
Ф.И.О.
Хотина Юлия Васильевна
Ученая степень
• кандидат исторических наук
Ученое звание
доцент
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный технологический университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 10 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы, связанные с анализом проблем историко-культурного наследия Гражданской войны, а именно, ролью войны в становлении архитектурно-скульптурной символики г. Краснодара. Указывается, что историко-культурное наследие, грамотно сохраняемое и правильно преподносимое подрастающему поколению, выступает как необходимое средство регуляции и интеграции современного Российского общества. Отмечается, что памятники Гражданской войне и ее участникам, являются ценным научным материалом для наиболее полного изучения проблемы историко-культурного наследия. Говориться о том, что после войны в СССР сооружается большое количество памятников и монументов, ставших неотъемлемой составной частью облика многих городов нашей страны. Было установлено несколько десятков бюстов, надгробий и обелисков погибшим в годы войны военным и мирным жителям. Краснодар, переживший страшную братоубийственную войну, где основным элементом выступало казачество, не стал исключением. Мемориальные памятники и обелиски человеческой трагедии становятся важной составной частью жизни, как Кубанской столицы, так и всего Краснодарского края в целом. Именно они позволяют сохранять яркую память о трагедии Гражданской войны. Подчеркивается, что именно сегодня проявляется и значительная роль памятников Гражданской войне в воспитании молодого подрастающего поколения. Делается вывод о том, что архитектурно-скульптурная символика Гражданской войны, представленная в Краснодаре многогранна и разнообразна. На сегодняшний день она является одним из важнейших элементов патриотического воспитания и сохранения исторической памяти о страшной братоубийственной войне. Получившая широкое распространение уже после окончания войны и установления советской власти, архитектурно- скульптурная символика осуществляла и осуществляет живую связь прошлого с настоящим и будущим, способствует сохранению чувства патриотизма и сопричастности к человеческой трагедии нашего прошлого
-
Краткое описание
В статье рассмотрены виды и формы деятельности поискового движения Краснодарского края в формировании, сохранении и воссоздании историко-культурного наследия периода Великой Отечественной войны. Поисковое движение России - уникальное социокультурное явление. В Краснодарском крае данное движение зародилось в 80-х годах. Сегодня это 16 специализированных общественных поисковых организаций. Кубанскими поисковиками найдены останки более 10 000 советских воинов, установлены имена 220 из них, проведено более 700 экспедиций. К основным видам деятельности поисковых организаций Кубани в направлении историко-культурного наследия периода Великой отечественной войны относятся: проведение полевых поисковых работ; установление имен погибших, найденных в ходе проведения поисковых работ и поиск их родственников; перезахоронение останков воинов; содействие в ликвидации взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны; патриотическое воспитание; военно-историческая реконструкция; популяризация воинской истории региона. Основная цель поисковых организаций - является воссоздание и увековечение памяти погибших при защите Отечества. Через формы деятельности, практикуемые поисковыми организациями Краснодарского края, формируется ценностное отношение к историческому прошлому, осуществляется патриотическое воспитание, готовность к вооруженной защите Родины
-
Краткое описание
В статье рассмотрено становление адыгского краеведения, как фактора интеграции региона в советское геополитическое пространство в 1920-е гг. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)». Становление советского национального краеведения благодаря адыгской интеллигенции начался в 20-е гг. ХХ в Активное участие интеллигенции в краеведческом движении было вызвано и тревогой за судьбу культурно-исторического наследия и культуры в целом, и изменениями в условиях труда и быта. Повсеместно возникали разные по формам и масштабам краеведческие организации, которые ставили перед собой единые задачи: всесторонне изучить родной край, распространять знания об Отечестве в народе. Изучение края было неразрывно связано с выявлением, собиранием, учетом, охраной и использованием всех разнообразных памятников истории и культуры. "Золотой век" национального краеведения пришелся на первое послереволюционное десятилетие. В этот период усилиями национальной интеллигенции, объединенной как в рамках краеведческих организаций, так и ведущих самостоятельную исследовательскую деятельность, была проделана большая организационная, исследовательская работа послужившая основой дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Происходило интенсивное накопление источников, появлялись работы, посвященные различным сюжетам национальной истории, предпринимались попытки написания обобщающих трудов, устанавливалось сотрудничество с региональными и центральными краеведческими и научными организациями
