная идея базы образов – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала, по сути нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье рассматривается влияние дополнительного колоска у сорта Безостая 1 на реализацию продуктивности у изучаемых растений. Прослежена частота появления многоколосковых колосьев, а также изучено влияние этого явления на продуктивность и основные количественные характеристики изучаемых растений. Показано отличие структуры продуктивности аномальных и нормальных колосьев. Опыт однофакторный вегетационный, заложен в трех повторностях, время проведения - 2013 ‒ 2015 годы. В результате проведенного исследования В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее частым было появление 1-4 дополнительных колосков в колосе. Некоторые количественные признаки имели незначительное отклонение, в их число входят количество уступов на колосовом стержне, длина колоса и высота растения. В значительной мере увеличились значения таких признаков как количество зерен в колосе, количество колосков в колосе, число зерен на уступ, вес колоса и вес зерен с колоса. Достоверно снизилась масса 1000 зерен. Выявлено, что локализовались дополнительные колоски в большей степени в средней, наиболее продуктивной части колоса. В итоге изменения затронули не только количественные характеристики, связанные с продуктивностью колоса, но и его архитектонику в целом
-
Образы горшечных растений в произведениях живописи как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход − метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания