19.00.00 Психологические науки
-
Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ данной статье представлено эмпирическое исследование гендерной идентичности мужчин и женщин, отраженной в автобиографических текстах. Личность рассматривается автором через взаимодействие в различных бытийных пространствах. Это взаимодействие происходит под влиянием значимых людей. Самоотношение и отношения с окружающим миром отражаются в автобиографических воспоминаниях человека. Автобиография рассматривается в данной статье как один из механизмов становления идентичности личности. Гендерная идентичность рассматривается через содержание воспоминаний об отношениях с родителями, представителями противоположного пола и другими персонажами автобиографии. В статье рассмотрены такие направления гендерной идентичности как отношения с родителями и их образ в воспоминаниях, отношения с противоположным полом и отношение к себе как представителю определенного пола. Описываются и анализируются критерии оценки текстов, связанные с гендерной идентичностью: частота встречаемости персонажа в тексте автобиографии, широта и сложность описания персонажа, роль персонажа в описываемых событиях, характер отношений автора биографии с другими персонажами. На основе интерпретации результатов, выделены структурно-содержательные особенности автобиографических текстов мужчин и женщин; проанализированы особенности отношений респондентов с представителями разных полов; описаны возможные механизмы становления гендерной идентичности мужчин и женщин. Автором выявлен ряд особенностей, отражающих механизмы гендерной идентичности личности
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье с опорой на труды отечественных ученых описаны и обоснованы направления развития психологического обеспечения военно-профессиональной направленности военнослужащих. Определено понятие профессиональной направленности военнослужащего, как обобщенной оценке способностей специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой и ранее исполнявшимся должностям. Определены факторы оказывающие воздействие на уровень развития профессиональной направленности военнослужащих. Авторы показывают, что традиционная структура военно-педагогического процесса не удовлетворяет современным требованиям организации военно-педагогической работы, так как не затрагивает вопросы решения личностных проблем. В статье показано и обоснованно, что при включении в традиционную структуру военно-педагогического процесса психолого-педагогической помощи, способствует активизации внутреннего потенциала специалиста на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Психолого-педагогическая помощь рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов, вызывающих проблемы их жизнедеятельности, что не маловажно на современном этапе развития профессиональной направленности военнослужащих
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье анализируются проблемы межличностных отношений соматически ослабленных детей младшего школьного возраста со сверстниками, относящихся к категории часто болеющих. Автор, на основании теоретического анализа литературы, приводит определение понятий: «соматически ослабленные дети», «часто болеющие дети», «межличностные отношения». В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение: во-первых, референтометрический статус в классном коллективе часто болеющих детей младшего школьного возраста. Во-вторых, являются ли часто болеющие дети «референтным ядром группы», т.е. учащимися, чья оценка и мнение важны для других сверстников. В-третьих, выявлялись условия, способствующие вхождению младшего школьника в референтную группу. Автором были выделены следующие факторы, которые могут оказывать влияние на референтометрический статус: школьная успеваемость, самооценка, уровень школьной мотивации, уровень общей школьной тревожности. Автор делает вывод об особенностях референтометрического статуса часто болеющих детей младшего школьного возраста в классном коллективе. На основании полученных данных формирующего эксперимента, автором выделяются условия, которые способствуют возникновению позитивных межличностных отношений в учебных группах по отношению к часто болеющим детям
-
Мотивационный компонент отношения к кредитам лиц разного возраста
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье дается психологический анализ кредитной активности как процесса социального обмена между кредитором и заемщиком. В результате кредитования как обмена заемщик получает доступ к ресурсным объектам и ресурсным отношениям. Одной из ситуаций кредитования является ситуация персонального дефолта заемщика. В статье анализируется понятие «персональный дефолт», предлагается его рабочее психологическое определение. Обоснована его связь с другими понятиями (трудная жизненная ситуация, экономический стресс, кризис занятости и др.). С помощью опросника отношения к кредитам, изучен мотивационный компонент отношения к кредитам. В исследовании выявлены различия в мотивации и целях кредитования потенциальных и реальных заемщиков молодого и зрелого возраста. Выявлено, что для молодежи типичными мотивами взятия кредита являются кредитный ригоризм и альтруизм. У лиц зрелого возраста выражен мотив отказа от альтруистического поведения. Изучены связи между мотивами кредитования. Обнаружены отрицательные связи между мотивом альтруизма и инвестиционного, целевого использования заемных средств, а также между страхом перед кредитованием и гедонизмом, мечтательностью и конформностью в кредитовании. Выявлены достоверные различия в целях кредитования у респондентов молодого и зрелого возраста. Для покупки предметов роскоши (телефона, мебели, ПК, телевизора, бытовой техники) кредит чаще брали лица от 18 до 25 лет. Для заемщиков от 35 до 45 лет характерно кредитование для приобретения недвижимости, для инвестирования в бизнес, на неотложные нужды - на оплату медицинских услуг, на ремонт квартиры, для погашения долга по кредиту
