№ 112(8), Октябрь, 2015
Дата выпуска: 30.10.2015
Архив журнала: Статей 151, 381 kb
-
Образ вещи в рассказе Н. С. Лескова «Интересные мужчины»
Краткое описаниеЧто такое вещь в философском толковании? Это предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Каждая вещь имеет свое место в пространстве. Совокупность вещей составляет вещный мир, поэтому, говоря о вещи в литературном произведении, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, утварь, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных им самим предметов. Естественно, что мир вещей отражается и в литературе, причем с течением времени приобретает все большую значимость. Глубинные особенности авторского мировидения плодотворно можно исследовать, анализируя разные идейно-тематические произведения писателя. В результате исследования оказывается, что вещный мир представлен в рассказах полно и одинаково. Следовательно, видение вещного мира является более глубинным свойством авторского сознания, нежели идейно- тематическая наполняемость. Вещный мир – одна из основных проблем лесковского видения мира. Лесков– реалист. Наполнение вещного мира может быть или религиозным, или социальным. В духовных рассказах вещь должна уйти на второй план и быть религиозным символом. Лесков ломает эту систему и пишет как светский человек
-
Англоязычная среда вуза как основа языкового посредничества и межкультурной коммуникации
Краткое описаниеДанная статья обобщает опыт Казанского федерального университета по развитию англоязычной среды. Обосновывается актуальность проблемы, раскрываются различные ее аспекты и предлагаются возможные пути решения
-
Эволюция классической системы персонажей в антиутопии А. Старобинец «Живущий»
Краткое описаниеВ статье анализируется трансформация модели организации системы персонажей в антиутопическом романе А. Старобинец «Живущий». На основании функций персонажа в традиционной антиутопии выделяется три типа героев: герой-тиран, герой-бунтарь и герой-жертва. На примере анализа образов главных персонажей произведения исследуется эволюция классического триединства в современном антиутопическом романе
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования
-
Краткое описание
Рассматриваются проблемы подмены смыслов и понятий в науке и социальной жизни. Подобного рода процессы приводят к искажению не только научной картины мира, но и к абсолютно нежелательным социальным потрясениям. Однако не разработанность этой научной проблемы не позволяет сегодня избегать указанных искажений реальной картины мира, что и приводит к нежелательным последствиям, требующим корреляции и исправлений. Вопрос подмены смыслов и понятий – вопрос в науке не новый, хотя и недостаточно исследованный. Известно что, за строгость мысли приходится дорого платить потерей гибкости в переоценке смыслов, в результате легко соскользнуть к догматизму. Отметим, что это постоянно и происходит как в самой науке, так и в жизни общества, которому и призвана служить любая наука. Так наука мало представима без научных школ. Они являются гарантом сохранения определённого знания, видения, подхода, наконец, школы – это традиции и авторитет науки. Однако, пережив свой расцвет, когда на смену основоположнику приходят, через несколько поколений, далеко не такие гениальные и талантливые ученики-начётчики, школа начинает вырождаться, плодит схоластику путём подмены смыслов и понятий, выхолащивая их, и, в конечном итоге, уничтожая самою себя. Весьма наглядным примером социальных манипуляций на основе подмены смысловых платформ является коллективизация в СССР в 30-е годы ХХ века и связанные с этим так называемые «перегибы», что и есть подмена смысловых платформ в чистом виде. Разработка данного направления, связанного с выявлением подмены смыслов и понятий, будет продолжаться и далее. И приближение к истине будет и далее происходить через очищение знания от мифа, путём поиска первосмысла или архетипа, отделённых от вымысла и лжи, очищенных от научной недобросовестности и политического заказа
-
В поиске смыслов (общественное сознание в разработках Г.А. Котельникова)
Краткое описаниеВ недавнем прошлом классовое сознание считалось одной из форм проявления общественного сознания и выступало главной его формой, в виду тесного взаимодействия с интересами людей. Отдельно выделялось сознание классовое и сознание классов. Полагали, что сущность классового сознания и сопутствующей ему классовой психологии можно понять только при рассмотрении структуры общественного сознания в целом. Ставился вопрос соотношения и взаимосвязи общественной психологии со структурными элементами общественного сознания и идеологией. Но необходимо отметить, что любое рассмотрение общественного сознания, психологии в любой её интерпретации без учёта материального носителя, т.е. биологического организма, каковым и является человек, а также без учёта популяционных, генетических и экологических реалий – есть не более чем голая абстракция. Поэтому говоря о классовом сознании, о революционности сознания рабочего класса возникает закономерный вопрос: о каком прогрессе речь, если всё сводится к разрушению и дальнейшему строительству мнимо бесклассового общества на крови и гибели значительной части населения. Также вновь всплывает тезис о неоднородности человечества, о том, что человечество это не монолитный вид, а биологический род. А виды, составляющие его, имеют своё видовое сознание, а усугубляется это ещё и расовыми особенностями, расовым сознанием. Поэтому говорить о специфике классового сознания, общественного сознания безотносительно к конкретному обществу, заключённого в конкретную географическую оболочку, практически не имеет смысла. И исследования по данной тематике есть смысл развивать, перейдя на биосферный уровень