-
Культурные веяния России в послереволюционный период
Краткое описание
Статья посвящена изучению художественная жизнь страны в послереволюционный период, которая характеризовалась активной творческой деятельностью, многообразием и в какой-то степени противоречивостью в культуре. Подчеркивается, что переворот, произошедший в 1917 году, послужил толчком как развитию отдельных направлений в искусстве, так и культурной сферы в целом. Делается вывод о том, что основной характерной чертой искусства как компонента культуры революционной страны было поддержание идей большевиков и пропаганда новой власти, а также подчинение новому правительству каждой из сфер культурной деятельности России. Акцентируется внимание на том, что развитие искусства и культуры в столь сложные и напряженные послереволюционные годы в стране не только не остановилось, но и даже продолжило свой подъем. Большевики понимали специфическую роль искусства, которая проявляется в том, что оно выступает средством социально-психологического воздействия. Ведь искусство предоставляет человеку возможность по-своему пережить жизнь тех, кто делал историю или творит настоящее. Поэтому о многом именно через искусство человеку становится ясней и доступней смысл политических, классовых и экономических отношений. Культура страны после судьбоносного Октября своеобразно отразила изменения, произошедшие в стране и само время, наполненное множеством событий. Каждый из видов искусства по-своему передает дух той эпохи, атмосферу, царствующую в послереволюционном обществе. В статье говорится о том, что советская культура все активнее наполнялась пролетарским, интернационалистским, социалистическим содержанием. Поэтому столь характерным для того времени было стремление к проникновению искусства в повседневную жизнь людей
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы связанные с участием национальной адыгской интеллигенции в функционировании агитационно-пропагандистских структур советской власти на территории Кубано-Черноморской области в 20-е гг.XX в..Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. - Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)»
-
Памятники Февральской и Октябрьской революции на территории России
Краткое описание
Статья посвящена изучению памятников революций 1917 года в России. Подчеркивается, что с исторической точки зрения, практически все памятники представляют собой воплощение потерь и страданий человечества в различных вооружённых конфликтах. Особенно это актуально для революций 1917 года, которые изменили всю новейшую историю страны, и даже спустя 100 лет вызывают особый интерес, как в международной научной среде, так и у простого населения. Указывается, что после окончательного установления и утверждения советской власти, новое правительство осознало, что нужно создать некую основу, а именно, свою политическую символику, которая будет фундаментом для образования имиджа новой власти. Важнейшей составляющей этого процесса явилось стремление власти к формированию представлений советских людей о себе и своем месте в мире, и, как следствие, складывание основ советского патриотизма, поскольку новое поколение, не помнившее Российскую империю, начинало свою жизнь в стране, в которой была идеология, но только - только начинала складываться система социалистических ценностей. Акцентируется внимание на том, что памятники являются одним из важных элементов историко - культурного наследия, в которых нашел отражение прошлый опыт человечества, транслируемый посредством архитектурно- скульптурной символикой в настоящее, что способствует не только культурному обогащению человечества, но и используется людьми для влияния на мировоззрения современников. В статье говорится о том, что современной молодёжи необходимо знать историю своей страны, не забывать о многочисленных жертвах различных войн, сохранить мир и ценить жизнь
-
Печатные издания Кубани в 20-е годы XX века (из истории агитационно-пропагандистской деятельности)
Краткое описание
