10.00.00 Филологические науки
-
«Слово года» как дискурсивная формула в английском и русском языках в условиях современных реалий
Краткое описаниеВ статье подвергается компаративистскому анализу реалия современного глобального общества – «Слово года», анализируется возможная принадлежность слов к дискурсивным формулам. В условиях глобального развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни всего мирового общества думается, что идея выбора слова года является приоритетной в дальнейшем развитии основных аспектов лингвокультурологической науки и филологии в целом. В нашей стране и за рубежом при выявлении самых важных слов участвуют эксперты, литературоведы и обычные граждане, которые высказывают своё мнение на первом этапе конкурса. Важна частота употребления слова, его ёмкость, чёткость; определены временные рамки, слово может быть неологизмом только отчасти – оно должно быть в употреблении не менее 12 месяцев. Выбор слова года в разных странах четко формулирует и акцентирует основные понятия в зависимости от событий жизни на дифференцированных уровнях. В анализируемых странах слова отчасти совпадают, но и разнятся, что говорит о том, что при наличии разных условий – социально-культурных, политических, экономических – мышление и менталитет в общем совпадают. В заключении сделан вывод о том, что ключевые слова, прошедшие отбор «Слова года», могут считаться дискурсивными формулами в разных видах дискурса и во многих странах
-
Краткое описание
В статье осмысляется духовно-эстетическая позиция А.С. Пушкина через диалог главных героев трагедии «Пир во время чумы». Осмысляются вопросы контекстуального выражения противоположных нравственных идеологий
-
Краткое описание
В статье рассматривается типология образов человека, оторвавшегося от родного дома в творчестве В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина. Анализ образов главных героев позволяет выделить единую концепцию маргинальной личности в творчестве крупнейших прозаиков деревенской прозы 1960 – 80-х годов.
-
«Горе от ума» А. С. Грибоедова: пути преодоления риторического слова
Краткое описаниеВ статье исследуется новаторский характер комедии Грибоедова с позиции преодоления традиции риторического культуры «готового слова». В центре внимания – синтез жанров, осуществляемый в комедии с участием пародийно-травестирующей стихии водевиля, стоящего вне жанровых оппозиций традиционных поэтик
-
«Вещь в себе» или менталистский подход к вербализации психических процессов в английском дискурсе
Краткое описаниеСтатья посвящена рассмотрению специфики вербализации психических процессов в современном английском дискурсе. Учитывая сложность объекта исследования, в качестве принципиального подхода видится менталистский или когнитивный, позволяющий рассматривать динамическую характеристику психики и как объект и как инструмент исследования
-
«Анна Гром и ее призрак» М. Рыбаковой: синтез эпистолярного романа и романа-мифа
Краткое описаниеВ статье рассматривается процесс синтеза разнородных жанров как характерная особенность жанрообразующих процессов постмодернистской литературы на примере эпистолярного романа- мифа М. Рыбаковой. Созданная в результате взаимопроникновения жанров художественная модальность отличается стилевой разнородностью, многоуровневой композицией и расширенным хронотопом
-
Языковые средства создания идиостиля
Краткое описаниеРассматривается идиостиль как система содержательных и формальных лингвистических характеристик. Обозначены подходы к изучению идиостиля. Выделены актуализированные средства текстообразования, реализованные в конкретном речевом произведении (маркеры), которые своей необычностью привлекают внимание читателя и исследователя. Описаны приёмы и конструкции синтаксиса постмодернистского дискурса
-
Языковые средства выражения знания в лекционной речи М. М. Бахтина
Краткое описаниеСтатья посвящена характеристике лингвистических средств выражения научного знания как предмета научно-учебной речи. Предложено описание языковых средств репрезентации знания (в единстве его компонентов: онтологического, аксиологического, методологического) в лекционной речи М. М. Бахтина
-
Языковой концепт как основная форма выражения социокультурного бытия этноса
Краткое описаниеВ данной статье затрагивается проблема исследования национального языка и культуры через изучение лингвоконцепта. Рассматривая его, мы проникаем не только в суть и внутренние характеристики этнической языковой среды, но и получаем представления о характере и специфических особенностях культуры этноса в народном сознании, о национальном менталитете и основополагающих смыслах культурно-исторического бытия. Лингвоконцепты дают полное представление о характере языковой среды того или иного этноса, а, следовательно, о его культурно-исторической сущности, менталитете и основных архетипах сознания, о тех формах социокультурного бытия, которые возникли в процессе исторического существования. Общеизвестно, что изначально концепт содержит в себе важную информацию не только о структуре языка и об основных языковых формах, но и о культуре народа, различных сторонах жизни этноса, разнообразных аспектах социального, которые включают в себя способы общественного и государственного устройства, религиозную и духовную сферу жизни этноса, экономическую и политическую сферы, основные культурные коды, возникшие в рамках определенной цивилизационной общности. При этом лучшим способом вычленения смыслов, накопленных культурой, из структуры языковой среды и является сравнительный анализ концептуальных форм в существующих национальных языках, в них и находят свои проявления основные характеристики этнического бытия
-
Краткое описание
Предметом концептуальных наблюдений в данной статье являются лексемы «мужество», «храбрость», «героизм» в военной песне 1941-1945гг. Обращение к героической тематике с целью выявления концептуализированного содержания героического компонента картины мира продиктовано тем, что герои военных песен воплощают собой систему ценностей данного сообщества, его идеалы, предпочтения и ожидания