09.00.00 Философские науки
-
Краткое описание
Статья представляет собой опыт рефлексии над теоретическими предпосылками феноменологического и системного подходов к проблеме прогнозирования социальной реальности. Предметом исследования являются принцип многомерности социальной реальности в аспекте детерминизма и индетерминизма социальных процессов, а также принцип каузальной асимметрии времени, выступающий в качестве онтологического основания многомерности реальности. Утверждается, что в основе постановки важнейших философских проблем находится опыт прикосновения к феномену многомерности реальности. Многомерность реальности проявляется как зависимость фундаментальных характеристик от уровня теоретического обобщения и интенциональности сознания, регистрирующего реальность в ее существовании. Гипотеза многомерности социальной реальности предполагает, что социальные процессы можно описывать и как строго детерминированные, прогнозируемые и как зависящие от свободы воли человека в зависимости от уровня теоретического обобщения, на котором они рассматриваются. Принцип каузальной асимметрии времени является формой многомерности времени и условием многомерности процесса, в том числе и социального. В основе каузальной асимметрии времени находится системность времени, несводимость времени ни к сознанию, ни к бытию. Показано, что невозможно иначе как через синтезирующую деятельность сознания связать воедино два смысла, в равной степени имеющих непосредственное отношение ко времени: длительность, удерживающую время в некотором равноправном единстве моментов и изменчивость, смену времен, выражающую онтологическую исключительность настоящего момента. Многомерность и асимметрию времени можно рассматривать в качестве теоретических предпосылок феноменологического и системного подхода к проблеме социального прогнозирования
-
Модели сетевых обществ в постиндустриальных и информационных концепциях
Краткое описаниеВ статье проведено исследование работ теоретиков постиндустриальной и информационной концепций развития общественной системы. Автор всесторонне рассматривает роль данных парадигм в формировании представлений о современном социокультурном пространстве. Он отмечает высокую прогностическую значимость, исследуемых трудов для понимания феномена Сетевого общества. При этом автор обращает внимание на то, что они не могут всесторонне описать современное состояние социального пространства и не обладают необходимой разнообразностью методологического аппарата. Отмечено, что, требуются новые способы осмысления и систематизации объектов виртуальной среды. По мнению автора, важным является обозначение информации как одной из приоритетных составляющих преобразовательного процесса в социуме. Опосредованная техникой и Интернетом коммуникация создает новый тип социальных связей, переключая внимание на создание социальных коммуникаций как игровой среды взаимодействий. Сжатие пространственно- временного континуума, описанное в терминах информационного и глобального переориентирования социального пространства, помогает осмыслить локальность, мозаичность и фрагментарность возникающего типа социальности. Это явление связано с вовлечением индивидов в тотальную систему коммуникации, которое оборачивается культурной манипуляцией, затрагивающей потребности и характер поведения во всех сферах жизни, так как информация все более приобретает способность программировать. Интернет создает иллюзию полноты социально востребованных действий и ожиданий. В статье показано, что интерес к феномену образной реальности все более возрастает среди социальных мыслителей современности, которые видят в ней будущее состояние социального пространства. Автор обращает внимание на то, что освоение Сетевого мира определяется главной задачей современных гуманитарных наук, решение которой осуществляется посредством упорядочивания, ценностного ранжирования феноменов виртуализации, оптимизации способов контроля над взаимодействием виртуальной и подлинной реальностями
-
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира
Краткое описаниеВ данной статье речь идет о языковой ментальности молодежи. Проблема многогранна и дает исследователю возможность видеть с различных сторон взаимодействия языка и менталитета, а также их действий в единстве. Менталитет молодежи в значительной степени детерминируется социальными условиями, что выражается в языковых особенностях. Язык, в свою очередь, оказывает определенное формирующее влияние на процесс социализации молодежного менталитета. Философы, психологи, лингвисты, историки рассматривают различные стороны взаимодействия менталитета и языка, их отношений: языка и мышления, языка и истории, языка и национальной культуры, языка и обучения, языка и юмора и т. д. Цель статьи – выявить особенности молодежной языковой ментальности как способа восприятия мира, определить ступени (уровни) функционирования ментальности как языковой картины мира, выделить факторы формирования индивидуальной языковой ментальности личности и социальной среды
-
Краткое описание
Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь. В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр – экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую
-
Образование: сокрытое сокровище?
Краткое описаниеОбразование играет центральную роль при формировании личности. При этом особое значение имеют ценности и идеалы, которые формируются в результате процесса воспитания и обучения. Сегодня нравственный компонент системы образования является одной из приоритетных задач государства
-
Общая семантика А. Коржибского как обучающая методика «Осознанного абстрагирования»
Краткое описаниеСтатья посвящена известному американскому логику и педагогу А. Коржибскому, деятельность которого была нацелена на активизацию психики человека в направлении неотождествления и не-элементализма. Он назвал предлагаемый им раздел науки общей семантикой и создал институт общей семантики в США. Ученый полагал, что сознание человека ограничено возможностями нервной системы и возможностями использования языка. Коржибский полагал своей педагогической целью обучение людей работе над осознанием абстрагирования, умением за эмпирическим фактом видеть структуру. Для различения структур абстрагирования он вводит понятие «карта» – схема, модель, любая мировоззренческая система, все то, что формулируется людьми. А. Коржибский отрицает закон тождества, что является глобальным вызовом законам мышления: «Чем бы, ты говоришь, эта вещь ни являлась, она этим не является». Эту идею он использует не в качестве универсального закона, а как обучающую методику, способную научить людей думать иначе, в условиях неопределенности и вероятности. В своей работе «Наука и психическое здоровье» он презентует свою методику, развивающую понимание его неаристотелевской системы, которая включает в себя неопределенность, нелокальность, нелинейность, зависимость от другого. Поэтому каждое утверждение должно рассматриваться как вероятностное. А. Коржибский и некоторые современные ученые видят в постоянной неопределенности не проблему, а потрясающую возможность для созидания и поиска. В неарестотелевской теории, по Коржибскому, возможность рассматривается как первая реальность, а деятельность как наилучший из языков
-
Общая теория биологической и социальной памяти: семиотический и процессуальный подходы
Краткое описаниеВ работе исследуются общие принципы функцио-нирования памяти в биологических и социальных системах, показана эволюция механизмов биоло-гического и социального наследования, разрабатываются теория и методология междисциплинарных исследований памяти. В ста-тье обосновывается необходимость системного и процессуального подходов к изучению памяти, показывается единство процессов памяти и информационных и знаковых процессов
-
Общее и особенное в менталитете курсантов
Краткое описаниеЦель статьи – выявить общее и особенное в менталитете курсантов разных народов. Автор приходит к выводу, что знания особенностей менталитета курсантов различных национальностей является непременным условием их успешного обучения в многонациональном коллективе военного вуза, эффективного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом
-
Краткое описание
Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материально-го единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Основные общенаучные тенденции коэволюции развивающихся систем
Краткое описаниеВ статье рассмотрены некоторые общенаучные тенденции, которые характерны для современного естествознания и для онтологии и теории познания. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)