09.00.00 Философские науки
-
Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху
Краткое описаниеАнализ системы семейных ценностей, показана их трансформация с развитием общества
-
Трансформация феномена власти в новое и новейшее время
Краткое описаниеСтатья посвящена вопросу понимания власти в эпоху Нового времени. Новоевропейский модернизм усилил представление о власти как способе достижения эффективности деятельности в общественной жизни. Сущность власти в Новое время определялась в связи с модернизацией и индустриализацией общественного производства. Кроме того, она связана с развитием значимости субъекта. Власть необходимо является обратной стороной свободы
-
Феномен культурной самоидентичности в контексте исторического времени
Краткое описаниеВ статье рассматривается формирование и развитие культурной самоидентичности под влиянием культурно-исторической динамики. Пристальное внимание уделяется описанию непрерывности формирования компонентов самоидентификации на фоне изменения восприятия времени
-
Фиксация онтологической иерархии в древнегреческом эпосе
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу представлений об иерархическом устройстве мироздания в древнегреческой мифоэпической традиции. В исследовании показано, что миф отражает в своей структуре основную программу объяснения человеком основных принципов мироздания; Хаос сам обладает порождающей силой и образует из себя порядок, а иерархия возникает вместе с формированием порядка-космоса. Первые божества – Гея и рожденные ею Уран, горы, понт, - обладают огромной силой и, в первую очередь, силой порождения. Из произведений Гомера и Гесиода мы выяснили, что история богов связана с борьбой детей с отцом-правителем. Одно поколение богов, становится той опорой, на которой стоит следующее. Третье поколение богов является властителями в большей степени, чем предыдущее. Поколение титанов неумолимо, но оно живет согласно безграничным силам природы. Титаны необузданны. Боги-олимпийцы, напротив, имеют отношение к сознательному ограничению. Боги третьего поколения обладают страстями: любят, ненавидят. Однако олимпийцы, также как и люди, должны подчиняться трансцендентальному закону мироздания. Боги третьего поколения приобщены к разумному. Порядок мироздания, подчиненный закону-Судьбе распространяется в человеческом сообществе. Власть как акциденция изначальной иерархии дает себя в руки тем, кто может подчинить свою волю абсолютной силе Судьбы. Легитимность власти определяется изначальной иерархией мироздания
-
Философское осмысление концепта «игра» и его использование в неигровых контекстах
Краткое описаниеДля междисциплинарного осмысления феномена игры интересно, как концепт игрового дискурса функционирует в различных неигровых контекстах. Исследование разновидностей концепта игра позволяет проследить процесс образной концептуализации знания об этом универсальном феномене. На многочисленных примерах автор прослеживает, как феномен игры репрезентируется в языке и отражается в сознании. Показано, что концепт игра отличается большой продуктивностью метафорического переосмысления. В результате акцентируются наиболее значимые характеристики феномена игры, реализуются определенные представления об игре, эксплицируются такие доминантные ее смыслы, как свобода, возможность выбора, имитация, динамичность, эмоциональное напряжение, агональность, азарт, риск, непредсказуемость результата и другие атрибутивные признаки. Представленные контексты употребления иллюстрируют также коммуникативные и социальные составляющие игрового поведения. Доминантные смыслы, ключевые идеи, объединяющие рассматриваемые образы, актуализируют как базовые принципы, характерные для феномена игры в целом, так и специфические особенности различных видов игр (спортивных, детских, азартных, театральных, компьютерных и др.)
-
Философское осмысление концепции экономического человека Ж. Бодрийяра
Краткое описаниеОсмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Так, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра – это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели, трансформации кредитной системы, восприятию кредита человеком. Индивид перестает быть ключевым агентом экономики. Спрос подвергается воздействию со стороны предложения, он становится функцией производства, под воздействием которого изменяется и структура спроса. Автор статьи обращается также к проблеме рациональности как основе экономического моделирования и обнаруживает отрицание Бодрийяром рациональности как черты человека потребляющего. В заключении представлены основные положения концепции Жана Бодрийяра о поведении человека в современной экономической среде
-
Краткое описание
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой – личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
-
Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение
Краткое описаниеСтатья посвящена раскрытию особенностей присущих человеку мироотношения и мировоззрения. Осуществляя сравнительный анализ этих феноменов человеческого сознания, автор выявляет понятиеобразующие признаки каждого из них. Мироотношение обладает такими признаками, как субъективность и дискретность, мировоззрению присущи субъективированность и континуальность. При этом оба рассматриваемых феномена характеризуются процессуальностью, интенциональностью и контекстуальностью, проявляющимися в двух этих случаях существенно различным образом
-
Человек и его мироотношение. Сообщение 2. Мироотношение и самоопределение
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию взаимосвязи мироотношения человека с осуществляемым им самоопределением. Автор показывает различия в характере связей мироопределения и миротворения как двух процессуальных составляющих мироотношения с самоопределением человеческого существа
-
Краткое описание
Статья посвящена анализу связей мироотношения человека с его способностями, потребностями и присущими его целостности типами. Особенности этих связей свидетельствуют о том, что тоталитар-ный и партитивный типы человеческой целостно-сти осуществляются в пассивно-сомацентрическом, активно-сомацентрическом, пассивно-персонацентрическом, активно-персонацентрическом, пассивно-спиритоцентрическом и активно-спиритоцентрическом подтипах, а гармоническому типу подобная дифференциация не свойственна