09.00.00 Философские науки
-
Роль религии как формы духовной культуры в жизни человека
Краткое описаниеВ статье рассматривается роль религии как формы духовной культуры в контексте повседневности. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре в аспекте символических кодов повседневности. Под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах деятельности, в достижении понимания и взаимопонимания между людьми разных конфессий
-
Основные общенаучные тенденции коэволюции развивающихся систем
Краткое описаниеВ статье рассмотрены некоторые общенаучные тенденции, которые характерны для современного естествознания и для онтологии и теории познания. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира
Краткое описаниеВ данной статье речь идет о языковой ментальности молодежи. Проблема многогранна и дает исследователю возможность видеть с различных сторон взаимодействия языка и менталитета, а также их действий в единстве. Менталитет молодежи в значительной степени детерминируется социальными условиями, что выражается в языковых особенностях. Язык, в свою очередь, оказывает определенное формирующее влияние на процесс социализации молодежного менталитета. Философы, психологи, лингвисты, историки рассматривают различные стороны взаимодействия менталитета и языка, их отношений: языка и мышления, языка и истории, языка и национальной культуры, языка и обучения, языка и юмора и т. д. Цель статьи – выявить особенности молодежной языковой ментальности как способа восприятия мира, определить ступени (уровни) функционирования ментальности как языковой картины мира, выделить факторы формирования индивидуальной языковой ментальности личности и социальной среды
-
Подмена смысловых платформ в процессе философского осмысления некоторых вопросов биологических наук
Краткое описаниеПроблема соотношения смыслов и понятий в науке, их подмена и рождение так называемого псевдознания – вопрос как никогда злободневный в нашу эпоху потрясений и больших перемен. Не избежали этих проблем и биологические науки. Тем более, что долгие годы они находились под значительным давлением со стороны господствующей на тот момент идеологии, партийного и государственного аппаратов. Именно поэтому Дарвинизм как таковой требует тщательного анализа с точки зрения современных достижений науки, в том числе и философии. Анализ имеющихся и накопленных за многие столетия развития биологической науки знаний позволяет найти логические несоответствия, возможные подмены смысловых платформ, а значит рождение псевдознания, что необходимо выяснять и купировать. А появление такой отрасли науки, как биофилософия и вовсе усугубило ситуацию в силу ряда крупных методологических недочётов этой всё еще не-науки. Поскольку это не только не прояснеет вопрос изучения органического мира, но лишь запутывает его, накладывая на мир антропоморфную матрицу, в то время как эстетическое, этическое свойственно не только человеческому разуму, ситуация изрядно запутывается. В то же время философская оболочка биологической науки зачастую наполняется идеологией разного рода. Что не способствует объективности знания
-
Системный и социокультурный подходы к происхождению языка
Краткое описаниеВ работе показана специфика биологических и когнитивных подходов к изучению происхождения и эволюции языка. Рассмотрены их преимущества в понимании и объяснении индивидуальных оснований способности к языку. В исследовании показано, что данные подходы не учитывают надындивидуальную и социокультурную природу языка, тесную взаимосвязь языка с природной и социальной коммуникацией. В работе обосновывается, что стремление исследователей найти специфичный ген языка или особые языковые когнитивные «модули» реализуемо лишь частично в силу системного и социального характера языка, который не редуцируем к индивидуальным врожденным или приобретенным способностям. Тем не менее, биологические и когнитивное основания не должны исключаться из системного анализа языка, при этом изучаться не как специфичные, но как общие с другими знаковыми системами (математики, выразительных средств искусства, письменности, невербальной коммуникации и др.). В статье также рассматриваются новые концепции в теории эволюции и их применимость к исследованию происхождения и развития языка (в частности проблемы постепенного/стремительного появления языка). Обосновывается идея, что вопрос о «стремительной», «пунктуалистической» эволюции языка нельзя относить к «проблеме Дарвина» (Darwin’s problem), как считает ряд современных исследователей. В качестве альтернативы эволюции языка на основе «макромутаций генов» предлагается концепция социокультурной модели эволюции, основанной на понимании языка как надындивидуальной социокультурной знаковой системы, развивающейся благодаря пластичности индивидуального развития человека и кумулятивному характеру культуры
-
Происхождение, эволюция и специфика естественного языка и коммуникации в природе
Краткое описаниеВ работе рассматриваются современные тенденции и проблемы в изучении происхождения и развития коммуникации в природе. На основании новых открытий в этой области пересматриваются отличительные особенности естественного языка, а также биологические, когнитивные и социокультурные предпосылки его возникновения. В работе исследуется специфика наиболее ранних и простых видов «коммуникации» (бактерий, растений). Обосновывается, что к ним в большей степени применимы нерепрезентативные модели коммуникации, так как она не связана со смысловыми значениями, процессами познания и интерпретацией. На примере акустических сигналов птиц и приматов показаны исследования репрезентативности, пластичности и социокультурной наследуемости данных средств коммуникации. Открытие способности, в частности некоторых видов птиц, к созданию «семантической комбинаторности» (композиционности), говорит о наличии определенного «протосинтаксиса» в природной коммуникации. Все эти характеристики позволяют сблизить границы между коммуникацией в природе и естественным языком, посмотреть на развитие средств коммуникации как на эволюционно более градуалистический процесс, чем считалось ранее. Тем не менее, в работе отмечается необходимость развития в современных исследованиях социокультурных подходов к языку и коммуникации, учитывающих негенетические системы наследования и кумулятивный характер культуры
-
Краткое описание
Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь. В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр – экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую
-
К вопросу об определении понятия «современной науки»
Краткое описаниеВ статье анализируются понятие и специфика науки, рассматриваются некоторые закономерности функционирования, интеграции и дифференциации современной науки. Рассматривается отличие науки и знания, отсутствие резких граней между понятиями «наука», «производство», «техника»
-
Краткое описание
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой – личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
-
Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания
Краткое описаниеОсновная задача исследования состоит в изучении того, как язык и его исторически сложившееся содержание и структура позволяет аккумулировать знания и обуславливать развитие индивида, культуры и науки. В работе показаны теоретические крайности современного «прагматического поворота», обосновывающего производность языка от природных, культурных и когнитивных систем. Доказывается необходимость рассмотрения языка как относительно самостоятельного основания и одной из причин индивидуального и общественного развития. В исследовании изучается системный характера языка, мышления и культуры, их экологическая и социальная «встроенность» (embeddiness), тесная взаимосвязь с другими знаковыми системами и различными формами деятельности. Исходя из этого показана односторонность подходов, рассматривающих в системах со множеством действующих причин лишь двухсторонние соотношения языка и мышления, языка и культуры. Особое внимание в работе уделяется роли языка в аккумуляции и систематизации научных знаний и трансляции культурных традиций. В этом контексте язык рассматривается как часть негенетических систем наследования, «социальным априори», создающим условия и детерминирующим содержание кумулятивного общественного развития. Поэтому в исследовании обосновывается необходимость объединения в рамках системного подхода лингвистического и прагматического «поворотов» в понимании языка и его роли в культуре и науке