-
Стало ли крестьянство социалистическим
Краткое описаниеВо времена Советского Союза считалось, что колхозное крестьянство является классом советского общества, который вместе с рабочим классом и народной интеллигенцией составляло его социальную основу. Также считалось, что колхозное крестьянство является активным участником строительства коммунизма и все более интенсивного развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эволюция крестьянства представлялась следующим образом: в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и последующих за ней преобразований, беднейшее крестьянство, выступая в качестве союзника пролетариата, прониклось революционными настроениями и постепенно осваивало отдельные элементы пролетарской идеологии. Революционный энтузиазм и революционные настроения крестьянской бедноты произвели сдвиг в сознании большинства трудового крестьянства в пользу коллективизации. Коллективизация, в свою очередь, создала объек- тивную основу превращения всего крестьянства в принципиально новый общественный класс и формирования его социалистической психологии. Параллельно с этим крестьянство постоянно было под подозрением; и подозревали его в присущей ему мелкобуржуазности. Необходимо отметить, что никакого добровольного перехода крестьян от индивидуалистических настроений к коллективизму не существовало. И переход к индустриальному ведению сельского хозяйства, объединению в колхозы был обусловлен не каким- то абстрактным классовым чутьём крестьян, а экономической необходимостью и государственной целесообразностью. Поэтому в данном вопросе наблюдаются подмены смысловых платформ, что и выясняется и обосновывается в данной публикации
-
Философское осмысление концепции экономического человека Ж. Бодрийяра
Краткое описаниеОсмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Так, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра – это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели, трансформации кредитной системы, восприятию кредита человеком. Индивид перестает быть ключевым агентом экономики. Спрос подвергается воздействию со стороны предложения, он становится функцией производства, под воздействием которого изменяется и структура спроса. Автор статьи обращается также к проблеме рациональности как основе экономического моделирования и обнаруживает отрицание Бодрийяром рациональности как черты человека потребляющего. В заключении представлены основные положения концепции Жана Бодрийяра о поведении человека в современной экономической среде
-
Основные идеи солидарной информационной экономики - базовой организационно-экономической теории
Краткое описаниеПроанализированы основные идеи разрабатываемой нами солидарной информационной экономики (первоначальное название - неформальная информационная экономика будущего). Обосновано её использование как базовой современной организационно-экономической теории взамен «economics». Стержнем исследований в области НИЭБ является прогнозирование развития будущего общества и его экономики, разработка необходимых для будущего организационно- экономических методов и моделей, предназначенных для повышения эффективности процессов управления. Экономика - это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Основное ядро современной экономической теории - это экономика предприятия. В качестве экономической составляющей государственной идеологии России мы предлагаем использовать солидарную информационную экономику. Согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют на основе «открытого сетевого общества» построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь воля руководства хозяйственной единицей, нацеленная на преобразование системы управления этой единицей. В частности, как уже и происходит во всех развитых странах, российское государство должно стать основным действующим лицом в экономике
-
Значение инвестиций в условиях формирования информационного общества в Российской Федерации
Краткое описаниеВ статье рассмотрены вопросы значимости заемного капитала для обеспечения эффективного развития как отдельно взятого экономического субъекта, так и всего общества в целом. Авторами в статье рассмотрен процесс становления и развития информационного общества в мире и в Российской Федерации в частности. Исследованы разные научные подходы к определению современной парадигмы развития человечества. Определены отдельные характерные черты, которые, на взгляд авторов, свойственны информационному обществу. Проанализирована значимость инноваций и инвестиций в знания и информацию для становления в Российской Федерации современной рыночной экономики и обеспечения высокого уровня благосостояния каждого отдельно взятого гражданина и общества в целом. Изучена динамика информатизации и коммуникативной составляющей современной России, в разрезе домохозяйств и производственного сектора. Определены критерии инвестиционной привлекательности экономического субъекта. Исследованы в динамике финансово-экономические результаты деятельности исследуемого экономического субъекта – Краснодарского филиала открытого акционерного общества «Союзморгео». Определены проблемы, препятствующие эффективному развитию исследуемой организации. Авторами проведен анализ инвестиционной привлекательности Краснодарского филиала ОАО «Союзморгео» и рекомендованы основные перспективные направления повышения его инвестиционной привлекательности