07.00.00 Исторические науки
-
Краткое описание
Исследование центробежных тенденций в республиках Прибалтики в годы перестройки, особенно на фоне сегодняшних событий на Украине (вхождение Крыма в состав России, гражданская война на Донбассе, обострение отношений России и западных держав), является весьма актуальным. Важным направлением в общественно-политической жизни республик Прибалтики стала законотворческая деятельность Верховных Советов, которые принимали нормативно-правовые акты, направленные обособление и дальнейший выход республик из состава Советского Союза. На сегодняшний день проблема роли Верховных Советов республик Прибалтики в процессах суверенизации и обретения независимости практически никем серьезно не разрабатывалась. Поэтому рассмотрение основных нормативно-правовых актов как исторических источников представляется значимым направлением исследования в сфере законотворчества Верховных Советов республик Прибалтики в годы перестройки, начиная с 1988 по 1991 годы. Целью работы является исследование процессов суверенизации Прибалтики через деятельность республиканских Верховных Советов в указанный выше период. Объект работы – нормативно- правовые акты Верховных Советов республик Прибалтики. В данной статье будут рассмотрены следующие нормативно-правовые акты: Декларации о суверенитете, законы о языке, гражданстве, национальной символике, а также нормативно-правовые акты, объявившие либо о выходе из состава Советского Союза (как это было в Литве), либо о начале переходного периода (как это было в Латвии и Эстонии). Стоит отметить, что в Латвии и Эстонии законы о гражданстве в 1988- 1991 годы лишь разрабатывались. Окончательно эти законы были приняты уже после официального признания указанных республик, поэтому эти законы не входят в фокус нашего внимания. Предметом работы выступает законотворческая деятельность Верховных Советов республик Прибалтики в годы перестройки
-
Краткое описание
В статье рассмотрено становление адыгского краеведения, как фактора интеграции региона в советское геополитическое пространство в 1920-е гг. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)». Становление советского национального краеведения благодаря адыгской интеллигенции начался в 20-е гг. ХХ в Активное участие интеллигенции в краеведческом движении было вызвано и тревогой за судьбу культурно-исторического наследия и культуры в целом, и изменениями в условиях труда и быта. Повсеместно возникали разные по формам и масштабам краеведческие организации, которые ставили перед собой единые задачи: всесторонне изучить родной край, распространять знания об Отечестве в народе. Изучение края было неразрывно связано с выявлением, собиранием, учетом, охраной и использованием всех разнообразных памятников истории и культуры. "Золотой век" национального краеведения пришелся на первое послереволюционное десятилетие. В этот период усилиями национальной интеллигенции, объединенной как в рамках краеведческих организаций, так и ведущих самостоятельную исследовательскую деятельность, была проделана большая организационная, исследовательская работа послужившая основой дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Происходило интенсивное накопление источников, появлялись работы, посвященные различным сюжетам национальной истории, предпринимались попытки написания обобщающих трудов, устанавливалось сотрудничество с региональными и центральными краеведческими и научными организациями
-
Краткое описание
В статье рассмотрены вопросы создания и использования национальной письменности и национального языка адыгов, как важнейшего фактора советизации народов Северного Кавказа в процессе интеграции региона в советское геополитическое пространство в 1920-е-1930-е гг. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)». Указывается, что разработка национальной адыгской письменности силами адыгской интеллигенции становиться не только важнейшим вопросом национальной жизни адыгского народа, но и ключевой частью национальной политики советской власти в отношении национальных меньшинств. Отмечается, что во многом именно революционные события в России стали одним из наиболее мощных внешних факторов, стимулировавших активизацию деятельности адыгской интеллигенции в области разработки и широкого внедрения национальной письменности. Показывается, что в процессе политики «языкового строительства» в адыгских национальных автономиях в течение первых двадцати лет существования советской власти трижды менялась графическая основа письменности ( арабская, латинская, русская ) и трижды ликвидировалась неграмотность. Делается вывод о том, что интеллигенция оказалась лишена возможности самостоятельно решать данные вопросы, и ключевое влияние на развитие национальной письменности адыгов оказала эволюция взглядов большевиков на языковую политику. В целом, вопрос о письменности, относящийся главным образом к проблеме просвещения, в конкретных исторических обстоятельствах, приобрел огромное социально-политическое значение и стал важной частью национальной политики Советской власти в вопросах советизации народов Северного Кавказа
-
Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села (на материалах ЧИАССР. 1966-1975 гг.)
