09.00.00 Философские науки
-
Господство бытия: бунт или покорность
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию двух типов самоактуализации и поиска смысла в условиях тотальности бытия. Рассмотрены условия и формы проявления бунта и покорности
-
Методология философии науки, как основание исследования динамики культурных парадигм
Краткое описаниеВ статье выявлена проблема теоретических оснований в динамике культуры при рассмотрении ее, как парадигмы. Рассмотрены теоретические подходы к исследованию динамики парадигм в философии науки
-
Актуальные проблемы развития в синергетической парадигме
Краткое описаниеВ данной работе представлен философско- методологический анализ ключевых особенностей «российского подхода» к исследованию теории сложности на основе научных представлений ученых, парадигма сложности претендует на роль доминанты постнеклассической философии и науки. Автор считает, что новый взгляд на природу частиц, предлагаемый теорией струн, если рассматривать ее не как чисто математическую конструкцию, а как теоретическую гипотезу в физике, влечет радикальный пересмотр прежних онтологических оснований физики. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера
-
Краткое описание
В статье разрабатывается теория соборного познания и анализируется историко-философское происхождение соборного познания в зарубежной и отечественной философии. Автор анализирует различные виды соборного познания и выявляет их основные характеристики. Данная статья является продолжением гносеологической концепции данного автора
-
Система традиционных ценностей северокавказской семьи
Краткое описаниеОсуществлен анализ традиционных северокавказских семейных ценностей, показано их значение в сохранении стабильности общества
-
Проблемные вопросы современной норвежской философии: достижения и дилеммы
Краткое описаниеВ статье представлен обзор достижений философской науки в Норвегии послевоенного периода. Автор анализирует наиболее актуальные для современной норвежской философии вопросы и тенденции. Данная работа вводит новый ряд источников, которые не были представлены ранее в русскоязычной литературе
-
Краткое описание
Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материально-го единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Проблема критериев истинности знаний о субъективной реальности живых существ
Краткое описаниеВ статье дан анализ критериев истинности знаний о субъективном мире живых существ
-
Общая семантика А. Коржибского как обучающая методика «Осознанного абстрагирования»
Краткое описаниеСтатья посвящена известному американскому логику и педагогу А. Коржибскому, деятельность которого была нацелена на активизацию психики человека в направлении неотождествления и не-элементализма. Он назвал предлагаемый им раздел науки общей семантикой и создал институт общей семантики в США. Ученый полагал, что сознание человека ограничено возможностями нервной системы и возможностями использования языка. Коржибский полагал своей педагогической целью обучение людей работе над осознанием абстрагирования, умением за эмпирическим фактом видеть структуру. Для различения структур абстрагирования он вводит понятие «карта» – схема, модель, любая мировоззренческая система, все то, что формулируется людьми. А. Коржибский отрицает закон тождества, что является глобальным вызовом законам мышления: «Чем бы, ты говоришь, эта вещь ни являлась, она этим не является». Эту идею он использует не в качестве универсального закона, а как обучающую методику, способную научить людей думать иначе, в условиях неопределенности и вероятности. В своей работе «Наука и психическое здоровье» он презентует свою методику, развивающую понимание его неаристотелевской системы, которая включает в себя неопределенность, нелокальность, нелинейность, зависимость от другого. Поэтому каждое утверждение должно рассматриваться как вероятностное. А. Коржибский и некоторые современные ученые видят в постоянной неопределенности не проблему, а потрясающую возможность для созидания и поиска. В неарестотелевской теории, по Коржибскому, возможность рассматривается как первая реальность, а деятельность как наилучший из языков
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования