Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского
Список авторов организации
Список статей, написанных авторами организации
-
Вариабельность речевых тактик психотерапевта как фактор эффективного речевого воздействия
Краткое описаниеРассматривается комбинаторность речевых тактик, используемых психотерапевтом в рамках консультативной беседы с клиентом. Психотерапевтический дискурс отграничивается от смежных понятий медицинского дискурса и терапевтического дискурса. Специфика и последовательность речевых тактик обусловлены характером взаимодействия в диаде «психотерапевт – клиент», которое квалифицируется как устное неподготовленное полуофициальное непубличное общение. Механизм применения тактик терапевтического воздействия состоит в переоценке проблемной ситуации в сфере адресата. Речевые тактики образуют синтагматическую последовательность на основании модуса оценки положения дел: движение от отрицательной оценки к нормативной (тактика нормализации); от нормативной оценки к положительной (тактики позитивизации). Речевые тактики психотерапевта являются непосредственной реакцией на предшествующий речевой ход клиента. В репертуар речевых тактик психотерапевта входят: оправдание, комплимент, похвала, ободрение, шутка, утрирование, компенсация, совет, предостережение, сочувствие, дефиниция, диссоциация
-
Взаимосвязь когнитивного стиля «конкретная/абстрактная концептуализация» с языком
Краткое описаниеВ статье описана языковая модель диагностики стилевой принадлежности респондентов к полюсам когнитивного стиля конкретная / абстрактная концептуализация
-
Краткое описание
Рассматривается вариативность сочетания коммуникативных стратегий и тактик в публичном политическом выступлении как реализаторов общей интенции в рамках фоновой стратегии самопрезентации. Обозначены методы исследования архитектоники речи. Выявлены структурно-композиционные компоненты президентского выступления. Описаны речевые стратегии и их тактические манифестации как средства эффективной самопрезентации и речевого воздействия
-
К методологическому осмыслению риторики: формирование канона ‘reflexio’
Краткое описаниеРассматривается вариативность вариативность трактовок риторики и риторических принципов описания общения в западно-европейской традиции XVII – XVIII вв. Характеризуются британские неоклассицизм и беллетристика, эпистемология, рационализм как внешние парадигмы – reflexio – для собственно риторических концепций
-
Модель формирования патриотических качеств в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе
Краткое описаниеВ статье описана модель, при применении которой повышается эффективность воспитания патриотических качеств у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Данная модель была экспериментально проверена
-
Особенности аргументативного дискурса личностей с когнитивным стилем «когнитивная простота»
Краткое описаниеВ статье представлены результаты комплексного исследования особенностей аргументирования личностей, принадлежащих к полюсу «когнитивная простота» когнитивного стиля «когнитивная сложность»/ «когнитивная простота». Анализируются структурно-функциональные особенности аргументативного дискурса, выявляются языковые черты на субстанциональном, экспонентном и интенциональном уровнях дискурса когнитивно простых личностей
-
Прагматический аспект семиотического подхода в обучении иностранному языку в высшей школе
Краткое описаниеУспешность общения в обучающей среде заключается в организации учебного процесса таким образом, когда он максимально комфортен для демонстрации обучающимся своих знаний и для контроля этих знаний педагогом. Учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта в пределах одной образовательной системы позволяет использование семиотического подхода, который выражается в отборе содержания, организации деятельности и системе оценивания. Развитие когнитивных компетенций позволяет снять трудности у обучающихся, возникающие в связи с большим объемом информации, ее осмыслением и выражением собственной точки зрения путем использования сложных языковых конструкций. Семиотический подход предполагает использование вариативных и инвариантных заданий, что может гарантировать ситуацию успеха студентов с разными уровнями подготовки. Технология оценивания сформированности компетенций строится по принципу семиотического результата и реализуется в использовании балльно-рейтинговой системы, которая предусматривает наличие текущего, промежуточного и итогового контроля. Данная система дает возможность студенту получить суммарную положительную отметку за период обучения, что освобождает его от сдачи экзамена. Cсоздаётся положительная мотивация к изучению языков, снимается стрессовая составляющая, что приводит к высокой эффективности процесса обучения
-
Речевоздействующая функция высказываний российских политиков: аргументативно-стратегический подход
Краткое описаниеВ статье анализируется степень речевоздействия высказываний российских политиков в политических дебатах. Речевоздействие рассматривается с позиций категории интенсивности. Приводятся определения речевоздействия и интенсивности. Указываются средства выражения интенсивности в русском языке. К основным относятся лексические, морфологические и словообразовательные. На периферии – фонетические и синтаксические средства. Приводится понимание речевой стратегии и тактики О.С. Иссерс, а также Л.Г. Васильевым и Н.Н. Черкасской. Описываются тактики, используемые для реализации стратегии дискредитации: оскорбления, издевки и обвинения. Тактики, реализующие стратегию самопрезентации: моделирование структуры имиджа, создание «своего круга» и персонификация. Рассматривается понятие аргумента, обозначаемого в калужской лингвоаргументологической школе как Аргументативный Ход, состоящий из нескольких Аргументативных Шагов. Приводятся типы аргументации по признаку структуры: единичная, множественная, сочинительная и подчинительная. Основные стратегии участников дебатов достигаются аргументативными средствами, а речевоздействие – в том числе и интенсивами. Всего в высказываниях российских политиков в анализируемых дебатах обнаружено 28 лексических, морфологических и лексико- синтаксических средств выражения интенсивности. Из них 21 средство выражения интенсивности использовано в стратегии дискредитации и 7 средств использовано в стратегии самопрезентации. С точки зрения аргументативного подхода, обнаружено всего 2 пятиуровневых аргумента, обладающих большей степенью интенсивности, и 10 аргументов с сочинительной связью Доводов, что также характеризуется большей степенью интенсивности
-
Характеристики канцелярской отписки как речевого жанра делового дискурса
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию речевого жанра канцелярской отписки. Автор выделяет три подхода к изучению речевых жанров и описывает конститутивные признаки модели речевого жанра канцелярской отписки согласно одному из них
-
Характеристики любовного общения и жанрообразующие исследовательские топосы
Краткое описаниеВ статье анализируются характеристики и специфики языка любовного общения. Рассматриваются коммуникативные жанры партнеров и различия в языковом наполнении данных жанров