10.00.00 Филологические науки
-
К методологическому осмыслению риторики: формирование канона ‘reflexio’
Краткое описаниеРассматривается вариативность вариативность трактовок риторики и риторических принципов описания общения в западно-европейской традиции XVII – XVIII вв. Характеризуются британские неоклассицизм и беллетристика, эпистемология, рационализм как внешние парадигмы – reflexio – для собственно риторических концепций
-
К проблеме разработки методики динамического исследования сложных лексических систем
Краткое описаниеВ статье предлагается разработанная автором методика динамического (синхрон-но-диахронического) исследования сложных лексических систем – этимологических гнезд и генетических парадигм русской лексики. Результаты такого исследования мо-гут быть представлены в виде диахронического словообразовательного словаря этимо-логического гнезда, фрагмент которого дается в конце статьи.
-
Картина мира и ее отражение в культурно-языковой среде
Краткое описаниеДанная статья посвящена исследованию картины мира, которая является многоуровневым и многогранным явлением, свойственным любой человеческой общности. В ней рассматриваются самые разнообразные аспекты и компоненты, которые отражают различные сферы человеческого бытия: культура и социальная организация, комплекс подсознательных образов и представлений, и, конечно же, язык как некий связующий элемент всей данной структуры
-
Категории эмоциональности и оценочности в молодежном социолекте
Краткое описаниеЦелью данной статьи является разграничение категории оценочности и категории эмоциональности, что соответствует лингвистическим трендам в рамках современной антропоморфной парадигмы. В статье впервые рассматривается проблема существования эмотивной лексики в молодежном социолекте Германии. Автором предложена классификация эмоций молодежного социолекта на основании проведенного анализа молодежных лексем, служащих для их обозначения. Собранные автором из различных лексикографических источников многочисленные примеры иллюстрируют такие эмоциональные состояния молодых людей, как радость, страх, гнев, удивление, разочарование, отвращение
-
Когнитивная структура копулярной глагольной синтаксемы
Краткое описаниеВ статье рассматривается когнитивная структура глаголов, выполняющих связочную функцию. Она представлена обязательным соединением релятивного и понятийного концептуального содержания. Основным процессом формирования копулярности является десемантизация, которая на когнитивном уровне проявляется в замещении конкретного понятийного концептуального наполнения концептом бытийности. Эта когнитивная процедура влечет за собой деактуализацию лексической семантики глагола в определенных синтаксических моделях и в определенных дискурсивных ситуациях
-
Когнитивно-синтаксический статус категории меры и степени
Краткое описаниеВ статье рассматривается внутренняя структура и связь категории меры и степени с другими когнитивными категориями, а также анализируются изофункциональные репрезентации конструкций со значением меры и степени, позволяющие выявить когнитивно-синтаксическую природу исследуемой каатегории
-
Коммуникативные стратегии педагогического дискурса: обзор работ
Краткое описаниеАнтропоцентрическая направленность современной лингвистики определяет центральное место человека и его речевых действий в научных исследованиях. Для учителя же речь является основным инструментом, способствующим эффективности общения, его гармонизации. Поэтому так важно в процессе педагогической коммуникации выбрать коммуникативную стратегию, которая позволит быстрее и плодотворнее достичь поставленных целей. В статье рассмотрен ряд определений коммуникативной стратегии (О.С. Иссерс, И.Н. Борисовой, Ю.В. Сорокиной, Ю.Ю. Поспеловой, О.В. Филипповой), в основе которых лежит признак целеполагания. Под коммуникативной стратегией будет пониматься комплекс речевых действий, направленный на реализацию определенной коммуникативной цели. Несмотря на то, что для педагогической коммуникации характерен определенный (хотя и достаточно обширный) круг целей, единой точки зрения относительно перечня стратегий учебно- педагогического дискурса в научной литературе на данный момент нет. Среди наиболее авторитетных, цитируемых можно выделить теории В.И. Карасика (объясняющая, оценивающая, содействующая, организующая и контролирующая стратегии), Н.А. Антоновой (императивная, информативная и коммуникативно-регулирующая стратегии), М.А. Присяжной (информативная, регулятивная и контактоустанавливающая стратегии), М.Ю. Олешкова (информационно- аргументирующая, манипулятивно- консолидирующая, экспрессивно-апеллятивная и контрольно-оценочная стратегии). В статье рассматриваются цели, функции педагогического общения, обусловливающие использования данных стратегий, а также особенности их реализации
-
Коммуникационный аспект интеграции для развивающихся социально-экономических систем
Краткое описаниеРассмотрены различные подходы к определению коммуникации. Коммуникационный процесс определяется как деятельность субъектов рынка, направленная на гармонизацию интересов, мотиваций и ресурсов в едином коммуникационном поле
-
Константы художественного мира в повестях Р. Сенчина
Краткое описаниеСтатья посвящена изучению художественного мира Р. Сенчина на материале трех повестей («Минус», «Нубук», «Вперед и вверх на севших батарейках»), представляющих творчество одного из самых значимых сторонников «нового русского реализма»
-
Концепт «understatement»: когнитивно-ассоциативный анализ
Краткое описаниеВ статье концепт «Understatement» рассматривается с точки зрения ассоциативного подхода. При этом автор анализирует ассоциативные связи слова Understatement, что позволяет выявить специфическую внутреннюю структуру значения, глубинную модель связей и отношений, лежащую в основе когнитивной картины мира носителей языка. Посредством картирования соответствующих лексических групп, сопоставления ценностных суждений, вытекающих из стереотипов поведения, устойчивых выражений подчеркивается этнокультурная специфика представления концепта Understatement в английском языке. В процессе анализа концептосферы Understatement отмечается репрезентативность и релевантность данного концепта, раскрывающего важнейшие черты англосаксогского этноса, а также его связь с некоторыми важными ментальными и языковыми категориями