Ф.И.О.
Коробкова Светлана Николаевна
Ученая степень
• кандидат философских наук
Ученое звание
доцент
Почетное звание
—
Организация, должность
• Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
доцент
Научные интересы
история русской философии, современная антропология, прикладная этика
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
—Статей в журнале: 3 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Реализм в системе «материализм - идеализм»: историко-философский аспект
Краткое описаниеСовременная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически- идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии. Также существует потребность включить в осмысление бытия актуальные данные фундаментальных исследований. История русской мысли показывает, что в сложившейся в кон. XIX в. ситуации интеллектуального кризиса, сформировалось такое философское течение как реализм. Основаниями реализма были, с одной стороны, достижения естествознания, а с другой — революционно-демократические идеи «шестидесятников». Реализм, нацеленный на переосмысление бытия и преобразование практической жизни на реальных основаниях, ставил своей целью фактическое изучение действительности. Таким образом, наиболее активное развитие философский реализм получил в отечественном естествознании. Ученые- естественники утверждали корреляционное единство материального и идеального в природе. Идеализм расценивался как спекулятивное (пустое) философствование, а материализм - как ограничение познавательного пространства бытия и природы. Преимуществами философского реализма являются рационализм, синкретизм, критицизм. Реализм — такое направление мысли, которое не выработало свой потенциал и может быть продуктивным в решении современных задач
-
Реализм и антропологический принцип в русской философии
Краткое описаниеАнтропологизм традиционно считается главной чертой русской философии. Статья посвящена обзору некоторых антропологических идей, которые получили органическое развитие во 2-ой пол. XIX в. в рамках такого направления мысли как философский реализм. Философский реализм позиционируется как течение, формирующееся в русле основных традиций отечественной философии. Отмечается, что данное направление определяется как самостоятельное, на волне укрепления русской науки как новой познавательной парадигмы. Содержательно, философский реализм представлен теориями и концепциями, разработанными в естествознании 2-ой пол. XIX в. Реалистическое мировоззрение, вызревающее в естественнонаучное среде, не просто поддерживало антропологические традиции русской мысли, а ставило их на научную основу: господствовало представление, что только с помощью научных методов можно выявить объективные закономерности сосуществования человека, природы и общества. На основе анализа философских антропологических теорий русских мыслителей (А.Н. Радищев, А.И. Галич, Н.Г. Чернышевский), делается вывод о том, что реалистическое мировоззрение в естествознании, в области построения теории человекознания, базировалось на принципах целостности, панморализма, космизма. Итогом рассуждений является заключение, что философские концепции ученых-реалистов до настоящего времени оказываются вне поля внимания современных исследователей. А между тем, их изучение может внести существенный вклад в практический опыт постижения реальности, а так же открыть новые грани отечественной, национальной философии
-
Реалистическая концепция В.М. Бехтерева
Краткое описаниеВ центре статьи — философская концепция известного ученого и общественного деятеля В.М. Бехтерева, которая рассматривается с позиций философского реализма. Философский реализм такое течение в русской мысли, которое ставит своей целью изучение природы, существенной частью которой является человек. Таким образом, реализм базируется на антропологической традиции. Реалистическое мировоззрение, развиваемое учеными- естественниками, отражает понимание связи материального и идеального в природе. Для обозначения такой связи автор предлагает концепт «философская конверсия». Концепция В.М. Бехтерева позиционируется как конкретное выражение философского реализма в естествознании и обозначается термином «эволюционный монизм». Это означает корреляционную связь всех процессов в природе. На основе анализа философских взглядов ученого, автор приходит к выводу, что коррелятом материального и идеального в теории Бехтерева выступает психическая энергия, опосредуемая человеком. Психическая энергия, аналогично другим формам энергии, неуничтожима и обеспечивает социальное бессмертие человека. Накопление психической энергии приведет к созданию высшего нравственного существа – «прогенератива». Реалистическая концепция Бехтерева интересна как с исторической точки зрения, так и в контексте современных междисциплинарных попыток осмыслить «вторую реальность» человека — виртуальную