09.00.00 Философские науки
-
Краткое описание
В статье предложен и обоснован универсализирующий метод культурологии как интегративной области знания, связанный с глубинным пониманием сакральных истоков и сущности культурного опыта в его конкретно-исторической наполненности
-
Генезис доктрины «ученого незнания» и ее познавательное значение
Краткое описаниеПрояснение и истолкование философского смысла доктрины «ученого незнания» в историко- философском аспекте связано с необходимостью выявить генетическую и содержательную связь принципа «умудренного неведения» с апофатической традицией мысли. Сначала в статье исследуется генезис принципа «docta ignorantia»: он возникает в рамках богословия как способ богопознания. Одно это часто заставляет исследователей ограничивать гносеологический потенциал принципа «ученого незнания» сферой негативной теологии и мистики. Однако рассмотрев отличия между философским и конфессионально-богословским пониманием теологии, авторы трактуют парадигму «ученого незнания» как фундаментальный философский принцип мышления и познания. В настоящее время общепринятым является представление, что парадигма «ученого незнания» в своем классическом виде формируется в рамках апофатической традиции. В статье указывается на то, что эталонные образцы апофатики, представленные в христианском богословии, с одной стороны, опираются на солидную философскую (в основном, платоническую и неоплатоническую) традицию, а с другой, - не ограничивают сферу дальнейшего распространения определенной - апофатической - традиции мировой философской мысли, внутренне сопряженной с парадигмой «ученого незнания», главной интенцией которой выступает выглядящее парадоксальным постижение Абсолюта как абсолютно непостижимого начала. Результаты научного поиска в заданном направлении кратко представлены в данной статье
-
Краткое описание
В статье доказывается, что катастрофическое падение у нас за годы «перестройки» всего, на чём держится жизнь народа, – это вовсе не результат каких-то принципиальных ошибок, а неизбежные издержки сознательно выбранной капитализации разложившегося советского общественного строя в условиях, сложившихся на нашей планете на рубеже веков. Что это свойство самой «переходной» экономики, созданной нашим «переходным» государством. И что причина этого не в том, что капитализм, к которому мы приобщаемся, якобы уже гниет, а в том, что тот конкретный капитализм, который нам в будущем доступен, который мы начинаем получать и который мы получим в конце «либерального перехода», может быть только таким, и никаким другим. Он превращает нас в страну периферийного капитализма.
-
Внутренний мир живых существ как объект познания в немецкой классической философии
Краткое описаниеВ статье дан обзор результатов ретроспективного исследования представлений о субъективном мире живых существ в немецкой классической философии
-
Внутренний мир живых существ как объект познания в философии нового времени: английский эмпиризм
Краткое описаниеВ статье приведен обзор результатов ретроспективного исследования философской мысли представителей английского эмпиризма о субъективном мире живых существ
-
Влияние миграции на изменение менталитета (на примере Северного Кавказа)
Краткое описаниеНа основе анализа отечественной литературы, по-священной проблемам миграции народов Северного Кавказа, авторы делает вывод о том, что в результате миграции горцев во многом меняется этнодемографическая ситуация, происходит пере-стройка этнического и культурного облика переселенцев, что, в свою очередь, повлияло на эволюцию менталитета горцев. Диалог с новыми соседями во многом носил взаимообогащающий характер. Цель данной статьи – выявить влияние миграции на изменение менталитета северокавказских народов
-
Влияние менталитета и религии на формирование экологического сознания
Краткое описаниеВ статье дается философское осмысление пробле-мы взаимодействия человека и природы на разных этапах общественного развития и в различных ти-пах цивилизации. Цель статьи – определить влия-ние менталитета, религии, цивилизации и традиций на содержание и типы экологического сознания
-
Властный потенциал творчества и творческий кризис современности, отраженный в научной фантастике
Краткое описаниеВ статье рассматривается влияние творчества на формирование личности человека, кризис совре- менной творческой деятельности и ее влияние на формирование окружающей действительности, бытие. Анализируются идеи творчества в научной фантастике
-
Взаимосвязь науки, производства и образования в опыте рефлексии
Краткое описаниеВ статье поднимается вопрос, связанный с некоторыми особенностями функционирования современной науки. Особое внимание уделяется процессу взаимодействия науки, производства и образования. Функция науки в воспроизводстве и развитии современных производительных сил заключается в создании производительных сил в форме знания и «переведения» их из этой формы в реальные факторы материального производства. Осуществляется этот процесс при помощи внедрения в материальное производство технических, технологических и нетехнических инноваций через систему (или канал) внедрения, посредством воспроизводства качественных характеристик рабочей силы в системе общего, специального и высшего профессионального образования. Следует отметить, что в современных условиях глобализации и средства производства, и рабочая сила, и общественные производительные силы воспроизводятся не стихийно и даже не просто с участием обыденного сознания, а на основе переведения производительных сил, созданных, прежде всего, в форме научного знания, в материальные производительные силы. Структурами, обеспечивающими такое «переведение» и одновременно опосредующими связь науки с материальным производством, являются система внедрения и система образования
-
Взаимодействие власти и свободы человека в современном мире
Краткое описаниеОбосновывается необходимость социально- философского анализа феномена власти, поскольку наряду с трансформацией сущности властных отношений меняется и человек, его ценностные установки и ориентиры. Возникновение и превращение знания во властный ресурс стало основанием для гуманизации и демократизации власти и, вместе с тем, привело к тотальным формам закрепощения человека. Стремления людей к увеличению эффективности, результативность в достижении поставленных целей, высокий уровень организации позволяет власти не только принуждать и управлять, но и дает возможность продуцировать «послушные тела». Возникает и расширяется «пространство власти», понимаемое как «оцентрованная» территория, освоенные сферы деятельности, созданные, организованные условия пребывания людей. Появляются новые социальные привилегии, формы мобильности, связанные с отсутствием привязанности к «месту», территории. Следствием «детерриторизации власти» становится отказ от ответственности за последствия деятельности и «эффективного» управления. Представляются новые формы проявления власти: переход от всеобщего контроля, к полному отказу от контролирующих функций, человеку предоставляется полная свобода выбора при решении жизненно важных задач, но не предоставляется оснований для совершения выбора. Власть, возникшая как необходимость оградить жизнь людей от анархии, сопряженной с непредсказуемостью, в современном мире делает риск новой формой управления. Совокупность рассмотренных факторов становится основанием для деперсонализации властных отношений, проявляясь в том, что обезличиваются не только люди, на которых оказывает воздействие власть, но и те, кто властвует - «исчезают субъекты власти»