В статье рассматривается агитационно- пропагандистская работа, организованная с помощью печатных изданий большевиками в 20-е годы ХХ века на Кубани. Отмечается, что пресса выступала одним из наиболее важных и эффективных средств и сыграла огромную роль в становлении советской власти в казачьем регионе. Распространением официальной прессы занималось Центральное агентство по снабжению и распространению печати «Центропечать» при ВЦИК. Указывается, что содержание пропаганды и агитации проводимой среди гражданского населения и в армии определялась, прежде всего, той военно-политической обстановкой, которая сложилась в 20-е гг. Показывается, что агитационно-пропагандистская деятельность проводилась посредством газет и журналов в непростых условиях военного и пост военного времени и перед органами советской пропаганды ставились специфические задачи. Делается вывод о том, что в этот период была создана гибкая система по осуществлению агитационно- пропагандистской работы. Она предполагала углубленное взаимодействие и координацию всех средств пропаганды и агитации, что делало советскую пропаганду очень успешной и эффективной. Усилия агитационно- пропагандистских структур в это тяжелое время были направлены на формирование политического сознания и стимулирование социальной активности населения. Пресса выступала как одно из сильнейших средств используемых властью для достижения консолидации и интеграции общества, что являлось наиболее актуальным в 20-х годах
-
Краткое описание
В статье рассмотрена роль адыгской интеллигенции на примере деятельности С. Сиюхова, в формировании историко-культурного наследия Северного Кавказа. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)»
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы создания и использования национальной письменности и национального языка адыгов, как важнейшего фактора советизации народов Северного Кавказа в процессе интеграции региона в советское геополитическое пространство в 1920-е-1930-е гг. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)». Указывается, что разработка национальной адыгской письменности силами адыгской интеллигенции становиться не только важнейшим вопросом национальной жизни адыгского народа, но и ключевой частью национальной политики советской власти в отношении национальных меньшинств. Отмечается, что во многом именно революционные события в России стали одним из наиболее мощных внешних факторов, стимулировавших активизацию деятельности адыгской интеллигенции в области разработки и широкого внедрения национальной письменности. Показывается, что в процессе политики «языкового строительства» в адыгских национальных автономиях в течение первых двадцати лет существования советской власти трижды менялась графическая основа письменности ( арабская, латинская, русская ) и трижды ликвидировалась неграмотность. Делается вывод о том, что интеллигенция оказалась лишена возможности самостоятельно решать данные вопросы, и ключевое влияние на развитие национальной письменности адыгов оказала эволюция взглядов большевиков на языковую политику. В целом, вопрос о письменности, относящийся главным образом к проблеме просвещения, в конкретных исторических обстоятельствах, приобрел огромное социально-политическое значение и стал важной частью национальной политики Советской власти в вопросах советизации народов Северного Кавказа
-
Формы агитационно-массового искусства в 20-е годы ХX века в России
Краткое описание
В статье рассматриваются формы агитационно- массового искусства, создание которых было санкционировано большевиками в 20-е годы ХХ века для проведения эффективной агитационно- пропагандистской деятельности. Отмечается, что агитационно-массовое искусство выступало одним из наиболее важных и эффективных средств проводимой политики и сыграло огромную роль в становлении советской власти. Агитационное направление проявлялось и в графике, и в живописи и было направлено на формирование нового пролетарского мышления в условиях социалистического общества. Указывается, что содержание художественных произведений определялась, прежде всего, той военно- политической обстановкой, которая сложилась в 20- е гг. Показывается, что в произведениях деятелей искусства отображались новые революционные темы, события и действующие лица, а также прослеживалось значительное присутствие образа нового человека - рабочего и работницы, матроса, солдата, крестьянина. Агитационно- пропагандистским содержанием было наполнено праздничное оформление городов и населенных пунктов, от столицы до самых маленьких провинциальных селений. Делается вывод о том, что художественно-политическое оформление площадей, улиц, общественных зданий должно было способствовать созданию праздничного настроения, повышению трудовой, идеологической и общественно-политической активности трудящихся. В целом, в изучаемый период создавались новые формы агитации и пропаганды посредством искусства, осуществлялся поворот к новизне содержания, глубине эмоционального воздействия, тематической грамотности и конкретности для формирования необходимого психологического настроя общества