№ 112(8), Октябрь, 2015
Дата выпуска: 30.10.2015
Архив журнала: Статей 151, 381 kb
-
Краткое описание
Анализ социально-экономического развития стран в условиях глобализации мирового хозяйства, проведенный с использованием термодинамической модели, показал, что взаимодействие открытых экономических систем, стоящих на разных уровнях развития может привести к поглощению или уничтожению одних систем другими, что в конечном итоге приведет к «тепловой смерти» в экономике (стагнации). Закрытые экономические системы могут общаться с другими странами посредством международной торговли. Менее развитые страны не могут конкурировать с индустриально развитыми государствами и неизбежно попадут под их влияние. Изолированные экономические системы могут развиваться только при наличии внутреннего рынка, ресурсов и жесткой социальной структуры. Введение антироссийских санкций и другие внешние факторы привели к ограничению влияния иностранного капитала. В результате наблюдается инновационная активность в экономике и усиление государственных структур. Термодинамическая модель показывает, что частичная изоляция развивающейся экономической системы, обладающей достаточным производственным и научным потенциалом, приводит к стабилизации ее структуры и росту инновационной активности
-
Роль иностранного фактора в инновационном развитии российской экономики
Краткое описаниеВлияние иностранного фактора на инновационное развитие стран не является однозначным, для России иностранный капитал был скорее сдерживающим фактором, чем стимулом к развитию. Анализ исторического опыта развития отечественной науки и техники показал, что максимальная инновационная активность экономики отмечалась в период централизованного финансирования науки и образования. Наиболее важные для изобретения и открытия, которые нашли свое применение в отечественной экономике, были сделаны времена государственного контроля за процессами освоения и внедрения новых видов продукции и технологий. В результате ретроспективного анализа было выявлено, что особенно активизируются инновационные процессы в отечественной экономике в период экономических санкций и ограничений. В работе показано, что рыночные механизмы, предусматривающие свободное перемещение технологий, знаний, ученых и специалистов оказывают негативное влияние на развивающуюся национальную инновационную систему. Особое влияние на развитие оказывают иностранные инвестиции, посредством которых зарубежные корпорации осуществляют контроль над отечественными предприятиями и способствуют оттоку капитала за рубеж. Предлагается ужесточить контроль за иностранным капиталом в рамках действующего законодательства и способствовать активизации обмена научно- технической информацией на международном уровне
-
Использование информационных технологий для управления дебиторской задолженностью предприятия
Краткое описаниеДля повышения эффективности использования дебиторской задолженности на предприятии, возникает объективная необходимость осуществлять постоянное ее управление. Управление дебиторской задолженностью позволяет вовремя рассмотреть возникающие проблемы в части исполнения платежей со стороны дебиторов предприятия и принять необходимые меры по устранению таких ситуаций. Все это, в конечном счете, благоприятно сказывается на финансовом состоянии предприятия. В статье рассматривается возможность использования информационных технологий для управления дебиторской задолженностью предприятия за счет осуществления сбалансированной кредитной политики. Представленное программное средство дает возможность рассчитать итоговый кредитный рейтинг каждого дебитора предприятия, путем определения суммы взвешенных оценок всех факторов риска, определить кредитный лимит каждого дебитора, опираясь на общий лимит задолженности по предприятию, либо на основе среднемесячных поступлений средств от данного дебитора, а также программа помогает рассчитать сумму скидки, предоставляемую дебитору за своевременную оплату товара, или сумму штрафа, предъявляемого ему за нарушение платежной дисциплины. Использование информационных технологий для автоматизации процессов управления дебиторской задолженностью предприятия позволяет существенно сократить затраты времени работы экономиста, своевременно выявить возникающие в этой сфере проблемы, принимать обоснованные управленческие решения по их преодолению
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования
-
Краткое описание
Рассматриваются проблемы подмены смыслов и понятий в науке и социальной жизни. Подобного рода процессы приводят к искажению не только научной картины мира, но и к абсолютно нежелательным социальным потрясениям. Однако не разработанность этой научной проблемы не позволяет сегодня избегать указанных искажений реальной картины мира, что и приводит к нежелательным последствиям, требующим корреляции и исправлений. Вопрос подмены смыслов и понятий – вопрос в науке не новый, хотя и недостаточно исследованный. Известно что, за строгость мысли приходится дорого платить потерей гибкости в переоценке смыслов, в результате легко соскользнуть к догматизму. Отметим, что это постоянно и происходит как в самой науке, так и в жизни общества, которому и призвана служить любая наука. Так наука мало представима без научных школ. Они являются гарантом сохранения определённого знания, видения, подхода, наконец, школы – это традиции и авторитет науки. Однако, пережив свой расцвет, когда на смену основоположнику приходят, через несколько поколений, далеко не такие гениальные и талантливые ученики-начётчики, школа начинает вырождаться, плодит схоластику путём подмены смыслов и понятий, выхолащивая их, и, в конечном итоге, уничтожая самою себя. Весьма наглядным примером социальных манипуляций на основе подмены смысловых платформ является коллективизация в СССР в 30-е годы ХХ века и связанные с этим так называемые «перегибы», что и есть подмена смысловых платформ в чистом виде. Разработка данного направления, связанного с выявлением подмены смыслов и понятий, будет продолжаться и далее. И приближение к истине будет и далее происходить через очищение знания от мифа, путём поиска первосмысла или архетипа, отделённых от вымысла и лжи, очищенных от научной недобросовестности и политического заказа
-
В поиске смыслов (общественное сознание в разработках Г.А. Котельникова)