-
Оценка эффективности оказания помощи больным, перенесшим стресс во время наводнения в городе Крымске
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье показано, что оценка эффективности лечения и реабилитации больных с посттравматическими стрессорными расстройствами наиболее информативна по регуляторно- адаптивному статусу
-
Анализ неосознанных паттернов поведения приемных матерей в фостерных семьях
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье говорится о неосознанных паттернах поведения приемной матери в замещающих семьях. Рассматриваются неосознанные установки матери, вызывающие определенные копинг- стратегии и ведущие механизмы психологических защит приемных матерей, влияющие на успешность семейной социализации приемных детей. Описывается конфликтность образа-Я матери приемного ребенка, а также противоречия, вызванные несовместимостью требований общества к приемной матери быть Идеальной Матерью, собственной модели Хорошей Матери и мнением социума о Приемной Матери как изначально Плохой. Анализируются требования общества по отношению к матери, в том числе приемной, образ матери в славянской культуре, бессознательное создание женщиной образов хорошей и плохой матери на основе архетипа Матери, которые ведут к неосознанному стремлению сохранения целостности личности за счет включения механизмов психологических защит. Рассматриваются различные стили взаимодействия, а также психологические типы матерей, которые служат основой формирования неврозов. Описывается эмпирическое исследование самооценки женщин, как матери при помощи модифицированной методики С. Будасси; способ поведения в напряженных ситуациях – с помощью проективной методики «Человек под дождем»; механизмы психологических защит – методикой Р. Плутчика «Диагностика типологий психологической защиты». Описываются результаты методик группы женщин с проблемными самооценками себя как матери в ситуации эмоциональной стабильности и их особенности реагирования в стрессовых ситуациях. Автор анализирует ведущие механизмы психологической защиты приемных матерей, их возможные реакции в процессе воспитания приемных детей. В статье предложена типология поведенческих реакций матерей, вызванных имеющимися у них психологическими особенностями
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСовременная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия. Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность, ее бытие и со-бытие, а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности, а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети. Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности, обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей, тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д.А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия, которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети. Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта виртуального пространства бытия и события с Другими
-
Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье раскрывается значение психологических особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте
-
Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель – ребенок – электронный гаджет», касающийся изучения личностных особенностей детей, различающихся дифференциацией в использовании гаджетов, относящиеся к социально- личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания. Авторами выделено содержание терминов, используемых в исследовании особенностей развития социально-личностных качеств у детей. Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Использование ребенком электронных гаджетов», экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка», наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете», экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка». В исследовании приняли участие 78 детей шести–семи лет, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края. Выявлены три группы родителей, различающихся нормированием использования ребенком гаджета: «Можно любой гаджет» (42%), «Можно один гаджет» (46%), «Не разрешены гаджеты» (13%). В статье приведен анализ данных эмпирического исследования трех групп дошкольников в зависимости от уровня нормирования родителями использования детьми гаджетов. В заключении авторами описаны выявленные личностные особенности детей, различающиеся использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания
-
Связь осознания учебной компетентности и учебной активности старшего школьника
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье приведены результаты исследований учебной компетентности старших школьников, выделены уровни осознания старшими школьниками профиля обучения в школе и выбора будущей профессии, связанные с учебной активностью старших школьников