Краткое описаниеИсторический опыт подготовки кадров специалистов для села в нашей стране неоценим для стран, в которых ещё существуют различия между городом и деревней. Развитие села немыслимо без активной деятельности сельской интеллигенции. В данной работе рассматривается прохождение этого процесса в Чечено-Ингушетии в 1966-1975 гг. Здесь происходит бурный рост численности работников умственного труда на селе. Доминировал в процесс подготовки дипломированных кадров несельскохозяйственных профессий для села Чечено-Ингушский государственный университет. В нём функционировали 7 факультетов, на которых, в конце периода, обучалось около 5000 человек. Половина из них - национальные кадры. Их обучением занимался квалифицированный профессорско- преподавательский состав. Для нормальной подготовки имелись материально- технические условия: общежитие на 1480 мест, столовая, библиотека с огромным книжным фондом. Ежегодно, в республику прибывало большое количество учителей из ряда областей Российской Федерации. Для жителей села было облегчено поступление в ВУЗы страны. В результате проделанной работы вузами ЧИАССР за две пятилетки было подготовлено 16,9 тыс. специалистов высшей квалификации, большинство из которых направлялись на работу в село. Расширились масштабы подготовки кадров специалистов со средним образованием для села. В результате проведённой работы на селе снизился кадровый голод в отношении квалифицированных специалистов
-
Краткое описание
Задача повышения качества образования школьников – проблема актуальная для работников просвещения как ранее, так и сейчас. В данной статье предпринята попытка рассмотрения путей её решения учителями Чечено-Ингушской АССР в 60-е-70- гг. прошлого века. В республике уделялось большое внимание комплектованию школ подготовленными педагогическими кадрами и их закреплению. Постоянно повышалась квалификации учительских кадров. В результате, как количественный, так и качественный состав учителей постоянно увеличивался, улучшался качественный состав руководителей сельских школ. Совершенствованию профессионального уровня учительских кадров, всей работы общеобразовательной школы способствовала аттестация учителей, осуществляемая с 1972 года. Положительно на работе школы сказывалась забота о бытовых условиях сельских учителей. Регулярно проводились курсы повышения квалификации. В практику работы школ внедрялись технических средств обучения. Школы переходили на новые программы, обучали детей в национальных школах с шестилетнего возраста, что способствовало совершенствованию изучения родных и русского языков, положительно сказывалось на повышении качества всей учебно- воспитательной работы школы. Результатом проводимого комплекса работ подавляюще большинство учителей сельских школ республики школ оканчивали учебные года без двоечников и второгодников
-
Культура советской торговли в колхозной деревне в послевоенное десятилетие
Краткое описаниеВ статье на основе анализа материалов советской периодической печати послевоенного десятилетия предпринята попытка анализа деятельности торговых предприятий, направленной на удовлетворение покупательского спроса сельского населения. По мнению автора, отмена карточной системы в СССР в 1947 г. не достигла заявленных целей: возрастающий спрос населения удовлетворить не удалось, и сохранение дефицита товаров широкого потребления привело к возникновению новых социальных связей и отношений между лицами, включенными в властную вертикаль, и работниками торговых учреждений, а основная масса сельского населения снабжалась товаром по остаточному принципу. Многие торговые учреждения в колхозной деревне не успели подготовиться к работе в условиях бескарточной торговли и вследствие этого, в первые дни, реформы не работали. В сельской местности остро ощущался дефицит продовольственных и промышленных товаров: спичек, керосина, одежды и т.д. Сельские жители нередко сталкивались с грубым отношением к себе со стороны работников торговли и с антисанитарными условиями, царившими в торговых заведениях. Во многих населенных пунктах график работы магазинов продавцами не соблюдался, и это доставляло еще одно неудобство сельскому населению
-
«Столбы подрублены, заборы повалятся сами»: Сталин, Жданов и ленинградская «антипартийная группа»
Краткое описаниеВ статье рассматривается послевоенная перегруппировка сил в ближайшем сталинском окружении, которая закончилась крупнейшей репрессивной кампанией эпохи позднего сталинизма. Вскоре после окончания войны поощрявший соперничество в системе высшей власти И.В. Сталин идет на формирование нового центра силы и расставляет на ключевые партийные и государственные посты так называемых «ленинградцев». При этом укрепление позиций А.А. Жданова, А.А. Кузнецова, Н.А. Вознесенского «хозяин» сопровождает ограничением сферы влияния Г.М. Маленкова и Л.П. Берии. На протяжении 1946-1948 гг., следуя излюбленной тактике сдержек и противовесов, вождь не доводит дело до решающего перевеса ни одной из сторон. Однако вскрывшийся летом 1948 г. межличностный конфликт Сталина со Ждановым и скоропостижная смерть последнего, разрушившая существовавший в узком руководстве баланс сил, явились отправной точкой для начала преследования оставшихся без опеки «ленинградцев». Используя подозрительность и фобии вождя, изрядно поднаторевшие в подковерной борьбе Маленков и Берия сумели инициировать «ленинградское дело». Автор считает: не случись у Жданова смертельного инфаркта миокарда, вернись он из вынужденного отпуска на работу в Москву, а тем более, удержись он в составе руководящей группы, кровавых репрессий можно было избежать