Краткое описаниеВ недавнем прошлом классовое сознание считалось одной из форм проявления общественного сознания и выступало главной его формой, в виду тесного взаимодействия с интересами людей. Отдельно выделялось сознание классовое и сознание классов. Полагали, что сущность классового сознания и сопутствующей ему классовой психологии можно понять только при рассмотрении структуры общественного сознания в целом. Ставился вопрос соотношения и взаимосвязи общественной психологии со структурными элементами общественного сознания и идеологией. Но необходимо отметить, что любое рассмотрение общественного сознания, психологии в любой её интерпретации без учёта материального носителя, т.е. биологического организма, каковым и является человек, а также без учёта популяционных, генетических и экологических реалий – есть не более чем голая абстракция. Поэтому говоря о классовом сознании, о революционности сознания рабочего класса возникает закономерный вопрос: о каком прогрессе речь, если всё сводится к разрушению и дальнейшему строительству мнимо бесклассового общества на крови и гибели значительной части населения. Также вновь всплывает тезис о неоднородности человечества, о том, что человечество это не монолитный вид, а биологический род. А виды, составляющие его, имеют своё видовое сознание, а усугубляется это ещё и расовыми особенностями, расовым сознанием. Поэтому говорить о специфике классового сознания, общественного сознания безотносительно к конкретному обществу, заключённого в конкретную географическую оболочку, практически не имеет смысла. И исследования по данной тематике есть смысл развивать, перейдя на биосферный уровень
-
Стало ли крестьянство социалистическим
Краткое описаниеВо времена Советского Союза считалось, что колхозное крестьянство является классом советского общества, который вместе с рабочим классом и народной интеллигенцией составляло его социальную основу. Также считалось, что колхозное крестьянство является активным участником строительства коммунизма и все более интенсивного развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эволюция крестьянства представлялась следующим образом: в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и последующих за ней преобразований, беднейшее крестьянство, выступая в качестве союзника пролетариата, прониклось революционными настроениями и постепенно осваивало отдельные элементы пролетарской идеологии. Революционный энтузиазм и революционные настроения крестьянской бедноты произвели сдвиг в сознании большинства трудового крестьянства в пользу коллективизации. Коллективизация, в свою очередь, создала объек- тивную основу превращения всего крестьянства в принципиально новый общественный класс и формирования его социалистической психологии. Параллельно с этим крестьянство постоянно было под подозрением; и подозревали его в присущей ему мелкобуржуазности. Необходимо отметить, что никакого добровольного перехода крестьян от индивидуалистических настроений к коллективизму не существовало. И переход к индустриальному ведению сельского хозяйства, объединению в колхозы был обусловлен не каким- то абстрактным классовым чутьём крестьян, а экономической необходимостью и государственной целесообразностью. Поэтому в данном вопросе наблюдаются подмены смысловых платформ, что и выясняется и обосновывается в данной публикации
-
Философское осмысление концепции экономического человека Ж. Бодрийяра
Краткое описаниеОсмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Так, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра – это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели, трансформации кредитной системы, восприятию кредита человеком. Индивид перестает быть ключевым агентом экономики. Спрос подвергается воздействию со стороны предложения, он становится функцией производства, под воздействием которого изменяется и структура спроса. Автор статьи обращается также к проблеме рациональности как основе экономического моделирования и обнаруживает отрицание Бодрийяром рациональности как черты человека потребляющего. В заключении представлены основные положения концепции Жана Бодрийяра о поведении человека в современной экономической среде
-
Новейшая ксенолексика в русском студенческом интернет-дискурсе
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема функционирования новейшей ксенолексики (иноязычных слов, вошедших в современный русский язык на рубеже XX и XXI веков) в речевом поведении групповой языковой личности студента высшей школы. Исследование проведено на материале текстов интернет- коммуникации. Сформированы основные признаки групповой языковой личности студента высшей школы. Выявлены основные структурные и содержательные компоненты студенческого интернет-субдискурса: темпоральность, локативность, событийность, проблемность, авторство. Представлена модель концептуального поля студенческого интернет-субдискурса, номинированного новейшей ксенолексикой. Выделено ядро концептуального поля, ближняя, дальняя и крайняя периферии. Первичное корпусное исследование интернет-субдискурса групповой языковой личности студента высшей школы на лексическом уровне позволяет провести моделирование данного субдискурса, определить его основные тематические сферы и структурировать их по принципу концептуального поля
-
Образ вещи в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины»
Краткое описаниеЧто такое вещь в философском толковании? Это предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Каждая вещь имеет свое место в пространстве. Совокупность вещей составляет вещный мир, поэтому, говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, утварь, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных им самим предметов. Естественно, что мир вещей отражается и в литературе, причем с течением времени приобретает все большую значимость. Глубинные особенности авторского мировидения плодотворно можно исследовать, анализируя разные идейно-тематические произведения писателя. В результате исследования оказывается, что вещный мир представлен в рассказах полно и одинаково. Следовательно, видение вещного мира является более глубинным свойством авторского сознания, нежели идейно- тематическая наполняемость. Вещный мир – одна из основных проблем лесковского видения мира. Лесков– реалист. Наполнение вещного мира может быть или религиозным, или социальным. В духовных рассказах вещь должна уйти на второй план и быть религиозным символом. Лесков ломает эту систему и пишет как светский человек