-
Краткое описание
В статье анализируется организационная работа местных комитетов профсоюзов по заключению коллективных договоров на примере сельскохозяйственных предприятий Калмыкии в 1963 –19 73-е гг. Автором рассматривается выполнение основных статей коллективного договора. В них отражались обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по совершенствованию организации труда, внедрению новой техники и повышению производительности труда, квалификации и подготовке кадров. Коллективные договора составлялись с учетом основных положений по вопросам труда и заработной платы, а также положения в области рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда и материального стимулирования, охраны труда, улучшение жилищных условий и культурного обслуживания трудящихся. Анализ обширного документального материала показал, что в практике работы с колдоговорами были еще серьезные недостатки. Встречались факты формального отношения, не всегда своевременно обсуждались на рабочих собраниях условия и ход выполнения договора. Договора способствовали выполнению производственных планов, улучшению бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих и привлечению их к управлению производством. Однако, в коллективном договоре больше места отводилось вопросам развития производства, чем защите прав и интересов трудящихся
-
Краткое описание
В статье представлены исторические сведения о постепенных этапах превращения из первого небольшого виноградовинодельческого учреждения Крыма, организованного в 1828 г. по инициативе князя М.С. Воронцова в урочище Магарач близ Императорского Никитского ботанического сада, во всемирно известный институт винограда и вина «Магарач» - некогда главный координатор научно- исследовательских работ в области виноградарства и виноделия республик СССР и основная кузница научных кадров этого направления. Среди директоров института прошлого столетия талантливыми организаторами являлись А.Г. Глоба, Т.Г. Катарьян, П.Я. Голодрига. При институте функциониро- вала сеть региональных филиалов, создана энотека с заложенным в 1836 г. вином Мускат розовый Магарач (мировой раритет, отраженный в книге рекордов Гиннеса), мировая ампелографическая кол- лекция (четвертая по численности образцов), учеными разработан порайонный стандартный сортимент для производства, издана 11-томная «Ампело- графия СССР» (удостоена премии OIV), сконструированы выдающиеся по урожайности и стабильности сорта (Первенец Магарача, Ранний Магарача, Цитронный Магарача и др.) и клоны (Мускат белый Красного камня, Пино черный урожайный и др.) винограда. Весомый вклад в научные разработки сферы виноградарства и виноделия мира придал международный авторитет институту и обусловил базу проведения Генеральной Ассамблеи OIV – Международной организации винограда и вина, Международного симпозиума по селекции винограда, нескольких Международных дегустаций вин и Международных конкурсов лучших образцов столового винограда
-
Полотна С.А. Гавриляченко, как иллюстративный источник по повседневной жизни казачества
Краткое описаниеВ современных реалиях одной из актуальнейших проблем становится обращение к изучению истории повседневности. В данной работе впервые анализируется отражение повседневной жизни казачества на полотнах С.А. Гавриляченко. Автор детально рассматривает творчество художника, связанного с этой тематикой, обозначает сильные и слабые стороны. Особо уделяется внимание точности отображения казачьей повседневности на полотнах художника. На основе исследования автор приходит к выводу: о возможности использования работ С.А. Гавриляченко в качестве одного из источников при изучении казачьего быта. В работе особо акцентируется внимание на специфики их применения, обозначается методика анализа иллюстративных источников. В статье также освещается повседневная жизнь казачества. В работе выделяются особенности жизни и развития казачества, обозначается его роль в истории России. Важное место в жизни казаков занимала православная вера, очень строго они соблюдали обычаи, традиции и поверья. Особенно трагичным стал для казачества период Февральской революции 1917, в это время происходило разрушение централизованного управления казачьими войсками. Решающий удар по сословию нанесла Гражданская война 1917- 1923 и произошедший во время нее голод 1921 — 1922 гг. Именно это тематика наиболее полно представлена в творчестве С.А. Гавриляченко